Файл: Предмет и цели изучения истории. Исторические источники и литература. Периодизация истории России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Внутренняя политика Петра Первого.

Первая четверть XVIII в. вошла в историю как эпоха преобразований Петра I Великого (1689-1725) и завершения формирования в России абсолютизма. Сверхзадача, определявшая всю деятельность Петра I, состояла в том, чтобы ликвидировать отставание России от Запада. Он стремился перенять достижения западноевропейской цивилизации и привить их на русской почве. Одной из преград было отсутствие удобных морских коммуникаций.

Внутренняя политика: военные победы были обеспечены серией внутренних реформ.

– военная реформа: началом реформы стало строительство военно-морского флота. До XVIII в. вооруженные силы России представляли смесь дворянского конного ополчения, стрелецких полков, полков иноземного строя, гарнизонных пушкарей и т.д. Петр I заменил их регулярной армией, т.е. действующей на постоянной основе, единообразно одетой и вооруженной в соответствии с воинским уставом (1716). Для комплектования новой армии были введены рекрутские наборы (1705) – с определенного количества тяглых дворов (50–200) на пожизненную службу призывался один человек. Обязательной стала военная служба для дворян (кроме тех, кто находился на гражданской службе).

– реформа государственного управления: старая система местного управления не обеспечивала необходимого сбора налогов и эффективной борьбы против бегства крестьян. В 1708-1710 гг. была проведена областная реформа: введено деление страны на губернии (первоначально - 8), которые делились на провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты. На смену Боярской думе пришел Сенат (1711 г.), ставший высшим правительственным учреждением. С 1722 г. за деятельностью Сената был установлен контроль в лице генерал-прокурора. Вместо неповоротливой приказной системы в 1717-1721 гг. были созданы коллегии (первоначально 9, позже 12). Изменился принцип занятия должностей в армии и государственном аппарате: вместо прежней иерархии «породы и отечества» Петр I поставил иерархию заслуги и выслуги. Новый порядок прохождения государственной службы был определен «Табелью о рангах» (1722 г.).

– реформы в социально-экономической сфере: необходимые для ведения войны деньги были получены с помощью реформы налогообложения. Подворная подать была заменена подушной (бралась только с мужского податного населения). Быстрыми темпами развивается промышленность. Главным металлургическим районом страны стал Урал. За годы петровского правления было построено более 200 мануфактур (до Петра только 20). В 1721 г. владельцам мануфактур было разрешено покупать крепостных. В основу политики Петра I в области промышленности и торговли были положены идеи меркантилизма и протекционизма.


Для консолидации российской аристократии Петр I издает в 1714 г. указ о единонаследии. Он закрепил слияние двух форм землевладения в одну: поместные и вотчинные земли были объявлены «недвижимой» собственностью, которую нельзя было дробить при передаче по наследству. Имение получал старший сын, остальные были вынуждены поступать на службу.

– церковная реформа: после смерти патриарха Адриана в 1700 г. Петр I не разрешил выбрать нового патриарха. «Местоблюстителем патриаршего престола» стал митрополит Стефан Яворский. В 1721 г. был издан написанный Феофаном Прокоповичем «Духовный регламент», прямо провозгласивший царя руководителем церкви. В 1722 г. был создан Священный Синод, во главе которого стоял светский чиновник – обер-прокурор. Так церковь стала государственным учреждением.

– реформы в области культуры и просвещения: Начало светскому образованию в России положило открытие «Школы математических и навигацких наук» и Пушкарской школы в Москве, впоследствии были созданы инженерная, медицинская, горная школы. Дворянскую молодежь стали посылать для обучения в Европу. В 1714 г. Петр I ввел обязательное образование для дворян и открыл начальные общеобразовательные «цифирные» школы для мальчиков всех сословий (кроме крестьян). В 1724 г. был утвержден устав Академии наук (1725). Распространению научных знаний и образования способствовало развитие книгопечатания. В 1710 г. Пётр утвердил новый упрощённый алфавит. Начала выходить первая печатная газета – «Ведомости», издавались учебники («Арифметика» Л. Магницкого и др.), словари, различные специальные руководства. В 1714 г. в Санкт-Петербурге открыта Кунсткамера - первый общедоступный музей России.

– новшества в быту: новшества в быту царь начал вводить одними из первых. Была изменена система летоисчисления: 7208 г. от сотворения мира стал 1700 г. от Рождества Христова, а началом года стало 1 января. Сильнее всего изменился быт дворянства (стрижка бород, ношение европейской одежды). В 1718 г. указом царя были введены ассамблеи - особые собрания по образцу европейских с обязательным присутствием на них женщин. На ассамблеях танцевали, вели беседы (часто деловые), играли в шахматы. Их учреждение положило начало распространению среди дворян правил хорошего тона.Завершением реформ стало принятие Петром I в 1721 г. титула императора Всероссийского, после чего Россия стала именоваться империей. Изданный в 1722 г. закон о престолонаследии предоставил царствующему императору право произвольного назначения наследника и значительно расширил круг возможных претендентов на престол.






  1. Эпоха дворцовых переворотов XVIII века. Расширение привилегий дворянства.


Эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов в истории России началась со смертью Петра I в 1725 г. В этот краткий (37 лет) период на престоле 8 раз менялись правители. Начало дворцовым переворотам положила борьба за власть между различными дворянскими группировками. Завершилась эпоха дворцовых переворотов в 1762 г. воцарением императрицы Екатерины II, свергнувшей с помощью гвардии своего мужа Петра III. В историю России период второй четверти — середины XVIII в. вошел как эпоха «временщиков» и время политической нестабильности.

