Файл: Итоговая аттестационная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФГБОУ ВО «АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра культурологии и социально-культурной деятельности

Допустить к защите

Зав. кафедрой, к.филос.н., доцент

_____________________ Л.Д. Заярная

«______» __________________ 20___ г.


ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Особенности организации досуга подростков в условиях сельской местности на примере МБОУ «Оросунская СОШ» село Оросу, Верхневилюйского района, Республики Саха (Якутия)

Направление переподготовки «Проектная деятельность в учреждении культуры: новые технологии социально-культурного проектирования»

Выполнила Иванова Анна Петровна, ___________ (подпись)

Руководитель Ляпкина Татьяна Федоровна, _________ Доктор культурологии, профессор кафедры КиСКД

Якутск

2021 год

Оглавление:



1. Актуальность проекта 2

2. Целевая аудитория проекта 5

3. Количество участников 5

4. Сроки реализации проекта 5

5. Мотивационно-диагностический этап 5

6. Проектировочный этап 5

7. Реализационный этап 5

7.1. Составление плана реализации проекта 6

7.2. Реализация плана действий 7

7.3. План реализации проекта 13

8. Заключение 15

9. Список использованных источников 16


1. Актуальность проекта


Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое провождение времени, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, спорт – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

Занятость части подростков в каких-либо секциях, кружках, студиях мало влияет на то, как они проводят свое свободное время. А любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность.

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждения от культуры и искусства подростков, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры. Использование свободного времени молодёжью является своеобразным показателем её культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. За последние годы среди молодежи значительно возросло употребление табака, наркотиков и алкоголя. Выросло количество правонарушений и преступлений, совершенных подростками, потому что разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, ценности. Современная социальная ситуация неизбежно приводит молодое поколение к необходимости взять ответственность за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. Необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации досуга молодежи. Поэтому наш проект «Организации досуга подростков в условиях сельской местности» – проект, созданный решать социальные проблемы в молодежной сфере.

Цель проекта: провести в течение 12 месяцев по 2 мероприятия в месяц, на которых будет задействовано не менее 30% подростков села Оросу, Верхневилюйского района, Республики Саха (Якутия).

Задачи проекта:

  1. улучшение культурной обстановки в селе, способствование интеллектуальному развитию подростков;

  2. развитие творческих способностей подростков и формирование активной жизненной позиции;

  3. привлечение подростков к участию в организации своего досуга;

  4. формирование у подростков ответственности за свое будущее.

Выявив актуальность этой проблемы, поставив цели и задачи, которые предстоит решить в ходе этого проекта, мы решили на практике реализовать свои планы. В ходе разработки этой стадии мы не только проанализировали собранную информацию, но и просчитали, каким образом можно решить проблему. Наметили для себя программу действий.

Новизна проекта:

  • проведен анализ организации досуга подростков в условиях села Оросу;

  • проведено социологическое исследование среди подростков села Оросу,

  • рассмотрена досуговая деятельность подростков села Оросу (по материалам анкетирования);

  • выработаны рекомендации по организации досуга подростков в селе Оросу;

  • разработан проект социально – педагогической программы, направленной на предоставления досуга подросткам.



2. Целевая аудитория проекта


Дети среднего школьного возраста МБОУ «Оросунская СОШ», с. Оросу, Верхневилюйского района, Республики Саха (Якутия).

3. Количество участников


15 детей среднего школьного возраста МБОУ «Оросунская СОШ», с. Оросу, Верхневилюйского района, Республики Саха (Якутия).

4. Сроки реализации проекта


В течение учебного года 2021-2022 гг.

5. Мотивационно-диагностический этап


Сроки: в течение учебного года 2021-2022 гг.

Основные мероприятия: Организация досуговой работы с подростками села с учетом их интересов.

Предполагаемый результат: Вовлечение наибольшего числа подростков села старше 14 лет в досуговую деятельность школы с учетом их интересов и способностей.



6. Проектировочный этап


Сроки: в течение учебного года 2021-2022 гг.

Основные мероприятия: Создание условий для самовыражения формирующейся личности посредством развития творческих способностей подростков села.

Результат: Развитие системы организованного досуга подростков в условиях сельской местности.

7. Реализационный этап


Сроки: в течение учебного года 2021-2022 гг.

Основные мероприятия: При реализации проекта «Досуг современной молодёжи» мы надеемся улучшить культурную обстановку в селе, способствовать интеллектуальному развитию молодёжи. Это главная причина, по которой мы выбрали именно эту тему. Во-вторых, работая над проектом, мы надеемся узнать много интересного и полезного, что может пригодиться нам в дальнейшем.

