Файл: Предмет и цели изучения истории. Исторические источники и литература. Периодизация истории России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Россия в XVI столетии. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV.
После смерти Ивана III началась борьба за власть, правители Руси постоянно менялись, и лишь 16 января 1547 года на правление был поставлен князь Иван IV, поддержанный церковью и Боярской думой. В этом же году произошел пожар, уничтоживший практически всю Москву. Новый царь провел налоговую, военную, земельную и церковную реформы, а также реформировал государственный аппарат.
Внутренняя политика:
-
Избранная рада (1549-1560); -
первый Земский собор (1549); -
формирование приказов, приказная система управления; -
военная реформа (1550), стрельцы, Уложение о службе; -
новый Судебник (1550), в нем есть «Юрьев день» и пожилое (как и в Судебнике 1497), появился круг государственных служащих (боярин, окольничий, дворецкий, дьяк); -
реформирование церкви, Стоглавый собор (1551); -
отмена кормлений (1556) стали избирать старост и глав; -
земщина и опричнина (1565-1572); -
единый налог с сохи, единая рублевая пошлина; -
борьба с Новгородом (1568-1570), гибель трети города от опричников; -
строительство городов, мануфактур и церквей (собор Василия Блаженного); -
первая печатная книга (1564); -
заповедные лета (1581) — временная приостановка (фактический запрет) «Юрьев дня».
Внешняя политика:
-
присоединение Казанского (1552) и Астраханского ханств (1556); -
вхождение в состав России — Чувашии и Башкирии (1557); -
Ливонская война (1558-1583); -
оборона Пскова при вторжение Польши и Швеции (1580); -
2 набега крымского хана Девлет-Гирея (1571, 1572), разбит Воротынским; -
завоевание Западной Сибири (поход Ермака 1581-1585, окончательное присоединение будет в 1598 г.); -
оживились торговые отношения с Англией и другими.
Иван IV, впоследствии прозванный Грозным, продолжил завоевательную политику своих предков. Ему удалось захватить Казанское и Астраханское царство, при нем территория Московского царства расширилась до Сибири — началось ее освоение. Некоторые ханы сами решили стать частью могучего государства, другие были сломлены. В 1598 году Ермак со своим войском окончательно разбил степняков, и захватил Западную Сибирь.
Русь в XVI веке, кратко говоря, была чрезвычайно агрессивным государством. На западе Москва снова проявила агрессию по отношению к Литве. В ходе Ливонской войны был уничтожен Ливонский орден, однако в войну включилось сразу четыре государства — Польша, Литва, Дания и Швеция. Агрессия была остановлена, и для Москвы это поражение обернулось тяжким кризисом.
-
Смутное время в России. 1598-1613 гг.
Смутное время (1598 — 1613) — это полномасштабный кризис государственности, вызванный пресечением правящей династии Рюриковичей, и выразившийся в появлении самозванства, гражданской и крестьянской войны (под предводительством Болотникова), в децентрализации государственной власти и иностранной интервенции.
Причины
Первая (и основная) в пресечении династии потомков Ивана Калиты, правящей ветви рюриковичей. Последний царь этой династии — Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного — умер в 1598 году, и с этого же времени начинается период Смутного времени в истории России.
Вторая причина — больше причина интервенции в этот период — что по завершении Ливонской войны Московское государство заключило не мирные договоры а лишь перемирия: Ям-Запольское — с Польшей и Плюсское со Швецией. Отличия перемирия от мирного договора в том, что первое является лишь перерывом в войне, а не ее завершением.
Смутное время началось непосредственно со смертью Федора Иоанновича. Потому что это период «бескоролевья», бесцарствия, когда правили самозванцы и люди в общем-то случайные. Однако в 1598 году был созван Земский собор и к власти пришел Борис Годунов — человек, который долго и упорно шел к власти.
Правление Бориса Годунова продолжалось с 1598 года по 1605 год. В это время произошли следующие события в начале 17 века:
-
Страшный голод 1601 — 1603 годов, следствием которого было восстание Хлопка Косолапа, и массовое бегство населения на юг. А также недовольство властью. -
Выступление Лжедмитрия первого: с осени 1604 года по июнь 1605 года.
Правление Лжедмитрия Первого продолжалось один год: с июня 1605 по май 1606 года. В его царствование продолжались следующие процессы:
Рост недовольства его правлением у боярства, так как Лжедмитрий не уважал русских обычаев, женился на католичке, стал раздавать русские земли в вотчины польскому дворянству. В мае 1606 года самозванца свергли бояре во главе с Василием Шуйским.