Причины дворцовых переворотов

— Отойдя от национальной традиции, согласно которой престол переходил к прямым наследникам царя, Петр I подготовил кризис власти, не назначив себе наследника.

— На российский престол после смерти Петра претендовало большое количество прямых и косвенных наследников.

— Во всей своей полноте проявились корпоративные интересы дворянства и родовой знати.

Дворцовые перевороты не являлись государственными, т. е. не преследовали цели изменения политической системы или государственного устройства. Инициаторами переворотов выступали различные дворцовые группировки, стремившиеся возвести на престол своего ставленника.

Движущей силой переворотов была гвардия, которая решала вопрос о том, кому быть на престоле. В итоге на престоле часто оказывались люди слабые и неспособные управлять великой страной, беспокоившиеся лишь об удовлетворении собственных интересов и интересов близких им лиц — фаворитов.

Привелегии дворян.

В эпоху дворцовых переворотов основное требование дворян касалось облегчения тяжести военной службы и сокращения ее сроков. Абсолютистское государство шло навстречу этим требованиям.

Так, при Анне Иоанновне возобновилась раздача земель дворянам. В 1731 г. было отменено единонаследие, введенное петровским указом 1714 г. Таким образом, имения признавались полной собственностью дворянства. Были созданы два новых гвардейских полка Измайловский и Конногвардейский, где значительную часть офицеров составляли иноземцы. С 30-х годов XVin в. дворянских недорослей было разрешено записывать в гвардейские полки, обучать дома и после экзамена производить в офицеры. В 1732 г. был открыт Сухопутный шляхетский кадетский корпус для обучения дворян. Затем последовало открытие Морского, Артиллерийского, Пажеского корпусов. С 1736 г. срок службы для дворян ограничивался 25 годами. При Елизавете эта политика продолжалась. В 1754 г. была отменена смертная казнь в России.


Окончательное превращение дворянства из служилого в привилегированное сословие закрепил Манифест о вольности дворянской18 февраля 1762 г., изданный Петром III и отменивший обязательную военную службу для дворян. Находившиеся на военной или гражданской службе дворяне могли продолжать ее или выйти в отставку. Но манифест при этом призывал дворян не покидать службу в интересах отечества. Неслужащий дворянин получил впервые право свободного выезда за границу. Владельческие же права над крепостным населением не только не упразднялись, но, наоборот, усиливались.




  1. Россия во второй половине XVIIIв. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II


Внешняя политика Екатерины 2 делится по двум направлениям: западному и восточному.

Западное направление характеризуется укреплением позиций Российской империи в Европе, и российского влияния там, соответственно. В рамках этого направления Екатерина 2 реализовала 2 мероприятия: участвовала в трех разделах Польши, боролась с революционной Францией.

Восточное (или южное) направление внешней политики Екатерины 2 характеризуется борьбой Российской империи за выход в воды Черного моря, а также осуществлением безопасности на южных границах Российской империи. В рамках этого направления Екатерина 2 провела несколько русско-турецких войн.

Внутренняя политика Екатерины 2 характеризуется развитием культуры, развитием экономики, укреплением имперской власти (вертикали власти, иерархии), а также подавлением Крестьянской войны.

Развитие культуры характеризуется строительством «Воспитательного дома для сирот» в 1764 году, открытием Смольного института в том же году, обязательным оспопрививание, открытием Академии наук в 1783, создание вольных типографий, созданием народных училищ в 1786 году.

Для развития экономики Екатерина 2 провела секуляризацию церковных земель и крестьян в 1764 году, осуществила выпуск ассигнаций, выпустила в 1775 году манифест о свободе предпринимательства.

Укрепление вертикали власти происходило за счет реформирования Сената, упразднения гетманства на Украине в 1764 году, губернской реформой, ликвидацией Запорожской сечи, введением крепостного права в Малороссии, выпуском жалованных грамот дворянству и городам, а также введением крепостного права в Новороссии.





  1. Основные тенденции развития русской культуры в XVIII в.


В 18 веке происходит "европеизация" русской культуры - процесс приобщения русской культуры к европейской. Знакомство России с европейской культурой происходило несколькими пулями: приглашались на работу в Россию иностранные мастера, приобретались произведения европейского искусства, посылались за границу русские мастера за государственный счет. Отныне все новые культурные движения и художественные направления приходят с Запада и укореняются на русской почве (барокко, рококо, классицизм, романтизм и др.)

В 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В.Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф. Гордеев, художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др.

Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург, задуманная, как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. В этот период в Петербурге было налажено производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре.

Вторая тенденция в развитии русской культуры 18 века - это "обмирщение" культуры, проникновение в нее светских начал, отход от церкви и религиозных канонов. Этот процесс охватил все сферы культуры (образование, просвещение, книжное дело, художественную культуру, бытовой уклад). Русская культура 18 века впитала проблематику европейской культуры 15 - 18 веков, соединив в себе черты и Ренессанса, и Просвещения.

Строительство каналов, мостов, мануфактур, развитие военной техники, кораблестроения послужило сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Увеличилась потребность в грамотных людях и подготовленных специалистах. Создаётся новый гражданский алфавит, который сменяет старый, церковнославянский. На нём печатаются все учебные, научные, художественные произведения.

Оценка русской культуры 18 века неоднозначна. Славянофилы критиковали ее за копирование и подражательность, за отрыв от древнерусских традиций. Западники считали, что заимствование европейского опыта было необходимо, чтобы преодолеть отсталость России. По их мнению, западный опыт был переработан и укоренился на русской почве.