7.1. Составление плана реализации проекта


Выявив актуальность этой проблемы, поставив цели и задачи, которые предстоит решить в ходе этого проекта, мы решили на практике реализовать свои планы. В ходе разработки этой стадии мы не только проанализировали собранную информацию, но и просчитали, каким образом можно решить проблему. Наметили для себя программу действий.

  1. Работа групп по направлениям.

  2. Проведение мероприятий с целью организации досуга подростков.

Форму реализации нашего проекта графически можно представить в таком виде.



7.2. Реализация плана действий


1. Своё исследование мы начали с анкетирования подростков с целью изучения вариантов организации свободного времени подростков нашего села и пожеланий по организации досуга. Мы опросили 15 человек. Результаты оказались следующими:

На вопрос «Чем Вы занимаетесь в свободное время?» участники опроса дали такие ответы:


На вопрос «Чего не хватает или мало в организации свободного времени для подростков в селе Оросу?» участники опроса ответили:



2. В классе мы проводили беседы

«Как я отдыхаю», «Активный и пассивный отдых»



«Проблемы организации досуга в селе»



диспут «Спорт: вред или польза», акцию «Мы за спорт!».


3. Из средств массовой информации: газет, журналов, телевидения и сети Интернет мы узнали возможные формы организации досуга подростков, такие, как:

  • создание клубов по интересам;

  • проведение соревнований;

  • оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, профилактические мероприятия, занятия аэробикой;

  • конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВН, клубы эрудитов);

  • вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы);

  • камерные формы работы – литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные;

  • диспут-клубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции;

  • экскурсионная работа – ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы;

  • встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - беседы, программы по сюжетам телевизионных передач («Большая стирка», «Маска-откровение», «Моя семья». Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы;

  • концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей.

  • постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов.

4. Мы изучили специальную литературу, интернет, где есть много сайтов о дизайне помещений. Имея в виду здание МБУ «Оросунское культурно-досуговое учреждение», с. Оросу, мы отобрали несколько вариантов, которые можно воплотить в жизнь своими силами.





Также мы предлагаем собственные варианты, к разработке которых привлекли подростков нашего села. При моделировании оснащения помещения мы опирались на данные опроса, который показал, что молодым людям нужно оборудованное место проведения досуга. Мы учитывали, что в помещении должно быть место для отдыха, занятий спортом, подготовки к концертам и прочее. Так, в фойе сельского клуба можно проводить разного рода выставки или организовать прокат лыж, коньков и т.д.; в одной из комнат можно оборудовать небольшой спортзал, а на сцене будет уместна подготовка к концертам и проведение дискотек, творческих гостиных.

Работу над нашим проектом мы разделили на три части: исследование, подготовка, реализация.

  1. Исследование включает в себя исследование литературы, средств массовой информации, Интернета, анализ опроса.

  2. Подготовка к реализации проекта предусматривает конкурс среди заинтересованных лиц на лучшую модель оснащения помещения, изучение ресурсов Интернета.

  3. Реализация проекта: создание инициативной группы, сотрудничество с молодёжью села при оснащении помещения, составление предварительного плана мероприятий.

Проект по организации досуга подростков экономически выгоден, поскольку для его реализации рационально привлечение подростков и минимальные финансовые затраты. Инструменты и материалы нам предоставят инициативные люди из числа молодежи, мы рассчитываем и на помощь местной администрации села Оросу.

В ходе экскурсии и беседы с депутатом сельского совета МО «Оросунский наслег» Ильиным И.Е. мы выяснили, что бывшее помещение МБУ «Оросунское культурно-досуговое учреждение» находится в хорошем состоянии, главной проблемой является отсутствие отопления.


Наименование материала

Количество

Стоимость в руб.

Краска для пола

3 шт.

1900.0

Краска для стен (фасадная)

10 кг

1800.0

Колер

3 шт.

600.0

Кисть малярная

5 шт.

500.0

Валик малярный

2 шт.

500.0

Краска эмаль белая

2кг

700.0

Итого: 6000.0


Встретившись с Главой администрации МО «Оросунский наслег» Антоновым А.В., мы узнали, что бывшее помещение МБУ «Оросунское культурно-досуговое учреждение» находится в собственности МО «Оросунский наслег».


7.3. План реализации проекта


  1. Опрос населения об организации занятости подростков в вечернее время.

Ответственный: Иванов Эркин, Петрова Маша

Время:10 дней (сентябрь)

Ресурсы: опросные листы.

