Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Кириллова Инна Ислановна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания

Практическое занятие 3
Выполнил:

Обучающийся Кириллова Инна Ислановна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна
Уважаемая Инна Ислановна! В зад.1 не ответов на вопросы 1.2, 1.3, 1.4 (минус 5 баллов). Зад. 2.1. не выполнено (минус 3 балла). В зад. 3.1 неправильно заполнили таблицу: нужно было указать конкретно указывать темы, материал для изучения, в теме 3.2 нужно указывать грамматическую тему и выполнять ее анализ, в вопросе 3.3 нет ответа: Какую роль в формировании условий для обучения грамотному письму играет предметно-развивающая среда (в т.ч. технические средства обучения)? (минус 3 балла). В зад. 4.1 нет анализа метод. аппарата , в зад. 4.2 нет ответа: Сформулируйте задачи, которые Вы будете решать при проведении изложения по каждому из подходящих для этого текстов, в зад. 4.3 неполное заполнение таблицы (минус 3 балла). В зад. 5 средства оценивания по всем видам работ нужно было представить, не составили планирование с 1 по 4 кл. по написанию диктантов с указанием самых распр. ошибок (минус 3 балла). Итого 13 баллов. С ув., Черненко Н.М.


  1. Практическое занятие 3

Цель занятия: закрепление знаний об основных методических приемах, средствах обучения и видах упражнений по обучению грамоте в сфере организации уроков, об уровнях работы по развитию речи, о технологии работы над изложением и сочинением в начальной школе, формирование умения применять их для решения практических задач.


Задание 1. (максимальное количество баллов – 7 баллов)

1.1. Проанализируйте в сопоставительном плане два букваря (допущенных к преподаванию согласно ФГОС). Результаты анализа представьте в табличной форме:

1) структура букваря (части, соответствующие этапам обучения грамоте, их основное содержание);

2) последовательность изучения букв, чем она определяется;

3) структура и содержание типовой букварной страницы (разворота);

4) виды материала для обучения звуковому анализу (используемые в букваре звуковые модели);

5) виды материала для обучения слоговому чтению (дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и др.);

6) литературный материал (какой и как представлен);


7) возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению.

1.2. Установите соответствие между структурой урока изучения новой буквы и материалом страницы букваря (любого): какой материал будет использоваться на каждом из этапов урока?

1.3. Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разных букварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощью схем-моделей? Составьте методические рекомендации по разным приемам работы со звуковыми моделями букваря.

1.4. Составьте несколько фрагментов уроков письма (учитывая существующие нормы обеспечения охраны жизни и здоровья детей), посвященных списыванию слова, предложения из прописи или букваря, на разных этапах обучения: в начале основного периода обучения грамоте (когда изучаются первые 5-6 согласных букв), в конце обучения грамоте (когда почти все буквы уже изучены).

Горецкий, Кирюшкин, Виноградская, Бойкина - Азбука. 1 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС



Таисия Андрианова: Букварь. 1 класс. Учебник.

  • структура букваря (части, соответствующие этапам обучения грамоте, их основное содержание);

1.Подготовительный этап (I четверть) :

- в данный период используются сюжетные и предметные иллюстрации, схемы слов и предложений.

- вводится представления о предложении, об устной речи.

- формируется умения слушать, говорить на обсуждаемую тему.

- дети учатся составлять рассказ по картинке, связывать отдельные сюжетные иллюстрации в текст.

- у детей формируется общее представление о предложении, слове, слоге, ударении, гласных и согласных звуках.
2.Основной (букварный) этап (II, III четверть):

- знакомство с алфавитом.

- изучение всех букв и звуков алфавита.

- формирование умения читать звуки, слова и предложения.

- разделение слова на слоги, постановка ударения в слове.

- изучение рисуночного письма.

- изучение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, глухих и звонких.

- постоянная работа над чистотой и правильностью произношения, над правильным использованием силы голоса, скорости говорения.
3. Заключительный (послебукварный) этап (IV четверть):

- изучение истории букваря.

- знакомство с тесками великих русских писателей, знакомство с краткой биографией писателей.

- cовершенствование основных навыков чтения на литературных текстах.

1.Подготовительный этап (I четверть) :

- введение основных для обучения грамоте понятий: слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука, квадрат, кружок или буква.

- формирование представления о предложении, об устной и письменной речи.