Правление Василия Шуйского продолжалось с 1606 года по 1610 год. Шуйский даже не был избран на Земском соборе. Его имя просто «прокричали», так он «заручился» поддержкой народа. К тому же он дал так называемую крестоцеловальную клятву, что будет во всем советоваться с боярской думой. В его правление произошли следующие события:
-
Крестьянская война под предводительством Ивана Исаевича Болотникова: с весны с 1606 года по конец 1607 года. Иван Болотников выступил как воевода «царевича Дмитрия», Второго Лжедмитрия. -
Поход Лжедмитрия Второго с осени 1607 года по 1609 год. В ходе похода самозванец не смог взять Москву, поэтому сел в Тушино. Появилось двоевластие в России. Ни одна сторона не имела средств, чтобы одолеть другу сторону. Поэтому Василий Шуский нанял шведских наёмников. -
Разгром «Тушинского вора» войсками шведских наемников во главе с Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским. -
Интервенция Польши и Швеции в 1610 году. Польша и Швеция находились в это время в состоянии войны. Так как в Москве оказались шведские войска, пусть и наемников, Польша получила возможность начать открытую интервенцию, посчитав Московию союзницей Швеции. -
Свержение Василия Шуйского боярами, вследствие чего появилась так называемая «семибоярщина». Бояре де-факто признали в Москве власть польского короля Сигизмунда.
Далее возникает период хаоса и анархии, конец которому положило Второе ополчение во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским в конце октября 1612 года.
Итоги для истории России
Первым итогом Смуты стало избрание новой царствующей династии Романовых, которая правила с 1613 года по 1917 год, которая началась Михаилом и закончилась Михаилом.
Вторым итогом стало отмирание боярства. Весь 17 век оно теряло свое влияние, а вместе с ним и старое родовое начало.
Третий итог — разруха, хозяйственная, экономическая, социальная. Ее последствия были преодолены только к началу царствования Петра Великого.
Четвертый итог — вместо боярства, власть сделала опору на дворянство. Так завершилась Смута в 1613 году.
-
Русская культура XVI в.
Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы Российского государства. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимавшиеся вопросами архитектурного облика столицы, — Городовой приказ, Приказ каменных дел. Москва становится центром русского зодчества. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. На вкусы Москвы ориентируются даже самые отдаленные города.
Изменился внешний облик Московского Кремля. С его территории были выведены почти все боярские усадьбы, выселены ремесленники и торговцы. Кремль стал административным и духовным центром Российского государства. Здесь появились торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения — Печатный и Посольский дворы, здания приказов.
Особенно ярко художественные достоинства архитектуры России в XVI в. проявились в церковных постройках. Выдающимся памятником шатровой архитектуры стала церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, воздвигнутая в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного.
Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555–1560 гг. на Красной (тогда Торговой) площади, в непосредственной близости от Кремля Покровский собор (его называют также храмом Василия Блаженного, по имени знаменитого московского юродивого, погребенного в одном из приделов).
Русская живопись, как и в предшествующие века, развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи. Главным местом, где рождались новые идеи и приемы живописи, стал Московский Кремль.
Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV в. — начала XVI в. был бывший князь, ставший монахом, — Дионисий. Он написал часть икон и фресок для Успенского собора Московского Кремля. На иконах Дионисия святые изображались в обрамлении жанровых сцен, иллюстрирующих отдельные эпизоды их жизни. В период правления Ивана IV в религиозную живопись все чаще включались сюжеты, отражающие реальные исторические события. В середине XVI в. в Москве была написана огромная, размером в 4 м, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани.
С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение открыть в Москве и других городах при церквях и монастырях училища, «чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в каждом граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет.
Крупнейшим событием русской культуры середины XVI в. стало возникновение книгопечатания. Оно началось по инициативе царя Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1564 г. в Москве на Печатном дворе Иван Фёдоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую датированную книгу. Она называлась «Апостол». В 1565 г. был издан «Часословец» — первая русская книга для обучения грамоте.
Проблема укрепления государственной власти, ее авторитета как внутри страны, так и за ее пределами занимает в XVI в. русское общество. Это привело к появлению нового литературного жанра — публицистики. Одним из самых интересных публицистов XVI в. был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, которые должны были укрепить самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство. Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Свои взгляды Курбский изложил в «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану Грозному.
Народный быт в XVI в. в основном сохранял прежние черты. Русские люди искренне исповедовали христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Самым почитаемым праздником была Пасха. Этот праздник посвящался воскресению Иисуса Христа и праздновался весной. Однако помимо церковных праздников в народной среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались 12 дней между Рождеством и Крещением. И если церковь призывала проводить эти «святые дни» в молитвах и песнопениях, то по языческим традициям они сопровождались своеобразными обрядами и игрищами (у древних римлян — январские «календы», отсюда русская «коляда»). Православная церковь боролась с этими языческими обычаями. Так, Стоглавый собор в 1551 г. строго запретил «эллинское беснование, игры и плескания, празднование календы и переодевание».