Файл: Тема Устная и письменная форма деловой речи. Критерии и качества хорошей деловой речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2. Устная и письменная форма деловой речи. Критерии и качества хорошей деловой речи




Речевое общение может быть организовано устном и письменном виде. Они тесно связаны между собой и происходит их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Это выражается в том, что любой текст мы может озвучить голосом и также любая речь может быть технически зафиксирована на бумажном носителе.

Существуют такие жанры письменной речи, как, например, драматургия, ораторские произведения, которые предназначены специально для последующего озвучивания. И наоборот, в литературных произведениях широко используются приемы стилизации под «устность»: диалогическая речь, в которой автор стремится сохранить особенности, присущие устной спонтанной речи, монологические рассуждения персонажей от первого лица.
Устная речь применяется в рамках непосредственного общения. Устная речь сопровождается мимикой и жестами, что в свою очередь усиливает эмоциональную насыщенность и смысловую значимость передаваемой информации.

Устная речь применяется в виде монолога (выступление перед аудиторией, рассказ, лекция) или диалога (беседа, обсуждение, разговор). Устная речь может быть как спонтанной, так и подготовленной. Спонтанная речь сопровождается наличием большого количества пауз. Это обусловлено тем, что устное высказывание формируется постепенно, в зависимости от того, что уже сказано, и что еще предстоит сказать или повторить.


Задание 1. Перепишите, правильно расставив недостающие окончания:
1) управляющ… клуб… А.С. Петрова вызвал… наряд полиции; 2) в аэропорт… «Емель-янов…» произошло ЧП; 3) в шкаф… были обнаружены важные улики; 4) нарушитель оправ-дывал свои действия тем, что увидел призрак… (мн. число); 5) наряд полиции заметил на вокзале подозрительны… лиц…; 6) ловить кревет… в Чёрном море (мн. число);
2. 1) в городе Чехов… прошёл турнир по самбо; 2) из деревни Ольховк… (им. п. – д. Ольховка); 3) в Республик… Тыв… отмечен спад уровня преступности; 4) на реке Ангар…; 5) на реке Енисе…; 6) на улице Енисейск… произошло крупное ДТП; 7) на острове Татышев… прошёл турнир по стритболу; 8) прошлым летом мы отдыхали в Крым…; 9) в «Войн… и мир…» Л.Н. Толстой дал описание Бородинского сражения.


Задание 2. Перепишите, правильно расставив недостающие (!) окончания в родительном падеже множественного числа:
не хватает нос….. (носки), нет нужных чул….. (чулки), все размеры бер….. (берцы), 10 кило-метров рельс….. (рельсы, *классический вариант р.п. мн.ч.), большой выбор джинс….. (джин-сы), все размеры мужских туф….. (туфли), нет моих ботин….. (ботинки), нет моих тап….. (тап-ки), пять цыган….. (цыгане), пять бурят….. (буряты), пять татар….. (татары), пять турок….. (турки), пять хакас… (хакасы), отряд партизан….. (партизаны), много солдат….. (солдаты), десять ампер….. (амперы), десять килограмм….. (килограммы, *классический вариант р.п. мн.ч.), десять помидор….. (помидоры).

Задание 3. Перепишите, указывая в скобках после каждой фамилии их склоняемость, несклоняемость или склоняемость только для мужчин («скл» – склоняется, «скл муж» – только у мужчин, «не скл» – не склоняется). Будьте готовы обосновать свою точку зрения:
Окуджава (……), Абрамчик (……), Дитрих (……), Цой (……), Алёха (……), Дзагоев (……), Обама (……), Ария (……), Бахман (……), Высоцкий (……), Куцкель (……), Беспрозванных (……), Богданович (……), Бойко (……), Пельмень (……), Борисяк (……), Бру (……), Васильченко (……), Голодец (……), Вертинский (……), Демитрадзе (……), Долгих (……), Сало (……), Берёза (……).

