Файл: "Анализ исторического развития элементов благоустройства в городах России".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сады XXI века

 О современных садах нужно говорить в связи с парками последних десятилетий и том, что сопутствует им в области архитектуры и искусства, чаще можно рассматривать реконструкцию парковых комплексов исторических, чем создание новых. Это связано с тем, что городские территории сложились, земля в черте города дорогая, поэтому новые рекреационные зоны возникают лишь после рекультивации. На формирование современных садов оказывают влияние появление новых технологий и материалов. К концу ХХ века среди всего многообразия садов выделяется группа, имеющая резкое отличие от традиционных представлений о саде, − это так называемые «АРТ-ландшафты». Сады этой группы используют язык садовых символов, но форма и структура таких садов сходны с произведениями беспредметного искусства XX века. В этих садах идея превалирует над традиционными характеристиками сада. Другой отличительной особенностью этих садов является использование в них новых технологий и материалов. «АРТ-ландшафты» – это своеобразные лаборатории, в которых зарождаются новые идеи, демонстрирующие перспективы дальнейшего развития ландшафтной творческой мысли.

1. В связи с ограниченностью территории, на которой проектируются эти сады, они выстраиваются как музейные экспозиции;

2. Большое внимание уделяется деталям;

3. Иногда проектируют сады только из искусственных материалов, но по правилам ландшафтного искусства с использованием непривычных способов создания «АРТ-ландшафтов»: стекла в разных видах, металла, краски, синтетических материалов;

4. Архитекторы подходят к созданию таких садов как к картине; весь сад чаще всего воспринимается как единая композиция.

В России происходит бум на проектирование ландшафта. Мне кажется это не модная волна и не сиюминутная акция – это насущная проблем. Мы начали задумываться об экологии, об озеленении городов и поселков, охране существующих насаждений. Поняли, что состояние их ухудшилось со времени последних посадок, начали выпиливать аварийные, сухие деревья, начали убирать мусор и увидели, что деревья поредели, цветников уже нет, вид наших садов и парков непригляден. И начали работать, поняв, что мало построить дом и навести в нем порядок и стилевое единство, нужно и около дома создать новую среду обитания. Люди с достатком уже прошли этап «я сам себе дизайнер, садовод, архитектор», осознали необходимость специальных знаний в создании ландшафтных композиций, даже самых маленьких. Ощущается огромный спрос на проектировщиков в области ландшафтного строительства.


Вывод: между Белорусскими и Российскими парковыми ансамблями есть много схожего, но есть и отличия. Так например в Беларуси еще с начала XVIII в. осподствовал тип парка с регулярным симметрично-осевым членением плана, так называемый «французский сад», или «французская система Ленотра».  Его основой являлся барочный принцип взаимопроникновения архитектурных форм и паркового пространства. Композиция зеленых насаждений как бы продолжала внутреннее пространство дворца, его парадный интерьер. Деревья и кустарники обрабатывались шаровидно, кубовидно и пирамидально, превращаясь в правильные объемные элементы, равноценные архитектуре сооружений. В белорусских усадьбах парки создавались менее значительного масштаба, чем на Западе и в России. Для них характерны относительно небольшие площади, более скромное декоративное убранство, интимность, несложные симметричные композиции. Одной из основных черт местных парков было то, что они формировались на фоне величественных природных панорам, которые открывались из специально предусмотренных видов точек дворцового окружения. Создание регулярных парков требовавших больших затрат как на строительство, так и на последующий уход, было доступно лишь состоятельным владельцам. В мелкопоместных усадьбах чаще преследовалась хозяйственная целесообразность и парки отличались простотой в эксплуатации. В России же для садов ХVII в. характерны следующие черты: - сочетание утилитарных и эстетических функций; - наличие регулярных элементов и их свободное размещение в плане усадьбы; - свободное расположение всех планировочных частей усадьбы с учетом природных условий территории; - отсутствие ансамблевого единства и осевого решения в планировке; - широкое распространение рощ из искусственно посаженных деревьев одной породы; - устройство верховых садов в кремлевских и монастырских комплексах. Эти черты русских садов прослеживаются и в паркостроении ХVIII в.

В Беларуси в конце XVIII в. в организации парков и садов наблюдается постепенное разрушение регулярных композиций. Появляются пейзажные натуралистические парки.Основой формирования пейзажных натуралистических парков служили природные компоненты, а отличительной их чертой являлось использование большого количества иноземных древесных и кустарниковых растений. Богатейший исходный материал разных систематических групп и форм растений определял решение отдельных парковых пейзажей или их фрагментов. Внимание к дендрологическому составу насаждений, ботанические увлечения, коллекционирование являлись показателем хорошего тона, следствием высокого биологического образования. В конце XIX – начале XX в. некоторые парки приобрели характер коллекционных садов.


Русские пейзажные парки характеризуются следующими чертами:

- явные различия ранних (романтических) парков ХVIII в. и более поздних ХIХ в.;

- построение пространства с учетом условий местности, включение ее природных достоинств в парковую среду и, наконец, образная трактовка родной природы как завершающий итог художественного решения парка;

- роль архитектуры в образном строе парка как композиционного элемента, дополняющего его картины, гармонически усиливающие звучание природы;

- территориальное подразделение парка на планировочные части – ландшафтные районы и участки, характеризующиеся общностью физиономических черт и своим обликом;

- композиционная взаимосвязь и пространственная нерасторжимость районов и участков парка;

 - соблюдение масштаба планировочных частей и соразмерности их внутренних пространственных элементов;

- пейзажное разнообразие и пейзажные картины – основные методы объемно-пространственного построения парка.

Литература:

1.Российский государственный социальный университет курс лекций “Благоустройство и озеленение населенных мест”.

2. Благоустройство: история, культура, экология Козюк М. Н., Чикильдина А. Ю. Монография

3. Коренцвит, Виктор Летний сад Петра Великого / Виктор Коренцвит. - М.: Центрполиграф, 2015.

4. Питер, Хейден Русские парки и сады / Хейден Питер. - М.: Мартин, 2015.

5. Курбатов, В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира / В.Я. Курбатов. - Москва: Гостехиздат2018.

6.  Смолицкая, Т.А. Городской культурный ландшафт. Традиции и современные тенденции развития / Т.А. Смолицкая. - Москва: Огни