Файл: История политической мысли Казахстана.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


И. Алтынсарин внёс значительный вклад в дело борьбы против религии, особенно против ислама. Однако его антирелигиозная деятельность не носила такого боевого характера как антирелигиозная деятельность Ч.Валиханова. Критика религии как несостоятельного мировоззрения, разоблачение её реакционной сущности И. Алтынсариным порой достигала глубокой остроты и поднималась на довольно высокий уровень. Но она не была у него последовательной. Собственные взгляды и его отношение к религии носили противоречивый характер. Здесь у него выявились материалистические тенденции, прогрессивные черты. Имели место резкие отступления от материализма в сторону идеализма и даже религии.

3) Абай Кунанбаев – выдающийся поэт и мыслитель, великий зачинатель культуры, достойной бессмертия. Абай не только сумел освоить идеи устного творчества своего родного народа, классического наследия культуры Востока, России и Европы, но и сумел переработать их в духе требований своего времени и в соответствии с окружающей его действительностью. Абай Кунанбаев выходец из среды знатных степных феодалов, он всю жизнь провёл в борьбе за интересы казахской бедноты, народных масс, влачащих жалкое существование по воле царского самодержавия и тех социальных сил, которые поддерживали его и пользовались его поддержкой на окраинах русской империи. Абай был врагом эксплуататоров и радетелем трудящихся.

Борьба за дружбу народов, которую в своё время начали прогрессивные мыслители прошлого, в их числе Абай Кунанбаев, отражала собой объектную тенденцию интеграции всех наций и народностей мира в процессе их исторического прогресса.

Как и все прогрессивные мыслители своего времени, Абай превосходно понимал полную несостоятельность и реакционную сущность религии. Поэтому он подверг её беспощадной критике и развернул непримиримую борьбу против её проповедников и защитников. Он хорошо знал, что верой во всемогущество Аллаха пытаются прикрыть свою гнусную душу и свои коварные, грабительские цели, господствующие силы общества. Ибо только слепой верой в бога можно обосновать и оправдать то, что отвергается разумом. Именно поэтому мыслитель настойчиво доказывал, что не слепая вера в Аллаха, - а только истинная вера – иман, освещённая светом разума, способна открыть путь к сердцу человека и направить его прямой дорогой к свершению добра, любви и справедливости. Особое возмущение вызвало у Абая то, что мусульманское духовенство, будучи само абсолютно невежественным даже в вопросах проповедуемой им религии пыталось сосредоточивать в своих руках дело обучения людей грамоте и приобщения их к активной духовной жизни. Но не только невежеством характеризуются отрицательные черты мусульманского духовенства. Абай прекрасно понимал, что само невежество они насаждают с целью поработить народ духовно и через духовное порабощение народа грабить его, наживаться за счёт него. Абай безжалостно вскрывал и аморализм мусульманских суфиев, называя их «лицемерной сатаной в образе человека», муллы ишанов – «лженаучными», а всё мусульманское духовенство в целом – невеждами из невежд, совратителями людей с пути истины и добра.


Абай пытается дать своеобразное философско-теологическое обоснование необходимости гуманизации общественных отношений. Он настойчиво доказывает, что антигуманные, антинародные деяния и то зло, которое чинят имущие социальные слои против простых народных масс, против человека труда, стоят в вопиющем противоречии с самими основами и сущностью истинной веры.

Возникновение власти правителей Абай связывал с естественным стремлением людей к упорядочению общественной жизни, к самореализации, защите от возможных посягательств на их жизнь, имущество, права. "Говорят, – писал Абай, – …"Когда каждый сам по себе бий, не ужиться и на бескрайних просторах, когда есть глава общины, не сгореть и в огне". Люди, признав эту истину, приносили жертву святым духам, и помолясь, отдавали бразды правления всеобщему избраннику и впредь старались поддерживать во всем, скрывая его недостатки и славя достоинства. Относились к нему с должным почтением, слушались и неукоснительно повиновались, тогда и влиятельные лица не переступали пределов благоразумия. Как им было не заботиться о людях, когда все были братьями, и достояние у них было общее.