Задание 4. Определитесь со слитным или раздельным написанием слов.
1. Большое поле простиралось куда-то в..даль к лесу. 2. В..дали голубой виднелась летящая гусиная стая. 3. В..дали, у озера, стали собираться рыбаки. 4. Маслянистое пятно на воде быстро разрасталось в..ширь. 5. Батискаф «Мир» опустился в..глубь Байкала. 6. Порой так хочется взлететь в..высь – до самой луны. 7. Калитка заброшенного дома была обвита с..верху до..низу плющом, а в..низу разрослась крапива. 8. За час до начала матча трибуны стадиона от..низу и до..верху были заняты болельщиками. 9. Где-то на..верху летит вертолёт. 10. В..верху крыши было сделано отверстие для трубы. 11. В..начале все складывалось неплохо. 12. Он не мог так по..свински поступить со своими друзьями. 14. Задержанные по...очереди заходили в участок полиции. 15. Я всегда прихожу на работу во..время. 16. Из..далека прозвучал звук оружейного выстрела. 17. Курсанты подходили к столу экзаменатора по..одному. 18. Бойцы шли в..перед, держа на..весу автоматы. 19. Дальше пришлось идти на..ощупь. 20. Подозреваемый был, по описанию свидетеля, высокого роста, в красной спортивной куртке и синих джинсах в..обтяжку. 21. Никоноров Н.К. в..тайне от своей жены использовал подвал гаража для хранения наркотиков. 22. В момент ограбления магазина по..близости никого не оказалось ни одного свидетеля.


неподготовленной (разговор, беседа). Подготовленная устная речь отличается проду- манностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное общение. Неподготовленная устная речь характеризу- ется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной неподготовленной речи много пауз, а исполь- зование заполнителей пауз (слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем. Говорящий контролирует логико-композиционный, синтаксический и частично лексико-фразеологический уровни языка, т.е. следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения мысли. Фонетический и морфологический уровни языка, т. е. произнесение и грамма- тические формы, не контролируются, воспроизводятся автоматически. Поэтому устной речи свойственны меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных. Причастные и деепри- частные обороты обычно заменяются сложными предложениями, вместо отглагольных существительных используют глаголы, возможна инверсия. В качестве примера приведем отрывок из письменного текста: «Слегка отвлекаясь от отечественной проблематики, хотелось бы заметить, что, как показал современный опыт скандинав- ского региона и ряда других стран, дело вовсе не в монархии, не в форме политиче-
ской организации, а в разделении политической власти между государством и обще- ством» («Звезда». 1997, № 6). При устном воспроизведении этого фрагмента, например на лекции, он, конечно, будет изменен и может иметь приблизительно такую форму:

«Если мы отвлечемся от отечественной проблематики, то увидим, что дело вовсе не в

монархии, дело не в форме политической организации. Все дело заключается в том, как разделить власть между государством и обществом. И это подтверждает сегодня опыт скандинавских стран». Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако она имеет несомненное преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публици- стическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художе- ственную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского

«я», личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэто- му в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы. В качестве примера приведем отрывок из интервью с Пред- седателем Конституционного Суда России: «Конечно же, исключения бывают... К нам обратился мэр Ижевска с иском о признании закона, принятого республиканскими

властями, неконституционным. И суд действительно некоторые статьи таковыми признал. К сожалению, на первых порах это вызвало раздражение у местных властей, вплоть до того, что, дескать, как было, так и будет, никто нам не указ. Тогда, что
называется, была пущена в ход «тяжелая артиллерия»: Госдума подключилась. Президент России указ издал... Был большой шум в местной и центральной прессе» (Деловые люди. 1997. 78). В данном фрагменте присутствуют и разговорные частицы же, дескать, и выражения разговорного и фразеологического характера на первых порах, никто нам не указ, что называется, был большой шум, выражение тяжелая артиллерия в переносном значении, и инверсия указ издал. Количество разговорных элементов обусловливается особенностями конкретной коммуникативной ситуации.


    1. Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка соответственно звуковой речи). С другой стороны, письмо это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функ- ций. Письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения, разрывает рамки непосредственно- го окружения. Читая книги, исторические документы разных времен народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. ИменноблагодаряписьменностимыузналиовеликихцивилизацияхДревнегоЕгипта,шумеров,инков, майя и др.Историки письма утверждают, что письмо прошло длитель-ный путь исторического развития отпервыхзарубок надеревьях, наскальныхрисунковдозвукобуквенноготипа,которымсегодняпользуетсябольшинстволюдей, т. е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, использу-емыенаписьме,этознаки,спомощьюкоторыхобозначаютсязвукиречи.Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, и знаниебукв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т. е. читать любой текст.Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки,запятые, тире соответствуют интонационной паузе устной речи. Это значит,что буквы являются материальной формой письменной речи.Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми в тех случаях, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством, т. е. находятся в разных географических точках, и временем. С древних времен люди, не имея возможности общаться непосредственно, обменивались письмами, многие из которых дошли до сегодняшнего дня, преодолев барьер времени. Развитие таких технических средств сообщения, как телефон, в какой-то мере уменьшило роль письма. Но появление факса, а в настоящее время и распространение системы Internet, которые помогают преодолевать пространство, вновь активизировало именно пись- менную форму речи. Основное свойство письменной речи – способность к длительно- му хранению информации. Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает пишущему возможность продумывать речь,