Файл: Это наша работа выяснить это.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Молодежь. Переезд в Вену (1792-1802)

Зная о трудном детстве Бетховена, нельзя не задаться вопросом, откуда у мальчика появились не только силы выдержать эти трудные первые годы обучения, но и энергия и желание продолжить этот путь. Домашняя обстановка и пример, поданный его отцом, мало что могли бы сделать для дальнейшего развития его намерения посвятить себя музыке. Наверное, именно образ деда, отчетливо сохранившийся в памяти ребенка и подаренный ему в ореоле славы, поразил первую искру в его душе и пробудил желание сделать что-то великое в искусстве, в столь знаменитом «старом капельмейстере». Возможно, это был его дед, с которым он был так похож во всем своем существе, что Бетховен был обязан как одушевленностью, так и настойчивостью, с которой он реализовывал свои гордые, смелые планы.

Обязанности Бетховена как придворного музыканта значительно расширились, когда эрцгерцог Максимилиан Франц стал курфюрстом Кельна и начал заботиться о музыкальной жизни в Бонне, где находилась его резиденция. В 1787 году Бетховен впервые смог посетить Вену — тогдашнюю музыкальную столицу Европы. По рассказам, услышав пьесу молодого человека, Моцарт похвалил его импровизации и предсказал ему великое будущее. Но вскоре Бетховену пришлось вернуться домой — его мать умирала. Он остался единственным кормильцем семьи, состоящей из развращенного отца и двух младших братьев.

Талант юноши, его жадность к музыкальным впечатлениям, его страстная и открытая натура привлекли внимание некоторых просвещенных боннских семей, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход во все музыкальные встречи. Семья Браунингов, которая заботилась о неуклюжем, но оригинальном молодом музыканте, особенно много сделала для него. Доктор Ф.Г. Веглер стал его другом на всю жизнь, а графу Ф.Е. Г. Вальдштейну, его восторженному поклоннику, удалось убедить эрцгерцога отправить Бетховена на обучение в Вену.

В Вене, куда Бетховен отправился во второй раз в 1792 году и где он оставался до конца жизни, он быстро нашел друзей-меценатов с титулами.

Люди, которые встречались с молодым Бетховеном, описывали двадцатилетнего композитора как коренастого молодого человека, склонного к дендизму, иногда дерзкого, но добродушного и доброго в отношениях с друзьями. Когда ему стало известно о недостатке образования, он отправился к Йозефу Гайдну, известному венскому авторитету в области инструментальной музыки (год назад умер Моцарт), и некоторое время давал ему упражнения на контрапункт. Гайдн вскоре остыл до упрямого ученика, а Бетховен тайно стал брать уроки у И. Шенка, а затем и у более основательного Иоганна Альбрехцбергера. Он также несколько лет посещал известного оперного композитора Антонио Сальери, чтобы улучшить свое вокальное творчество. Вскоре он присоединился к кругу, который объединил любителей и профессиональных музыкантов. Князь Карл Нихновский знакомит юного провинциала со своим кругом друзей.


Политическая и общественная жизнь в Европе того времени вызывала тревогу: когда в 1792 году Бетховен прибыл в Вену, город был взбудоражен известием о Французской революции. Бетховен с энтузиазмом воспринимал революционные лозунги и пел свободу в своей музыке. Смелое нарушение общепринятых норм, мощное самоутверждение и бурная атмосфера музыки Бетховена были бы немыслимы в эпоху Моцарта.

От глухоты до смерти

Болезнь развивалась постепенно. Уже в 1798 году он жаловался на шум в ушах, ему было трудно различить высокие тона, понимать разговор шепотом. Испуганный перспективой стать объектом жалости — глухим композитором, он рассказал о своей болезни близкому другу Карлу Аменде, а также врачам, которые посоветовали ему максимально защитить свой слух. Он продолжал обращаться к своим венским друзьям, участвовал в музыкальных вечерах и много сочинял. Он был настолько хорош в сокрытии своей глухоты, что до 1812 года даже те, кто с ним встречался, часто не знали, насколько серьезна его болезнь. То, что он часто отвечал недовольно в разговоре, объяснялось плохим настроением или отвлекающим маневром. композитор бетховенской музыки

Летом 1802 года Бетховен отправился в тихий пригород Вены, в Хайлигенштадт. Появился удивительный документ — «Завет Хайлигенштадта», болезненное признание больного музыканта. Завещание обращено к братьям Бетховену (с наставлениями читать и исполнять его после смерти). Но в письме к доктору Веглеру он восклицает: «Я схвачу судьбу за горло! «и музыка, которую он продолжает писать, подтверждает это решение: Этим летом будут опубликованы новые великие музыкальные произведения.

