Файл: I. Право определение, сущность, признаки, функции. Социальные нормы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
соглашение двух и более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон.

Например, международный договор, коллективный договор между хозяином (предпринимателем) и наемными работниками . Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений и так далее. Договоры нормативного содержания - это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативно - правовых актов. Такие договоры получили распространение в трудовом праве при заключении контрактов между работодателем и работником, в международном праве.

Договор с нормативным содержанием имеет следующие свойства:

Содержит норму права общего содержания (норма регулирует конкретные правоотношения – трудового права, международные соглашения и т. д.). Добровольность заключения договора. Равенство сторон. Согласие участников по всем существенным аспектам договора. Взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение принятых обязательств. Правовое обеспечение.

Европейское право.

Право Европейского Союза – это уникальный правовой феномен, сложившийся в ходе развития европейской интеграции в рамках Европейских сообществ и Европейского Союза.

Это самостоятельная правовая система, которая возникла в процессе объединения европейских государств в единый союз.

Право Европейского союза представляет собой специфический правопорядок, правовую систему, сложившуюся на стыке международного права и внутригосударственного права государств - членов Европейского Союза, обладающую самостоятельными источниками и принципами. Термин «право Европейского Союза» вошел в употребление с начала 1990-х гг. с появлением Европейского Союза. История расширения ЕС отражена в таблице.

Год

Страна

Общее
количество
членов

1957

Люксембург Нидерланды Франция

6

1973




9

1981

Греция

10

1985

Гренландия (автономная территория Дании) выходит из сообщества

10

1986

Португалия Испания

12

1990

 ГДР (присоединилась к Западной Германии)

12

1995

Австрия Финляндия Швеция

15

2004

Венгрия Кипр Латвия Литва Мальта Польша Словакия Словения Чехия Эстония

25

2007

Болгария Румыния

27


На данный момент в состав ЕС входят 27 государств.

В отличие от правовых систем отдельных государств (национального права) право Европейского Союза распространяет свое действие на территорию всех стран – членов Европейского Союза. Право ЕС часто характеризуют как наднациональное право.

Субъектами права ЕС являются:

-  граждане всех государств – членов ЕС,

-  юридические лица, которые находятся на территории ЕС,

-  государства – члены Союза и их компетентные органы (правительства, парламенты, национальные суды и т. д.),

-  Европейский Союз вцелом и его структурные подразделения.

Предметом права ЕС являются общественные отношения, возникающие между гражданами, юридическими лицами, странами – членами и другими субъектами, которые находятся на территории ЕС.

Право ЕС по своему характеру неоднородно и включает в себя нормы разных отраслей права (административное, гражданское, трудовое и др.).

Для права ЕС характерны специфические методы воздействия:

-  метод унификации и

-  метод гармонизации.

Метод унификации предполагает установление Союзом единых правил поведения, которые регулируют общественные отношения на всей его территории. Это нормативные правовые акты (законы) – регулы.

Метод гармонизации означает издание Союзом основ законодательства, в соответствие с которыми страны – члены приводят свои внутренние законы и подзаконные нормативно – правовые акты. Это директивы. А в сфере уголовного и уголовно – процессуального права – рамочные решения.

Регламенты вступают в силу на 20 день после их опубликования в Официальном журнале Европейского Союза.

Директивы и рамочные решения имеют «срок трансформации» - период времени, который дается странам – членам на то, чтобы привести свое законодательство в соответствие с указанными актами (в среднем полтора года).

Источники права ЕС.

Право Европейского Союза обладает оригинальной системой источников. Источники права Европейского Союза образуют целостную систему источников с присущей для такой системы иерархией актов. Система источников права Европейского Союза включает в себя две группы актов - акты первичного права и акты вторичного права.


К актам первичного права относятся все учредительные договоры Европейского Союза. По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Европейского Союза, содержащимся в актах вторичного права.

Особенностью Европейского Союза является то, что в его основе лежат несколько международных договоров учредительного характера.

Это учредительные договоры ЕС:

-  Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ECSC) 1951 г.,

-  Римский договор, учреждающий Европейское Сообщество 1957 г.,

-  Римский договор, учреждающий Евратом 1957 г.,

-  Маастрихтский договор о Европейском Союзе 1992 г.

-  Ниццский договор 2001 г.

К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами Союза, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров.

Это нормативные акты, (регламенты, директивы, рамочные решения), индивидуальные акты (решения), рекомендательные акты (рекомендации и заключения).

Следующей категорией актов вторичного права являются акты о координации Общей внешней политики и политики безопасности, а также сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно - правовой сфере. Данную категорию актов характеризуют общие принципы, общая позиция, совместная акция, общая стратегия. Отдельную категорию актов составляют юрисдикционные акты - решения Суда. К источникам вторичного права относятся акты sui generis - «неофициальные» формы права, не предусмотренные учредительными договорами акты, издаваемые органами Союза (обычно выражаются, как решение конкретного органа или резолюция). Последнюю категорию источников вторичного права можно обозначить как международные акты. В неё входят решения и акты представителей государств - членов, конвенции между государствами – членами и т. д.