- формирование умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему.
2.Основной (букварный) этап (II, III четверть):

- вся система упражнений формирует у учащегося правильную технологию озвучивания слов, нацелена на фонетический и звуко - буквенный анализ.

- формирование знаний о буквах, обозначающих гласные звуки.

- формирование понятий о маленьких и больших буквах.

- знакомство с понятием позиционной смены согласных звуков: твердые-мягкие согласные.

-формирование знаний о единственном, множественном числе.

- знакомство с рифмой, прозой и стихами.

- дети учатся понимать прочитанное.

- знакомство с художественными жанрами: стихами, сказками, песенками, считалками.

- введение понятия гласные-согласные звуки и буквы, которые их обозначают; ударные-безударные гласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки.

- систематизация букв по обозначению ими разных звуков и по их начертанию.

- первичное осознание детьми смысла местоимений, союзов, фонем, предложений разных по цели и интонации.

- изучение слогов.
3. Заключительный (послебукварный) этап (IV четверть):

- дети фантазируют и придумывают новые варианты сказок с сохранением особенностей героев.

- продолжают придумывать и инсценировать речевые ситуации.

- дополняют стихотворения и придумывают свои стихи, загадки, чистоговорки.

  1. последовательность изучения букв, чем она определяется

Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука».

Методическая основа обучения грамоте по букварю «Русская азбука» раскрывается в следующем:

- построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;

- одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;

- непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением;

- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков.

В учебник «Русская азбука» впервые вводятся тексты, которые предназначены для учеников, которые умеют читать или знают все буквы алфавита.

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), а с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).

структура и содержание типовой букварной страницы (разворота);

В данном букваре не дано примерное планирование распределения материалов учебника по отдельным урокам. Каждый вариант построения урока, который даётся в пособии, является одним из возможных. Учитель может его принять целиком, использовать частично, может составить свои варианты урока, объединить несколько вариантов в один.

Каждый разворот в учебнике «Букварь» содержит материал одного урока. На уроке знакомства с новой буквой (буквами) на левой странице дается ее (их) печатное и письменное изображение, схема-«человечек», которая показывает, какие звуки обозначает данная буква; слоги и слова для чтения, другой тренировочный материал.

виды материала для обучения звуковому анализу (используемые в букваре звуковые модели);

Звуковые модели в «Русской Азбуке» – прямоугольники. Используются цветовые сигналы для обозначения звуков при изучении их главных свойств и признаков.

Слова для слого -звукового анализа предусмотрены на каждой левой странице. Для этого даны специальные картинки, под которыми нарисована черная линия - схематическое изображение слова. Дети слушают слово и определяют из каких звуков оно состоит, обозначают внизу красной точкой гласный звук, синей - твердый согласный, зеленой - мягкий (или раскрашивают печатные кружочки), делят слова на слоги, ставят ударение. Если дети еще не могут записать слово, тогда проводится его слогозвуковой анализ, если слово напечатано или дети сами могут написать его - звуко- буквенный анализ.

виды материала для обучения слоговому чтению (дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и др.);.

На каждый урок отводится две страницы (разворот «Азбуки»), которые содержат текстовой ма­териал: столбики слов, предложения и тексты для чтения. Текстовой материал дополнялся иллюстративным: предметные и сюжетные картинки. Предметные картин­ки используются для подбора слова, в процессе звукового анализа которого выделяется новый звука, а также для проведения лексических и логических упражнений. Сю­жетные картинки содействуют прояснению смысла про­читанного, позволяют организовать работу по составлению предложений и рассказов. Для упражнений в связном рас­сказывании специально помещены серии рисунков на от­дельных страницах.

Кроме текстового материала и иллюстраций, «Русская азбука» содержит разнообразные внетекстовые эле­менты (схемы слов и предложений, слоговые таблицы, лента букв), которые способствуют выработке техники чте­ния и развитию речи и мышления.

В учебнике широко представлен разнообразный зани­мательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. Главное назначение игрового материала — воспитывать у детей любовь и инте­рес к родному языку, способствовать развитию их речи и мышления.

Авторы курса, реализуя дифференцированный подход к процессу обучения грамоте, предусмотрели систему упражнений. Среди них особый интерес представляют многофункциональные тренинговые листы для отработки навыков чтения разного уровня. Тренинговый лист в конце рабочей тетради "…" обращение к нему может быть многократным. Вызывает интерес алфавитная лента, введенная на страницах букваря и прописи с целью пропедевтического знакомства со всеми буквами, с порядком следования букв в алфавите, постепенного запоминания "соседей" изучаемой буквы.