И второе – люди свято берегли и дорожили единством. Стоило кому-то призвать на помощь других, упомянув при этом имена предков, как все бросались на выручку, забыв обо всех обидах и раздорах, охотно шли на уступки и жертвы".

Абай Кунанбаев своей критикой межродовых и феодальных раздоров в степи, сыграл выдающуюся роль в осознании этих недостатков, в формировании критического отношения к ним, в пропаганде прогрессивных для своего времени мировоззрения и политико-правовых идей. Симпатии Абая к институтам родовой демократии отражали интересы, представления о справедливом строе широких слоев казахского общества. "Не случайно антифеодальные и антиколониальные движения казахских крестьян конца XVIII и первой половины XIX веков, – писал А.Н. Таукелев, – проходят под лозунгом борьбы за утверждение родовой демократии, против произвола ханов, султанов, а также против колонизаторской политики разрушения родоплеменного деления казахского общества".

4.В современном мире понятия демократизм и либерализма всё ближе подходят друг к другу. Появилась даже демократия либерального типа. Она возникла в конце XVIII - начале XIX века в странах Западной Европы и США в результате соединения либеральной идеи ограничения произвола власти с помощью индивидуальных прав и демократического принципа народного суве­ренитета. Если сравнить её классический вариант с положениями проекта программы партии Алаш, то можно составить следующую таблицу:




Программа партии Алаш

Принципы либеральной демократии

1. неприкосновенность личности жилища, свобода собраний, печати, союзов, вероисповедания.

1. приоритет прав индивида над законами государства, защита слова, прав меньшинства на своё мнение и отставания его в рамках закона.

2. принцип разделения властей

3. конституционализм

4.равноправные выборы

5. государство отделено от церкви образования; в экономике регулирует только вопросы землеобеспечения и налогообложения

5. государство не вмешивается в дела гражданского общества, экономические и социальные процессы.



6. Правление упорядочено конституцией.

7. наличие парламента, представительных органов власти.

7. парламент, преобладание представительных форм политического влияния

8.представление экстерриториальной и культурной автономии тем, кто без территории окажется в пределах казахской автономии

8. обеспечение индивидуальной и групповой автономии и свободы

Результатом сравнения стал вывод о том, что программа Алаш носит либерально-демократический характер.

Но сравнение также показало, что в проекте есть такие поло­жения, которые не учтены ни одним из политических движений. Это соответствие обычаям и традициям в решении многих вопросов, стремление к справедливости. С одной стороны это объясняется наличием большого числа интеллигенции в составе партии, с другой стороны тем, что партия была однонациональной.
3. Основные направления политической мысли в Казахстане в современных условиях.
В Казахстане в 1995 г. создана независимая экспертная служба, по инициативе научных коллективов: Центра экономической социологии Казахской Государственной Академии Управления и Института социологии и политологии Национальной Академии Наук РК.


В АСиП сотрудничают высококвалифицированные специалисты разных отраслей знания: философы, социологи, политологи, экономисты, программисты, теле-радиожурналисты, маркетологи и другие.

В исследовательской деятельности АСиП использует оригинальные научные технологии, разработанные совместно с Фондом "Общественного мнения" (Россия, г. Москва) и Центром Евро-Азиатских исследований Редингского Университета (Великобритания).

За 7 лет со дня образования и регистрации в 5 раз вырос волонтерский состав АСиП. Сегодня она насчитывает в своих рядах свыше 100 профессионалов разного труда и возраста. Из них - 10 штатных сотрудников, остальные волонтеры, участвующие в деятельности АСиП на инициативных началах. Региональные филиалы АСиП функционируют в нескольких городах Казахстана: Астане, Усть-Каменогорске, Уральске, Караганде, Кокшетау, Таразе, Атырау и других круппных городах и областных центрах. Пополнение АСиП все новыми людьми - свидетельство ее жизнеспособности и растущего общественного признания в Казахстане.