  1. Изучение рисков разработчиками проекта:

  • отсутствие желающих быть в составе инициативной группы;

  • отсутствие спонсоров, нежелание населения помочь;

  • малый процент участвующих в разработке моделей;

  • малый процент участвующих в оснащении помещения.

Мы проработали методы компенсации рисков (1 неделя) (сентябрь):

  • разработчики проекта– активные участники инициативной группы;

  • обращение к населению;

  • участие в конкурсах для получения средств на реализацию проекта.

Ответственный: вся группа

Время: (1 неделя) (сентябрь)

Ресурсы: -

  1. Создание инициативной группы (из числа подростков).

Ответственный: Потапов Павел

Время: в течение работы над проектом

  1. Поиск финансирования (поиск спонсоров, работа с выпускниками МБОУ «Оросунская СОШ», привлечение населения села; оснащение помещения).

Ответственный: Кириллин Егор

Время:1 месяц (сентябрь-октябрь)

Ресурсы: денежные средства.

  1. Моделирование оснащения помещения с привлечением населения.

Ответственный: Охлопкова Татьяна

Время:2 недели (октябрь)

Ресурсы: модели оснащения

  1. Оснащение помещения с привлечением заинтересованных лиц.

Ответственный: Егоров Нюргун, Семенов Саша

Время: 2 месяца (ноябрь-декабрь)

Ресурсы: оборудование, отделочные материалы

Общее затраченное время: 4 месяца

  1. Проведение мероприятий созданной нами инициативной группой из числа подростков (6 месяцев)

Ожидаемый результат: увеличение количества занятой подростков в течение 6 месяцев с момента начала мероприятий до 30%.

  1. Оформление материалов проекта (оформление портфолио проекта, фотографий, создание презентации).

8. Заключение


Обобщая вышесказанное, досуг- это сфера свободного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в тоже время целенаправленность самого процесса досуга, который охватывает искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д. Досуговая сфера даёт подростку возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.

В процессе досуга подростку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. В сфере досуга подростки, более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности, как пьянство, наркомания, проституция, преступность.

9. Список использованных источников


  1. Богданова О.С., Черепкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988-206с.

  2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высш. пед. Учеб. Заведений. - М.: Изд-во центр "Академия", 2002 - 160с.

  3. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьёй. М: Педагогическое общество России, 2003 - 192с.

  4. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. (Пособие для педагогов) - Мн.: Амал- фея, 2000-448с.

  5. Ерошенко И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.: Просвещение, 1986-126с.

  6. Кон И.С. Юность как социальная проблема // Молодёжь и общество. М.: Просвещение, 1973-250с.

  7. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д.: Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1995.-136с.

  8. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. - М.: Изд. Центр "Академия", 2003-256с.

  9. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. Книга для учителя, - М.: Просвещение, 1991.-95с.

  10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.- М.: ТЦ Сфера, 2002.-480с.

  11. Полукаров В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория-практика. - М, 1995-118с.

  12. Соколов Р.В. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства. - М.,1992-120с.

  13. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства Просвещения РСФСР М.:-1961-220с.

  14. Федина О.В. (учитель русского языка и литературы) Нет ничего прекраснее цветов. // Школа. 2003. - №4. - С. 46 - 47. (интегрированный урок).

  15. Филиппова И.В., Гривина И.В. Федеральная программа содействия занятости населения России: итоги и перспективы / «Профессиональное образование». 2001. - №3. - 2001. - С. 18-19.

  16. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -96с. - (Психология для всех).

  17. Чистяков Н.Н. и др. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся / Н.Н. Чистяков, Т.А. Буянова, Н.Э. Касаткина; Под ред. Н.Н. Чистякова. -М.: Просвещение, 1982. 175с. - С. 95-102.

  18. Юнг К.Г. Аналитическая психология: её теория и практика. Тавистокские лекции. Глоссарий. СПб.: Б.С.К., 1998. - 211с.

  19. Юнг К.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание: Сб. М.: «ОЛИМП»; ООО «Изд-во ACT - ЛТД», 1997. -400с.

  20. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: ООО «Изд-во ACT -ЛТД», «Канон +», 1998. - 400с.

  21. Ядов В.А. Социологическое исследование (методология, программа, методы).
М.: Педагогика, 1992. -208с.


  • Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации и поведения человека. М.: Просвещение, 1989. - 116с.

  • Яницкий О.Н. Методологические проблемы исследования социально-экологических проблем // Вопросы философии. 1992. - №3. - С. 91-99.

  • Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности / Н.Н. Ярошенко. М., 2000. - 197с.