Каждая тема в букваре завершается разворотом по проектной деятельности, расширяющей кругозор учащихся по изучаемым темам и осуществляемой во внеурочное время. Предварительной знакомство с разворотом учебника поддерживает учебную мотивацию учащихся, развивает их творческие способности, умение организовать целенаправленную деятельность для достижения цели.

литературный материал (какой и как представлен);

Знакомство с элементарными грамматическими понятиями проходит на известных детям литературных произведениях, на сериях сюжетных картинок по сказкам «Репка», «Колобок», «Вини-Пух», «Волк и лиса». Дети вспоминают сказки, составляют предложения, описывают иллюстрации со сказочными героями, задают вопросы друг другу. Большое внимание уделяется осмыслению значений пословиц: «Азбука — к мудрости ступенька», «Ученье — путь к уменью» и т. д. При чтении и работе с текстами («Весна», «Лес», «Земля», «Подарки» и др.) школьники готовят совместно выступления на заданную тему, вспоминают стихотворения, рассказывают о своих наблюдениях, слушают товарищей, задают собственные вопросы.

Почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка помогает знакомство учащихся с классическими произведениями русских поэтов и писателей. Герои сказок на протяжении всего букварного периода «помогают» учащимся изучать новые звуки и буквы. Данная игровая ситуация способствует успешному освоению учащимися нового учебного материала, расширяет их читательский кругозор, развивает познавательный интерес к детской книге. Содержание букваря предполагает включение учебных материалов, воспитывающих у ребенка способность сопереживать, уважать историю своей страны, бережно и ответственно относиться к родному языку. Уроки обучения грамоте являются начальной ступенью литературного образования учащихся. На доступном учебном материале в букваре дети учатся: 1) понимать содержание и главную мысль произведения; 2) понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним; 3) извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию

Большую воспитательную направленность имеют пословицы и поговорки, введенные внизу страницы букваря в связи с изучением новой буквы. Они учат ценить доброжелательные отношения, дружбу, трудолюбие

возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению

Позволяет осуществить дифференцированный подход к обучению чтению: не тормозить развитие читательских умений детей, имеющих хороший навык чтения.

Присутствует


Задание 2. (максимальное количество баллов – 6 баллов)

2.1. Прочитайте фрагмент урока обучения грамоте, посвященный выделению и характеристике изучаемых звуков. Проанализируйте представленный фрагмент учебного занятия, определив тему урока, сформулировав его цель и задачи. Выделите и назовите этапы работы над звуками, оцените выбор слов для первого выделения звуков, охарактеризуйте использованные учителем приемы обучения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся







-                Как называются предметы, изображенные на иллюстрации?

-                Стул, кресло, скамейка.

 

-                Кто знает, как называется вот такое кресло для царя или короля, на котором он сидит во время торжественных приемов? На чем сидит царь? На... троне. Это трон.

 

 

 

 

-                А как по-другому можно назвать скамейку? - Что объединяет все эти предметы? Для чего они нужны?

-                Скамья, лавка, лавочка. - Это мебель. Это предметы, на которых сидят.

-                Какой из этих предметов предназначен для сидения одного человека?

-                Стул, кресло, трон.

 

-                Произнесите эти слова еще раз и определите, в каком из них последний звук [л]. - В каком слове услышали последний звук [л]?

-                Стул, кресло, трон (хором). 

-                В слове «стул».

 

-                Докажите, что вы правы.

-                Сту[ллл].

-                Составьте у себя на партах звуковую схему слова «стул».

(Самостоятельно составляют из фишек)

-                Я тоже составляла схему. Посмотрите, что у меня получилось: первый звук я обозначила синей фишкой. Я права? (Так же со вторым и третьим звуком.)

 -                Да. [с] – согласный звук, твердый, глухой.

 

-                А вот для последнего звука я фишку выбрать не смогла. Ведь этот звук мы еще не характеризовали. Какую фишку выбрали вы? - Давайте вместе решим, какая фишка нужна.

 -                Синюю. Зеленую.

 

-                 Произнесите звук [л] и понаблюдайте, как работает ваш язык. 

-                [ллл]. Язык прижимается к верхним зубам.

-                Гласный или согласный это звук? - Определите, [л] – звонкий или глухой?

 

-                Согласный.

-                [л] (кладут руку на горло). Звонкий.

-                Твердый или мягкий?

