Файл: Контрольные вопросы и задания к разделу 2 Реализация технологий электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий по .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольные вопросы и задания к разделу 2

«Реализация технологий электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий»

по дисциплине «Технологии электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий»

1 семестр


  1. Охарактеризуйте специфику использования технологии обучения в сотрудничестве применительно к электронному обучению.

Ответ:

Специфика электронного обучения и обучения с использованием ДОТ предусматривает отбор и структурирование содержания обучения в зависимости от выбранной модели. Особенностями взаимодействия участников учебного процесса при электронном обучении являются совместные виды деятельности обучающихся в малых группах сотрудничества, систематические обсуждения рассматриваемых проблем в интерактивном режиме в форуме, чате, на видеоконференции.

  1. Каким образом лучше формировать группы: смешанные или одинаковые по уровню обученности (например, только «отличники» либо только неуспевающие)? Какая группа будет работать продуктивнее? Можно ли доверить формирование группы самим учащимся на основе их симпатии? Ответ обоснуйте на примерах.


Ответ:

Обучение в сотрудничестве – одно из основных положений гуманистической педагогики, где учебный процесс строится на общении и сотрудничестве обучающихся между собой и с преподавателем.

Преподаватель формирует небольшие группы с учётом способностей обучающихся, их пожеланий и психологической совместимости. Желательно, чтобы в одной группе были участники с разными способностями с целью оказания взаимопомощи и обучения в ходе совместной деятельности. Обучающиеся несут ответственность за работу каждого члена группы и за свою собственную работу. Вклад и успех каждого способствует успеху всех остальных членов и группы в целом.

Я считаю,


  1. В чем заключается специфика организации и реализации технологии проектной деятельности при электронном обучении?

Ответ:

Следует отметить некоторые трудности, возникающие при организации подобных занятий. Это прежде всего низкая пропускная способность каналов, которая не позволяет использовать наиболее эффективную технологию ДО – видеоконференцию и затрудняет организацию даже аудио конференции. Вместе с тем, “дистанционный урок-игра” имеет свои преимущества: · возможности мультимедиа представления материала; оперативная обратная связь, позволяющая анализировать подготовку к игре на различных этапах, работая с текстами, вносить коррективы через комментарии; опосредованное с помощью компьютера “вхождение в роль”, опасаться несоответствия роли. Возможность одновременно работать в группе и индивидуально; фиксация текстов, открывающая возможность долгосрочного обращения к результатам и опыту игры. Необходимо продолжить работу в этом направлении, чтобы выявить наиболее приемлемые технологии ДО для воплощения методов инновационной педагогики.

  1. При каких условиях использование сетевого проекта в электронном обучении будет эффективно?

Ответ:

Эффективность модели сетевого взаимодействия рассматривается с позиции: Результативность модели, включающую в себя наличие эффектов ее реализации образовательного, социального, профессионального, организационного и иного характера;


*Результативность модели, включающую в себя «эффекты изменений», то есть изменения, произошедшие с точки зрения совершенствования научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения организаций, входящих в сеть в системе образования Московского района в рамках ОЭР;
Продуктивность модели, включающую в себя «эффекты качества» создаваемых профессиональными сообществами пакетов программ, модулей, курсов в соответствии с утвержденными критериями качества образовательных программ, модулей, курсов, а также качественные характеристики сетевой программы;


Экономическая эффективность модели, фиксирующая соотношение финансовых затрат бюджета и возможных инвестиций партнеров к РЕЗУЛЬТАТУ, обеспеченному организациями сетевой модели организации профильного обучения и пред профильной подготовки в соответствии с определением и критериальной оценкой экономической эффективности каждой из организаций, входящих в сеть.

Институциональная среда сетевого взаимодействия, фиксирующая характеристики нормативно-правовой базы сетевого взаимодействия (локальных актов, соглашений), сетевые формы организации образовательного процесса, параметры, характеризующие формы и варианты коммуникативного действия партнеров, характеристики форм и методов сотрудничества во имя развития системы, возможности профессионально общественной экспертизы и оценки результативности сетевой программы.