АСиП активно участвует в общественно-политической жизни страны, одновременно обучая и предоставляя работу по профилю своей деятельности малоимущим и безработным категориям населения, включая студентов и пенсионеров.

В стенах АСиП получают консультативно-экспертную помощь, информационно-аналитические материалы лидеры и активисты политических партий, общественных движений и неправительственных организаций, представители пресс-служб и информационно-аналитических центров при органах государственной и местной власти. Материалы деятельности АСиП широко и систематически освещаются электронными и печатными средствами массовой информации, как в Республике Казахстан, так и в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья (Россия, Киргизстан, США, Великобритания, Германия, Румыния, Иран, Египет).

АСиП имеет солидный опыт сотрудничества с иностранными посольствами, миссиями, международными финансовыми учреждениями и филантропическими структурами, участвуя в их конкурсных программах, неоднократно становилась грантополучателем.

Осуществляет тесное сотрудничество с государственными и частными научно-исследовательскими институтами, университетами, библиотеками, общественными организациями Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья.

На сегодняшний день АСиП является единственной независимой экспертной службой, чьи материалы остро востребованы средствами массовой информации, международными и местными аналитическими службами, иностранными дипломатическими миссиями и посольствами, формирующейся политической оппозицией, неправительственными организациями и органами государственного и местного управления.


Среди населения также растет спрос на неангажированную информацию АСиП, которая вызывает широкий общественный резонанс.
НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ ПРОЕКТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ АСиП:

"Роль предпринимательства в реформировании казахстанского общества. .Анализ и прогноз социально-экономических последствий приватизации" по заказу Государственного Комитета по государственному имуществу РК, проводился в 5 областях Казахстана;

"Женский бизнес как социальная база модернизации казахстанского общества: условия, проблемы, перспективы" при финансовом содействии американского фонда "Евразия" и международной ассоциации "Лиана" (1995г.);

"Социальное партнерство ради устойчивого развития: состояние, тенденции, перспективы" при финансовом содействии ПРООН (1996г.);

Правительственная концепция "Формирование социально-экономического поведения граждан РК" по заказу Президентского Совета РК, получила статус правительственной концепции и опубликована в казахстанских СМИ в январе 1995 г.;

"Русские как национальное меньшинство" по заказу Утрехтского Университета (Нидерланды), (1996г.);

"Казахстанская аудитория религиозных телепередач" по заказу американской "Миссии Еммануил" (1997г.);

"Федерация профсоюзов РК в позициях, мнениях, цифрах" по заказу Федерации Профсоюзов РК (1997г.);

"Аудитория передачи "Сказки старого сундука " по заказу АКБ "Туран-Алем" (1997г.);

"Аргументы и факты" в оценках населения" по заказу печатного издания "Аргументы и Факты" (Россия-Казахстан), (1998г.);

"Качественные и количественные характеристики потребительского спроса на казахстанском рынке Белой Бытовой Техники" по заказу Merloni Elettrodomestici S.P.A.(1998г.);

«Exit Poll» в Казахстане при финансовой поддержке Фонда «Сорос Казахстан» (1999г.);

«Обзор развития неправительственного сектора Республики Казахстан за период с 1930г. по 1999г.» по заказу Всемирного банка (1999г.)

«Женщины Казахстана» на пороге ХХI века» (1999г.);

«Выявление степени готовности казахстанского общества к внедрению инклюзивного образования» по заказу Министерства образования и науки РК (2000г.);

«Национальный диалог в Казахстане» по гранту Фонда «Сорос-Казахстан» (2000г.);

«Алматинская аудитория Радио ВВС» по заказу Радио ВВС (2000г.);

«Оценка поведенческого риска среди подростков и молодежи РК» при поддержке ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ (2001г.)

«Насилие против детей в РК» по заказу ЮНИСЕФ (2002г.)

Патологии казахстанской политологии