-                Какая фишка нужна для обозначения звука [л]? Покажите мне.

-                [л]. Твердый.

(Показывают синюю фишку.)

 

-                Кто эту фишку сам выбрал, составляя схему слова, молодцы. Значит, вы уже знаете, как нужно действовать, чтобы охарактеризовать звук.

 

 -                Посмотрите еще раз на иллюстрации и назовите слово, в котором звук [л] в начале.

 -                Лавка (лавочка).  

-                В каком еще слове есть звук [л]? 

-                Кресло.

-                Произнесите слово и послушайте, где стоит звук [л]?

-                Крес[ллл]о. Звук [л] стоит в середине слова.

-                Все эти предметы можно назвать одним словом. Каким?

 -                Мебель.

-                Произнесите слово и послушайте, какой в нем последний звук?

-                Мебе[л’л’л’]. Последний звук [л’].

-                Давайте определим, какой это звук: гласный или согласный. Есть ли преграда, которая мешает воздуху выходить?

-                Что еще мы должны узнать о согласном?

-                Определите сами, какой это согласный звук, и покажите мне нужную фишку.

 [л’]. Язык мешает. Звук [л’] согласный.

-                Звонкий он или глухой, твердый или мягкий. (Произносят

 звук и показывают зеленую фишку)

(На доске появляется схема           □)

-                С какими звуками мы сегодня работали? (Показывает на соответств. фишки в звуковых схемах слов «стул» и «мебель».)

  

-                [л] и [л’].

 

-                Сравним эти звуки. Чем они похожи? Произнесите их: [л] - [л’]. - А чем они различаются?

-                [л] - [л’], [л] - [л’]. Оба согласные, звонкие. - [л] – твердый, а [л’] – мягкий.

 

-                Звуки [л] и [л’] – парные по твердостимягкости согласные звуки.

-                Давайте поучимся узнавать эти звуки в словах. Откройте азбуку на с. 62-63. Узнали сказку, к которой нарисована иллюстрация? Может, вам поможет небольшой отрывок из сказки, который я вам прочитаю? Послушайте и постарайтесь узнать сказку (Читает отрывок, помещенный в азбуке.)

 

 

 

-                Подскажу: звери так радовались избавлению от страшного чудовища, с которым легко справился маленький воробей – «взял и клюнул Таракана – вот и нету великана». - Назовите, кого изобразил художник.

-                «Тараканище» Корнея Чуковского.

Слона, слониху, жирафа, обезьян, бегемота, осликов, летучих мышей...

-  Давайте назовем по картинке слова, в которых есть звуки [л] или [л’]. Приготовьте фишки, будете показывать, какой из звуков вы услышали в слове. Петя, начинай.

-                Слон. (Остальные дети показывают синюю фишку.)

-                Я вижу, все согласны, что в этом слове есть звук [л]. Где он стоит в слове? (Так же проводится работа с остальными словами.)

Представленный фрагмент данного учебного занятия позволяет определить тему урока «Звук [л], [л’], буквы Л л.», Цель урока: познакомить учащихся с согласными звуками [л], [л’].

Задачи:

- научить выделять изучаемые звуки [л], [л’];

- формировать умение давать характеристику звукам;

- воспитывать интерес к чтению и культуре учебного труда.

Урок состоит из следующих этапов:

  1. Выделение изучаемого звука

  2. Изолированное произнесение звука

  3. Наблюдение над артикуляцией при произнесении звука, выделение его характерных признаков

  4. Сравнение звука с другими звуками

  5. Упражнения в слушание звука

Выбор слов для первого выделения звуков достаточно удачный. При изучении данного урока учителем использовались такие приемы как наблюдение за звуковой стороной речи, употребление в произношении, звукобуквенный (фонетический) разбор, группировка слов с определенными звуками, прием установочного чтения.


-                В середине слова.


2.2. Составьте подробный конспект урока знакомства с одной из двузначных гласных букв. Продумайте, с одним или двумя значениями буквы будете знакомить первоклассников. От чего это будет зависеть? При планировании урока обратите внимание, что при введении не первой «особой» буквы важно правильно организовать работу на этапе повторения изученного.

Что необходимо внести в содержание этапа повторения?

Укажите гигиенические требования к обучению чтению и письму.

КОНСПЕКТ УРОКА «Знакомство с новой буквой Ю».

 1..Отгадайте загадку: «Ребятам весело со мной:

На ножке я кружусь одной.

Пока верчусь, я не тужу

Кружу – жужжу,жужжу-кружу».

