Файл: Вклад российских ученых в развитие технологии машиностроения как науки по курсу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Иркутский национальный исследовательский технический университет»

Институт заочно-вечернего обучения

Кафедра технологии и оборудования машиностроительных производств

(наименование кафедры)
Допускаю к защите

Руководитель __________________

А.В. Прокопьева

И.О.Фамилия
РЕФЕРАТ
на тему: «Вклад российских ученых в развитие технологии машиностроения как науки»
по курсу
Введение в профессиональную деятельность
2.015.00.00 ПЗ


Выполнил студент _______ ________________ А.В.Ляпустин

шифр группы подпись И.О. Фамилия
Принял ст.преподаватель,

кафедры ТОМП ________________ А.В. Прокопьева

подпись И.О. Фамилия
Оценка ________________________________________

Иркутск 2021 г.

Содержание


Введение 3

1. Проекты и труды русских ученых, создавших основу технологии машиностроения как науки 4

2. Сущность проектов и трудов российских ученых в развитие машиностроения 7

Заключение 13

Список использованной литературы 14


Введение
Машиностроение - огромная область производства, которая создает машины, оборудование, аппараты, приборы, механизмы, вычислительную технику, транспортные средства; одним словом почти все, что применяется повсеместно. Продуктом конечной стадии машиностроения является изделие, будь то станок, пресс, трактор, вертолет и т.д., или же детали изделия (колесо, руль и т.д.). Машиностроение включает также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Машины окружают нас повсюду, с их помощью поддерживаются привычные условия жизни: подается вода, электроэнергия, тепло; производятся продукты питания, предметы одежды и обихода.

Жизнь человека трудно представиться без машин, они являются помощниками, а иногда и заменяют человеческий труд. Диапазон изделий весьма широк: от пружины часов или микроэлектронной схемы, которые весят малые доли грамма, до роторов мощных турбин и супертанкеров, масса которых составляет сотни тонн.


1. Проекты и труды русских ученых, создавших основу технологии машиностроения как науки



Основой развития машиностроения в России послужили проекты и труды русских механиков, изобретателей и ученых, которые сумели обобщить и успешно внедрить в производство опыт изготовления вооружений и предметов быта. Начало XVIII в. было отмечено созданием производственных процессов и машин для обработки деталей, которые легли в основу будущего станкостроения.

В 1714 г. на Тульском оружейном заводе выдающийся русский механик М.В.Сидоров создал «вододействуюшие машины» для сверления оружейных стволов. В это же время солдат Яков Батишев построил станки для одновременного сверления 24 ружейных стволов, станки для зачистки напильниками наружных и внутренних поверхностей оружейных стволов с помощью «водил» от мельничных приводов и др (рис.1). В конце XVIII — начале XIX в. работы М. В. Сидорова и Я. Батищева были продолжены мастерами-механиками А.Суриным, Я.Леонтьевым, Л.Собакиным и др.


Рисунок 1 – Вододействующие машины Якова Батищева и М.В Сидорова
В период 1718 —1725 гг. русский механик и изобретатель А. К. Нартов создал механический суппорт для токарного станка (рис.2), который с помощью реечно-шестеренного привода перемешался вдоль обрабатываемой детали. Он также создал винторезный, зуборезный, пилонасекательный и другие станки оригинальной конструкции.


Рисунок 2 – Токарный станок А.К Нартова
Большой вклад в создание обрабатывающего оборудования внес М.В.Ломоносов (1711 — 1765), построивший лоботокарные, сферотокарные и шлифовальные станки. Изобретатель парового двигателя И. И. Ползунов (1728— 1764) построил специальные цилиндрорасточные и другие станки для обработки деталей паровой машины. Русский механик И.П.Кулибин (1735— 1818) создал специальные станки для производства зубчатых колес часовых механизмов.

В это время были сделаны первые шаги в механизации производственных процессов. Простейшее автоматическое устройство на основе поплавка и системы прикрепленных к нему рычагов, способное производить те или иные действия по управлению машиной, было создано И.И.Ползуновым.

Изучение технологических процессов как способов обработки заготовок с целью получения готового изделия заданных размеров, формы и требований к качеству началось в начале XIX в. Первые положения о технологии сформулировал академик В.М.Севергин в 1804 г., а в 1817 г. профессор Московского университета И. А. Двигубский издал книгу «Начальные основания технологии как краткое описание работ на заводах и фабриках производимых».


Трехтомный труд профессора И. А. Тиме «Основы машиностроения. Организация машиностроительных фабрик в техническом и экономическом отношении и производство в них работ», опубликованный в 1885 г., был первой фундаментальной работой, посвященной технологии металлообработки. В этот же период профессор А. П. Гавриленко создал курс «Технология металлов», в котором были сформулированы теоретические основы технологии обработки металлов.

Исследования И.А.Тиме легли в основу иауки о резании металлов, в которой раскрываются вопросы правильного понимания процесса резания как последовательного скалывания отдельных элементов металла и формулируются основные законы резания. Дальнейшее широкое развитие эта наука получила в нашей стране в XX в., благодаря чему была решена важная проблема современного машиностроения — разработка и внедрение в производство резания с большими скоростями и подачами.

В советское время в нашей стране станкоинструментальной промышленностью СССР были созданы станки различного технологического назначения и усовершенствованные конструкции режущего инструмента, обеспечивающие высокую производительность и точность обработки. Все это позволило российским ученым создать основы закономерностей технологических процессов механической обработки.

