Файл: "Анализ исторического развития элементов благоустройства в городах России".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Царицыно. Один из наиболее интересных подмосковных ансамблей, бывшая загородная резиденция Екатерины II с пейзажным романтическим парком, расположен в живописной местности с овражистым рельефом и прудами. Время его строительства можно разделить на два периода. 1) 1776–1785 гг. – архитектор В. Баженов создает интересный ансамбль, дворец и основные сооружения: Кавалерский корпус, Хлебный дом, Оперный дом, мосты и ворота, размещение которых подчинено рельефу местности, визуальным связям с обширными прудами парка и трассе подъездной дороги. Сооружения, построенные в едином стиле и колорите (псевдоготика, красный кирпич с белокаменным оформлением архитектурных деталей), определили стилевое единство парка. Ансамбль не завершен. По приказу Екатерины II строительство было прекращено. 2) 1790–1793 гг. – архитектор М. Казаков перестраивает дворец, на берегу пруда возводятся два павильона: храм Цереры и Миловида, но уже в стиле классицизм. Дворцово-парковый ансамбль, так и оставшись незавершенным, уже в начале ХIХ в. становится излюбленным местом отдыха. В наши дни парк отреставрирован, в него превнесли элементы современной жизни – биотуалеты, мощение новыми материалами, музыкальный фонтан – популярность парка возросла, но не утихают споры о правомерности такой реставрации.



Софиевка. Ансамбль расположен в г. Умани, ранее принадлежал крупнейшему феодалу конца ХVIII в. на Украине Ф. Потоцкому; площадь 127 га (вместе со зверинцем – 500 га). Парк был разбит на месте существовавшей здесь Дикой балки с р. Каменкой, ярко выраженным рельефом и живописными пейзажами, которые были положены в основу композиции. В истории создания парка Софиевка можно выделить два основных периода:

 1) 1796–1800 гг. В этот период работали садовник Заремба, талантливый мастер, человек с большим художественным вкусом, и инженер де Метцель. За эти годы в целом сложился облик парка. Было создано большинство сложных гидротехнических сооружений и построены Грот Венеры, Долина гигантов, Виконт – грот, Критский лабиринт, Большой водопад, Колонна печали.

2) 1836–1859 гг. парк был передан в ведение Управления военных поселений. Работали русский архитектор Макутин и академик архитектуры А. Штакеншнейдер. Были сооружены входы в парк, Павильон Флоры, Китайская беседка, Каменный павильон на острове, реконструированы водопад, водяная лестница, мосты, пристани. В 1859 г. парк был передан училищу садоводства. В парке нет и не было дворца. Композиционная ось определилась руслом р. Каменки. С помощью искусственных дамб было создано 4 водоема, которые обеспечивают водой фонтаны и водопады. На территории парка находятся 2 пруда – Верхний (10 га) и Нижний, разница уровней водных поверхностей 22 м. Это позволило объединить несколько каскадов в Большой водопад. Нижний пруд украшен фонтаном Змея (высота струи 20 м).




Таким образом, русские пейзажные парки характеризуются следующими чертами:

- явные различия ранних (романтических) парков ХVIII в. и более поздних ХIХ в.;

- построение пространства с учетом условий местности, включение ее природных достоинств в парковую среду и, наконец, образная трактовка родной природы как завершающий итог художественного решения парка;

- роль архитектуры в образном строе парка как композиционного элемента, дополняющего его картины, гармонически усиливающие звучание природы;

- территориальное подразделение парка на планировочные части – ландшафтные районы и участки, характеризующиеся общностью физиономических черт и своим обликом;

- композиционная взаимосвязь и пространственная нерасторжимость районов и участков парка;

 - соблюдение масштаба планировочных частей и соразмерности их внутренних пространственных элементов;

- пейзажное разнообразие и пейзажные картины – основные методы объемно-пространственного построения парка

             Ландшафтное искусство второй половины ХIХ – начала ХХ веков.