- Что это? (Юла).

- Иногда эту игрушку называют по-другому – «волчок». (Выставляю рисунок юлы.)
2. Слого-звуковой анализ слова «юла».

- Проведем слого-звуковой анализ слова «юла» и составим отгадку из букв.

- Произнесем слово «юла» и определим, сколько в слове слогов? (2)

- Назовите 1 слог? (ю)

- Назовите 2 слог? (ла)

- Какие звуки мы слышим в слоге ю? ([йʼу])

-Охарактеризуйте звук [йʼ]. (согласный, звонкий, всегда мягкий, на схеме раскрашиваем зеленым цветом)

- Второй звук? ([у] – гласный, на схеме раскрашиваем красным цветом)
- Ребята, если в начале слова рядом мы слышим звуки [йʼу], значит слово пишем с буквы «ю». (Показываю букву «Ю»).
- Какие звуки вы слышите во 2 слоге?( [л] и [а])

- Охарактеризуйте их. ([л] – согл., зв., тв., на схеме – синий; [а] – гл., на схеме- красный)

Много букв теперь я знаю.

И слова я прочитаю.

Складываю ю да ла

Получается ЮЛА.
3. На что похожа буква «Ю».

- Найдите и покажите букву «Ю».

- Сколько у нее звуков, если она находится в начале слова? (2)

- Какие это звуки? ([йʼ] [у])

- На что похожа буква «Ю»? (Кусочек буквы Н +буква О)
Правильно. Буквы Н (эн) и О играли,

У Н (эн) палочку сломали.

О к обломкам прикреплю,

Получилась буква «Ю».

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква «Ю». (А. Шибаев)
4. Показ заглавной и строчной буквы Ю, ю.
- Буква Ю бывает большая, заглавная и строчная. Чтобы было легче её запомнить, напечатаем их в своих тетрадях.

- В старинных летописях летописцы вот так изображали букву «Ю». (Показ старинного начертания буквы ю на отдельном листе).
5. Игра «Доскажи словечко»
1. Любят хрюшки букву Ю:


Без неё не скажешь … (хрю)
2. Я вертелась под ногами,

Очень я мешала маме.

И за это братик мой

Называл меня … (юлой)
- Кого называют юлой в этом стихотворении? (девочку-непоседу)

- А у нас в классе есть такие девочки?
6. Разгадывание ребуса.
На доске предметные картинки с изображением: юрты, ландыша, яблока. (Рисунки перевернуты.)
- Что изображено на первой картинке? (юрта)

- Что такое юрта? (круглый дом)

Юрта – традиционное жилище казахов. Деревянный каркас юрты покрыт войлочными кошмами из чистой шерсти. В центре юрты – место очага, почитаемое казахами как святое место своего жилища. За очагом, напротив входа – самое почетное место. Застилается самыми лучшими коврами. Сзади его хранятся сундуки с одеждой, поверх которых «горкой» раскладываются ковры, одеяла, подушки. Справа от входа – хранятся продукты, посуда, чуть дальше находилось место отдыха хозяев, слева - висела конская сбруя и другие орудия труда, а чуть дальше – место для сна младших членов семьи. Сейчас юрта используется казахами как летнее жилище.
- Какие звуки мы слышим в начале этого слова? ([йʼ], [у])

- Что мы узнали о звуках [йʼ], [у] в начале слова? (если слышим [йʼу], то пишем с буквы Ю)

(Выставляю под картинкой букву Ю)
- Отгадайте загадку:

Ночью серенький зайчишка

Не пропустит свой домишко:

Путь дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят. (Ландыш.)

- Тогда еще одна загадка об этом предмете.

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

- Какой первый звук? ([л])

- Какой буквой его обозначаем? (буквой «Л»)
Еще одна загадка. Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

- Какие звуки мы слышим в начале слова? ([йʼа])

- Какой буквой их обозначим? (Я)
Получилось слово: «Юля» (Вставляю картинку)

- Что вы можете сказать об этом слове? (имя)

- С какой буквы пишем имена людей? (с заглавной)

(Выставляю заглавную букву Ю)
7. Физкультминутка.

Мы читали и устали,

А теперь все вместе встали.

Ручками похлопали: «Раз, два, три!»

Ножками потопали: «Раз, два, три!»

Дружно вытянули шеи,

И, как гуси, зашипели: «Ш-ш-ш».

Пошипели, помолчали,

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

Посидели, помолчали