Файл: Контрольные вопросы и задания к разделу 2 Реализация технологий электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий по .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Представьте и формате презентации функциональные обязанности участников образовательного процесса в ЭО и с использованием ДОТ (преподаватель. тьютор, фасилитатор, модератор), продемонстрировав различия в их профессиональной деятельности.

  2. Предложите решения для снятия психологического барьера при реализации образовательного процесса в ЭО и с использованием ДОТ, который может возникать в процессе взаимодействии между преподавателем и обучающимися.

Психологические трудности при электронном обучении могут испытывать, в частности, некоторые учащиеся с инвалидностью. Для них важна правильная организация и психологическое сопровождение адаптационного периода. Психолог не тольк, проводит индивидуальные занятия с учеником структурного подразделения по обучению детей инвалидов с применением ДОТ и ЭО, направленные на снижение уровня тревожности, преодоления стресса перед новой формой обучения, но и работает с сетевыми педагогами, обучающими ребёнка, и его родителями.

  1. Взаимодействие в системе «преподаватель-обучающийся», «обучающийся-обучающийся» в Интернете отличается от аналогичного при традиционном обучении. Предложите варианты организации взаимодействия, которые сделают такое общение эффективным.

Деятельность преподавателя дистанционного обучения отличается от работы педагога традиционной школы или вуза. Между преподавателем ДО и обучающимися иначе распределяются функциональные обязанности; обучающиеся постоянно получают психологическую поддержку, направление и коррекцию работы на любом этапе обучения. При ЭО и обучении с применением ДОТ широко используются информационные технологии, учитываются специфика интернет-коммуникации и реальные потребности обучающихся, больше внимания уделяется практической отработке навыков.

Важно помнить, что любые проблемы поддаются решению, если преподаватель подойдет к своей работе творчески, если он соответствующим образом подготовлен, если педагог будет осознавать, что ЭО и обучение с применением ДОТ – это современная специфическая технология обучения и форма взаимодействия с обучающимися, требующая пересмотра принципов и методов в своей деятельности.

  1. Использование СДО в учебном процессе предполагает, в том числе, и знакомство всех участников процесса обучения. Предложите перечень вопросов, на которые должен ответить обучающийся, чтобы впоследствии взаимодействие между преподавателем и обучающимися и обучающихся между собой было эффективным. Как может быть организовано такое знакомство?


Знакомство с обучающимися (если группа обучается только дистанционно). На этом этапе у преподавателя есть данные студентов, зарегистрировавшихся в СДО. Первичное знакомство может начаться с анкетирования или обсуждения общих организационных вопросов. Рассылка подобной анкеты может быть поводом для первого личного обращения преподавателя к своим будущим студентам. Обращение может послужить и проверкой на коммуникабельность. Здесь возможно два варианта.

Во-первых, можно написать общее обращение (всем обучающимся одновременно) с просьбой ответить на предложенные вопросы, направить его по общему списку рассылки и посмотреть, кто откликнется и насколько быстро. Т.е. кто откликнулся быстро – люди коммуникабельные, легко общающиеся с виртуальными незнакомцами. Те, кто задержался с ответом, не объяснив причины, – люди, имеющие трудности в общении через Сеть. Особого внимания требуют те, кто не ответил совсем.

Во-вторых, существует более простой вариант: можно написать письмо с такой же просьбой индивидуально каждому и послать не по общему списку адресов, а каждому отдельно. Опыт показывает, что откликается большая часть группы, поскольку психологически трудно не ответить, если к тебе обращаются лично. Тот, кто все же не ответил, требует личного контакта (возможно, по телефону).

Специальным инструментом для формирования психологически комфортного климата и межличностных связей между участниками обучения может послужить личная страничка пользователя, где каждый может написать о себе, о своих интересах, разместить свою фотографию). Как вариант, чтобы обучающиеся познакомились друг с другом, преподаватель может дать первое задание; разместить презентацию о себе. Можно организовать форум знакомство – так сетевые участники ближе узнают своих коллег.

Очень важно, чтобы обучающиеся общались не только с преподавателем, но и друг с другом. Для этого удобно использовать чат или вебинар, где возможно общение в режиме реального времени. На данном этапе тема общения не имеет особого значения, она даже может не иметь отношения к курсу, но должна быть значимой для участников беседы.

  1. В традиционном обучении принято поощрять и наказывать обучающихся. Необходимо ли поощрять и наказывать их, если они получают образование в рамках ЭО и с использованием ДОТ? Объясните свою позицию. Если Вы ответили утвердительно, предложите собственные варианты поощрения и наказания.


Оценка знаний в рамках электронного обучения наиболее эффективна при использовании балльно-рейтинговой системы, которая позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов. При организации балльно-рейтинговой системы оценки необходимо уделить особое внимание следующим основным особенностям: деление всего курса на блоки; введение контрольных мероприятий по содержанию курса / блока; установка контрольных точек; определение балльно-рейтинговой шкалы; доведение до обучающихся градации оценок, сроков сдачи работ, перевода баллов в итоговую оценку; открытый доступ для просмотра журнала прохождения контрольных точек и регистрации выполненных работ по тематике курса. При этом за определённые виды работ, выполняемые студентами на протяжении всего семестра, выставляются баллы, определенное число баллов начисляется за экзамен или зачет, затем все эти баллы суммируются, и получается итоговый рейтинговый балл по предмету, который переводится в традиционную систему оценок.

  1. Если у Вас есть опыт обучения дистанционно, то возникали ли у Вас сложности при интернет-общении? Как Вы их преодолевали?

Среди проблем, выделяют неудовлетворенность общением с преподавателем, снижение мотивации к учебе вследствие отсутствия сотрудничества с сокурсниками, специфическое и ограниченное взаимодействие с сокурсниками и преподавателем, а отсюда и отсутствие ощущения причастности к своему учебному заведению, недовольство общением с преподавателем из-за критики и замечаний. Однако чаще называется недостаток эмоциональных контактов с сокурсниками и невозможность обсудить эмоциональные проблемы.