 Формирование и утверждение империализма сопровождались развитием техники, промышленного строительства, ростом городов и в то же время упадком архитектуры, лишенной больших общественных идей. Так, в России развитие капитализма привело к распаду классицизма как целостного архитектурного стиля. В период николаевской реакции вплоть до начала революции насаждались псевдо-национальные архитектурные формы, имитация византийского церковного зодчества и подражание другим стилям. Как реакция на эклектические заимствования из архитектурного наследия прошлого появляется новый стиль «модерн», однако, в нем благодаря стремлению по-новому использовать бетон, согласовать конструкцию с формой, форму с функцией, ввести свой декор наблюдается стилевая целостность. В строительстве все чаще используют новые конструкции из металла и бетона, требующие поиска новых форм. И такие формы появляются в инженерных сооружениях. Создаются мосты, промышленные, торговые, выставочные и общественные здания, принципиально отличающиеся от традиционной архитектуры, все еще «мыслящей в камне». Эти сооружения составили основу развития новой архитектуры ХХ в.


Александровский сад в Москве. Относится к числу первых общественных садов России. Он создавался в период с 1821 по 1823 г. вдоль западной стены Кремля на месте взятой в трубу р. Неглинной и простирался от Воскресенской площади до Москвы-реки. Площадь сада 9,8 га. Пейзажные дороги свободного рисунка сочетались с регулярными партерами и цветниками. В 1821 г. у Кремлевской стены был устроен грот (архитектор О. Бове). На Троицкий мост вели арочные пандусы, украшенные вазами и скульптурой, а под мостом был сделан арочный проход, что обеспечивало связь со всеми частями сада. Предполагалось устройство прудов, однако этот проект не был осуществлен. В настоящее время у Кремлевской стены находится могила Неизвестного солдата с Вечным огнем. Сад является местом не только для прогулок, но и для проведения торжественных церемоний.



Сокольники в Москве. Площадь 594 га. Парк создавался на основе существующих насаждений Сокольничьей рощи. Планировочным центром является круглая площадь, расположенная недалеко от Сокольнической заставы, от которой прямыми лучами в глубь парка расходятся 7 просек. На площади в 1883 г. было построено деревянное здание, где устраивались балы и концерты, и другие сооружения – «механический детский театр», «воксал», беседки. Просеки, обсаженные деревьями, стали аллеями – березовой, кленовой, ясеневой, лиственничной, вязовой и т. д. Между ними в зеленом массиве была проложена сеть пейзажных дорог, устроены пруды – Путяевские, Оленьи, Лебяжий, Золотой, Майский. В 1900 г. за Путяевскими прудами в еловом массиве был создан лабиринт. В плане его дорожки представляли собой 5 переплетенных овалов. Через несколько лет лабиринт был уничтожен бурей, а пни, вывороченные вместе с корнями, использованы для устройства Чертова моста на одном из прудов парка. Парк пользовался большой популярностью у москвичей. Его планировочная система сохранилась до наших дней и только в последние годы стала уничтожаться из-за строительства выставочных комплексов. С развитием промышленности и ростом городов уже в ХIХ в. со всей реальностью встала угроза хищнического уничтожения природных объектов. С целью сохранения наиболее ценных природных объектов стали создаваться заповедные территории и национальные парки.




Ландшафтное искусство СССР

Великая Октябрьская социалистическая революция ознаменовала собой и революционные преобразования в области культуры, как и во всем укладе духовной жизни страны. Первыми правительственными постановлениями советская власть предоставила широкие возможности для развертывания ландшафтного строительства в нашей стране. Так, Декретом о земле (1917) была национализирована земля, что позволило осваивать необходимые территории для организации мест отдыха и оздоровления трудящихся. Декретом СНК «Об охране памятников природы, садов и парков» (1921) усадебные и дворцовые сады и парки становились народным достоянием. Важную роль сыграл «План монументальной пропаганды» (1918), ориентирующий на популяризацию завоеваний революции и мировой культуры. Поэтому не случайно одним из первых советских объектов ландшафтного искусства стал мемориальный сад на Марсовом поле.