2. Сущность проектов и трудов российских ученых в развитие машиностроения


Заметный вклад в развитие технологии машиностроения внесли наши соотечественники А. Чехов, М. Сидоров, Я. Батищев, А. Нартов и многие другие инженеры и ученые. Так, например, А. Нартов (1680-1756) разработал ряд технологических процессов изготовления различных изделий, создал для их осуществления оригинальные станки и инструменты.
Одним из первых авторов, описавших накопленный опыт в технологии машиностроения, был профессор Московского университета И. Двигубский, который в 1807 г написал книгу «Начальные основания технологии или краткое описание работ на заводах и фабриках производимых». В 1885 г. вышла работа русского профессора И. Тиме (1838-1920) «Основа машиностроения, организация машиностроительных фабрик в техническом и экономическом отношении и производство работ». Профессор А. Гавриленко (1861-1914) издал книгу «Технология металлов», в которой был обобщен опыт развития технологии металлообработки. Долгие годы этот учебник считался основным пособием, по которому училось несколько поколений русских инженеров.


Основы становления отечественного станкостроения были заложены в трудах: академика В. Дикушина, профессоров Н. Ачеркана, А. Владзиевского,  Д. Решетова, Г. Грановского, Г. Головина, Б. Богословского и целого ряда технологов, конструкторов, экономистов и операторов металлорежущих станков (МРС). Благодаря работам перечисленных авторов, и огромной армии производственников разных квалификаций и рангов, был внесен существенный вклад в научные основы учения о конструирование и расчете МРС. Разработаны принцип формирования структуры типажа МРС.

Дальнейшее конструктивное совершенствование МРС и повышение требований к их эксплуатационным свойствам привело к созданию новых теоретических направлений и школ, которые изложены в трудах профессоров В. Пуша, В. Кудинова, А. Проникова, В. Бушуева, В. Каминской, З. Левиной, В. Хомякова, О. Аверьянова и других авторов.

В период становления отечественного станкостроения в 30-х годах решалась задача создания станков различных технологических групп с позиции максимально возможного удовлетворения потребности различных отраслей народного хозяйства страны. В основном это были сравнительно простые станки универсального назначения с ручным управлением (РУ).

Этот период характеризовался специализацией заводов по технологическому признаку, среди которых выделялись заводы гиганты. Например,  московский завод «Красный пролетарий» (рис.3), Средне-волжский станкозавод, Краснодарский станкозавод им. Седина (все станки токарной группы), Горьковский и Дмитровский заводы по производству станков фрезерной группы, Ленинградский станкозавод им. Я.М. Свердлова, Минский и  Коломенский (рис.4) станкозаводы по производству расточных МРС, Одесский и Ивановский станкозаводы по производству радиально-сверлильных станков и т. д.



Рисунок 3 – Московский Завод Рисунок 4 - Коломенский завод тяжелых

«Красный Пролетарий» станков КЗТС
Этот период также отмечен и организацией заводов по производству прецизионных станков. В частности такие заводы работали в Москве, Одессе, Куйбышеве, а несколько позже в Вильнюсе, Ереване и других городах. Объемы поставок станков отмеченных выше заводов определялись только их производственными возможностями, и поэтому формирование структуры парка МРС происходило как бы стихийно.


Военный (1941-1945 г.) и послевоенный периоды, вплоть до 60-х годов, характеризовался более организованным выпуском металлорежущего оборудования, поскольку правительством страны была поставлена цель значительного выпуска продукции оборонного назначения и восстановления народного хозяйства страны после войны. Для этих целей создавались станки высокопроизводительные и сравнительно недорогие, поскольку они изготавливались на основе унифицированных узлов и агрегатов. Эти станки по своему назначению относились к специальным станкам, поскольку они могут производить только одну операцию и только на конкретных деталях. В настоящее время подобные станки и автоматические линии продолжают функционировать на многих заводах автомобильной, тракторной, сельскохозяйственной и других отраслях. Для решения практических задач в этот период времени было создано самостоятельное научное направление по проблеме создания и эксплуатации металлорежущего автоматизированного оборудования для условий массового производства (работы профессоров А. Дащенко, В. Волчкевича, Б. Черпакова, В. Белова, доц. Л. Брона и др.).
В период 60-80 годов предпринимается попытка изменить структуру парка МРС, сделать ее более приемлемую для решения задач, которые каждые пять лет находили отражения в различных постановления в виде основных показателях повышения производительности труда, снижения трудоемкости изготовления изделий, повышения точности обработки и т.д. Контрольные цифры выпуска МРС по объему и видам оборудования строились на основе обширной информации об обрабатываемых деталях, выраженных через суммарную трудоемкость их изготовления. Однако и при такой более совершенной методике расчета структуры МРС, удельный вес  автоматизированных станков и МРС с числовым программным управлением (ЧПУ) был не достаточным, поскольку ряд вопросов, решение которых во многом определяло технический уровень МРС, не находили необходимой финансовой поддержки со стороны власти.

Качественно новые свойства приобрели МРС с ЧПУ позже. Существенно расширились технологические возможности таких станков, появились предпосылки оперативного вмешательства в процесс механической обработки деталей и обеспечения наиболее рациональной организации труда в целом. Наряду с существовавшим ранее традиционным принципом проектирования станков потребовался более серьезный учет целого ряда факторов, связанных со спецификой внедрения ЧПУ, технологии обработки и организации инструментального хозяйства, технико-экономического анализа применения станков с ЧПУ. Эти и другие подобные вопросы нашли должное отражение в трудах В. Васильева, А. Маталина, В. Лещенко, Ю. Соломенцева. Профессором Ю. Враговым