  1. Обоснуйте актуальность использования технологии портфолио и электронном обучении.

Технология «Портфолио» способна обладать широкими возможностями для реализации творческих способностей и познавательных интересов студентов в конкретных условиях. Использование данной технологии позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности. Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов студента в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио нечто большее, чем просто папка студенческих работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности. Портфолио ныне широко применяется в зарубежной практике, причем диапазон его применения постоянно расширяется. Все новые страны включают портфолио в свои образовательные системы и начинают использовать на всех уровнях образования. Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий («электронный портфолио») и ориентированных на новые образовательные цели («паспорт компетенций и квалификаций»). Другое характерное явление, лежащее в русле Болонского процесса – создание единых европейских образцов портфолио, таких как принятый Советом Европы «Европейский языковой портфолио».


  1. Определите достоинства портфолио студента. Сравните его с традиционными оценочными средствами.

Являясь по сути альтернативным по отношению к традиционным формам (тест, экзамен) способом оценивания, портфолио позволяет решить две задачи: 1) Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других студентов. 2) Оценить его образовательные достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата (например, портфолио в американской профильной школе).

  1. Какой перечень материалов Вы готовы представить в своем портфолио? Обоснуйте ответ.

В этом документе может быть следующее:

  • фотоотчет о работе (если это дизайн помещений, дизайн текстильных изделий, портреты людей);

  • награды и дипломы;

  • видеосъемка процесса участия в проекте (самые важные моменты);

  • отзывы о работе студента;

  • письменные работы.

  1. Какие существуют виды портфолио преподавателя? Обоснуйте практическую значимость такого портфолио. Предложите свой перечень наименований портфолио преподавателя.

Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности.

Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.

Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.

Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио у преподавателя.


  1. Каковы специфические особенности применения технологии «перевернутый класс» в обучении с использованием ДОТ?


При использовании данной технологии обучающимся предлагается самостоятельно освоить теоретический материал, а затем организуется активное обсуждение проблем учебной темы, уточняются ключевые вопросы, проводится практическая отработка навыков применения изученного материала или разрабатывается проект. Тем самым объяснение новой темы преподавателем (использование объяснительно-иллюстративных методов) как обязательный элемент занятия упраздняется и заменяется изучением и анализом различных информационных ресурсов, просмотром видео, чтением теории и т.п. Таким образом, за основу берётся автономная внеаудиторная деятельность обучающихся, которая и составляет суть домашней и (или) самостоятельной работы. Если обучающиеся мотивированы, имеют достаточные навыки самостоятельной работы, то «перевернутый класс» имеет ряд преимуществ перед традиционными очными технологиями. «Перевернутый класс» позволяет оптимизировать временные ресурсы, использовать дидактический потенциал Интернета, тем самым совершенствуя информационную компетентность обучающихся и включая их в активную познавательную деятельность.

  1. В чем принципиальное отличие деятельности преподавателя от тьютора?

Учитель, приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор двигается от интересов учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель задает нормы, содержание, маршрут и темп. Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.

  1. Какими чертами преподавателя или тьютора, по Вашему мнению, Вы обладаете?

Принятие личной ответственности, толерантность, организованность, творческое воображение, чувство меры и такта, а также самокритичность.

  1. Должен ли преподаватель сам разрабатывать курс, размещать его в СДО, организовывать процесс обучения или на каждом этапе организации обучения с использованием ДОТ должен работать отдельный профессионал? Ответ обоснуйте.

На мой взгляд, преподаватель должен сосредоточиться на своей работе, а именно на процессе обучения. Техническую сторону процесса стоит выполнять профессионалам в области организации электронного обучения. Таким образом, преподаватель не снизит качество производимого им обучения, так как не будет тратить время, которое мог бы уделить улучшению и доработке материалов курса, на процесс технического сопровождения обучения.