 Марсово поле (10,9 га) – памятник революционным выступлениям рабочих, солдат и жителей Петрограда в 1917 г., а также первому Всероссийскому коммунистическому субботнику. В марте 1917 г. здесь состоялось торжественное захоронение борцов революции, погибших в февральские дни свержения монархии. 7 ноября 1919 г. состоялось открытие памятника (архитектор Л. Руднев). Проект сада вокруг памятника был разработан архитектором И. Фоминым. Закладка сада состоялась 1 мая 1920 г. – в день первого Всероссийского коммунистического субботника. Разбивку дорог и мест для посадки деревьев и кустарников осуществил ученый-садовод Р. Катцер. Сад представляет собой обширное пространство – партерный сад. Композиционным центром является памятник Борцам Революции. Он решен в виде уступообразных стен высотой 2,2 м, сооруженных из гранитных блоков, ограничивающих квадратное в плане пространство 45×45 м.



Следующий этап в истории советского ландшафтного искусства тесно связан с первыми пятилетками. Он характеризуется строительством новых и реконструкцией старых городов, озеленение которых было направлено на формирование единой системы насаждений, объединяющих внутригородскую и внешне городскую среду. В это время советская страна
, только что преодолевшая неграмотность населения, нуждалась в культурных учреждениях, способных принять многотысячные массы трудящихся и обеспечить их такими формами отдыха, которые способствовали бы их культурному росту и развитию. Появляются парки нового типа – парки культуры и отдыха, ставшие «комбинатами культуры» с многофункциональной программой, включающей спорт, культурнозрелищную и политико-воспитательную работу, развернувшуюся на обширных площадях парковой территории.

В 1928 г. в Москве был открыт первый в стране парк культуры и отдыха, ныне Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького. Создание парков стало массовым, в 1934 г. в стране насчитывалось более 150 строящихся парков, и темпы их строительства продолжали расти. В их числе ПКиО Сокольники (площадь 594 га, архитектор А. Карра), ПКиО Измайлово (1200 га, архитекторы М. Коржев, М. Прохорова), ПКиО им. С. М. Кирова на Елагином острове в Ленинграде (96 га, архитекторы Л. Ильин, Е. Катонин), Нагорный парк им. С. М. Кирова в Баку (120 га, архитектор Л. Ильин). Из них некоторые парки созданы на 56 базе исторических ансамблей, где сохранившаяся планировка увязана с новыми функциональными задачами. Для парков культуры характерны многофункциональность и связанное с ней районирование территории, а также широкий перечень культурных учреждений.

                                              Ландшафтное искусство XX века

Создание озелененных территорий как системы городской среды наталкивается на трудности, связанные с земельной собственностью и отсутствием единого хозяйственного планирования. Неслучайно в докладе американской делегации на ХI Конгрессе Международного Союза архитекторов в 1972 г. признавалось, что «частное земельное владение – это просто призрак, всегда витающий над нами, когда речь идет об организации отдыха». Эксплуатация многих парков и садов преследует чисто коммерческие цели, само размещение этих объектов подчинено разделению капиталистического города на богатые районы, где живут привилегированные части населения, и рабочие районы, благоустройство которых ведется на более низком уровне. Вместе с этим в чисто техническом и профессиональном отношении создаваемые парковые объекты характеризуют высокий уровень освоения территории и представляют определенный интерес. В этой главе рассматриваются и парки, созданные в странах социализма. Остановимся на некоторых особенностях зарубежного паркостроения. Прежде всего, ограничение площадей парковых территорий вынуждает проектировщиков к поиску пространственных и визуальных взаимосвязей между городскими сооружениями и парковой средой.