Принципы права Европейского Союза.

1)  Принцип верховенства права ЕС означает, что нормы данной правовой системы имеют большую юридическую силу, чем правила, установленные в странах – членах ЕС. В случае несоответствия (коллизии) между законом или другим источником национального права и источниками права ЕС, решение принимается на основании источников Европейского права.

2)  Принцип прямого действия означает, что право ЕС наделяет субъективными правами и обязанностями не только государства – члены, но и физических и юридических лиц. В национальных судах они могут ссылаться на статьи учредительных документов или правовых актов Союза.


Важнейшие принципы деятельности ЕС.

·  Принцип законности, т. е. деятельность Союза должна осуществляться в рамках полномочий и целей, указанных в учредительных документах.

·  Принцип субсидиарности, т. е. ЕС не должен вмешиваться в вопросы, которые страны – члены могут решить самостоятельно.

·  Принцип пропорциональности, т. е. действия Союза должны строго соответствовать его целям.

Институты ЕС.

В настоящее время в ЕС существуют 5 основных институтов, полномочия которых определены Договором о ЕС 1957 года:

-  Европейский парламент,

-  Совет Европейского Союза,

-  Европейская Комиссия,

-  Суд,

-  Счетная палата.

А также Европейский центральный банк, Комитет регионов, Экономический и социальный комитет и др.

Месторасположение институтов ЕС:

Страсбург – Европейский парламент,

Брюссель – совет Европейского союза и Европейской комиссии,

Люксембург – Суд и Счетная палата,

Франкфурт–на-Майне – Европейский центральный банк.

Европейский парламент.

Это представительный институт Сообщества и Союза. Состоит из представителей народов государств – членов ЕС. Все депутаты Европарламента избираются всеобщими прямыми выборами сроком на 5 лет.

Общее число депутатов составляет 732. От каждой страны количество депутатов избирается пропорционально количеству жителей этой страны. Депутаты выражают интересы всех жителей Союза вцелом.

Функции и полномочия.

Основными функциями Европарламента является рассмотрение и принятие законодательных актов, обсуждение и утверждение бюджета, политический контроль за исполнительной властью. Законы Европарламент принимает не самостоятельно, а с одобрения Совета Европейского Союза.

Европарламент также дает согласие на заключение международных договоров, разрешение на вступление в Европейский Союз новых государств.

Европейский парламент работает в сессионном режиме. Сессия длится одну неделю каждый месяц, кроме августа. Решение принимается простым большинством голосов.

Руководит работой парламента председатель и его заместители, которые избираются на 2,5 года.

Совет Европейского Союза.

Состоит из должностных лиц исполнительной власти стран – членов (министры), по одному представителю от каждой страны. Члены Совета выражают и защищают интересы своих стран и выполняют указания своих правительств.

Пост председателя Совета не является выборным, его занимают страны –
члены поочередно, каждое втечение одного полугодия.

Функции Совета.

Совет реализует законодательную функцию вместе с Европарламентом. Утверждает принимаемые законы, вето (запрет) Совета на законопроекты носит абсолютный характер, т. е. слово Совета является решающим.

Работа также в сессионном порядке – в среднем 100 сессий в год.

Кворум составляет большинство от списочного состава (13 из 25). Способ принятия решения – единогласие. Но голосование не проводится. Решение считается принятым, если никто не выступил против.

Европейская комиссия.

Состоит из 25 человек: председатель и 24 комиссара. От каждой страны по одному члену. Председатель и комиссары не связаны указаниями своих государств и обязаны действовать в интересах Союза вцелом. Комиссия формируется сроком на 5 лет. Председатель назначается Европейским парламентом.

Функции ЕК.

Охранительная, т. е. обеспечение соблюдения учредительных договоров, правовых актов институтов ЕС странами – членами и физическими и юридическими лицами. Инициативная, т. е. подготовка новых нормативных актов, которые должны быть приняты Европейским Союзом. Исполнительная – Комиссия принимает различные меры по исполнению регламентов, директив, решений, исполнению бюджета ЕС.

III. Правовые отношения, правонарушения: понятие, признаки, виды.

Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Правовые отношения выступают как юридическая форма других отношений. Поэтому с точки зрения материального содержания они могут быть самыми разнообразными. В литературе существуют два определения правовых отношений.

1. Это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.

2. Это возникающее на основе нормы права общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами.

Оба определения правильны. Все зависит от характера регулируемых отношений. Есть реальные отношения, существующие в обществе, независимо от того, есть право или нет. К первому определению подходят отношения собственности