Заметно улучшилось материальное положение композитора. Издатели охотились за его партитурами и заказывали такие произведения, как большие фортепианные вариации на тему вальса Диабелли (1823 г.). Его заботливые друзья, особенно те, кто чувствовал глубокую привязанность к Бетховену, А. Шиндлер, наблюдал за беспорядочным и обездоленным образом жизни музыканта и слышал его жалобы на то, что его «ограбили» и он не мог понять, куда идут его деньги. Они не знали, что композитор откладывает его, но он сделал это не для себя. Когда в 1815 году умер его брат Каспар, композитор стал одним из опекунов своего десятилетнего племянника Карла. Любовь Бетховена к мальчику и его стремление обеспечить свое будущее вступили в конфликт с недоверием композитора к матери Карла; следовательно, он только постоянно боролся с тем и другим, и эта ситуация пролила трагический свет на его последний период жизни. В годы,

когда Бетховен стремился к полной опеке, он мало что сочинял.

В последние годы глухота Бетховена стала почти полной. До 1819 г. ему пришлось полностью перейти к общению с собеседниками с помощью шифера или бумаги и карандаша (так называемые «разговорные книги» Бетховена сохранились). Полностью поглощенный работой над произведениями, он вел себя странно и встревоженно со стороны: «Он пел, завывал, топтал ногами, и вообще казалось, будто он сражался в смертельной битве с невидимым врагом» (Шиндлер). И все же венские слушатели признали благородство и величие музыки Бетховена, у них было ощущение, что они имеют дело с гением. В 1824 году Бетховен стоял рядом с дирижером, исполняя Девятую симфонию с хоровым финалом к «Оде к радости» Шиллера. В конце симфонии зал был захвачен огромным кульминационным моментом, публика была в ярости, но Бетховен не развернулся. Одному из певцов пришлось схватиться за рукав и повернуться лицом к публике, чтобы композитор мог поклониться.

Судьба других поздних произведений была более сложной. Спустя много лет после смерти Бетховена, только тогда самые восприимчивые музыканты начали исполнять его последние квартеты и открывать людям самые высокие и лучшие достижения Бетховена. Иногда поздний стиль Бетховена описывается как созерцательный, абстрактный, а в некоторых случаях — как презрительный по отношению к законам благополучия; на самом деле, эта музыка является недобросовестным источником мощной и разумной духовной энергии.

Бетховен умер в Вене 26 марта 1827 года от пневмонии, осложненной желтухой и капельницей.

Анализ творчества

Первые произведения Людвига — вариации, сонаты, фортепианные квартеты и песни — можно сравнить с произведениями известных немецких композиторов. Когда Людвиг познакомился с творчеством Моцарта, его восхищение гением этого музыканта возросло. Это непреодолимое желание Бетховена играть свои собственные произведения для него и слышать его советы. А весной 1787 года молодой человек отправился в Вену к Моцарту. Моцарт, полностью занятый своим «Дон Жуаном», тем не менее нашел время послушать Бетховена. Молодой композитор блестяще импровизировал на заданную Моцартом тему и поражал всех присутствующих. Моцарт сказал, прослушав пьесу Бетховена: «Обратите на него внимание. Он заставит всех говорить о нем».

Ранние сочинения Бетховена во многом следуют канону XVIII века: это относится к трио (струнные и фортепианные), скрипичным, фортепианным и виолончельным сонатам. В 1780 году вышло его первое издание (12 вариаций для фортепиано на «Марше Э. К. Дреслера»). В то время фортепиано было инструментом, наиболее близким сердцу Бетховена, в фортепианных произведениях он с предельной искренностью выражал самые сокровенные чувства, а медленные движения некоторых сонат (например, «Ларго и место» из Сонаты № 3, соч. 10) уже пронизаны романтической неторопливостью.


Пианист Бетховена дебютировал на публике в 1795 году, в том же году датируются его первые крупные публикации: три сочинения «Фортепианное трио». По реакциям современников, игра Бетховена сочетала в себе темперамент и виртуозное великолепие с богатством воображения и глубиной чувств.

Опубликованные в 1801 году шесть струнных квартетов или. 18 можно считать величайшим достижением этого периода; Бетховен, очевидно, не торопился с публикацией, так как знал о высоких образцах квартетной литературы, которые оставили позади Моцарт и Гайдн.

Создал героико-драматический тип симфонизма (3-я Героическая симфония 1804, 5-я, 1808, 9-я, 1823; Опера Фиделио, заключительное издание 1814; Увертюры Кориолана, 1807, Эгмонт, 1810; серия инструментальных ансамблей, сонат и концертов). Полная глухота, с которой Бетховен столкнулся на своем творческом пути, не нарушила его воли. Его поздние произведения отличаются философским характером. 9 симфоний, 5 фортепианных и оркестровых концертов; 16 струнных квартетов и других ансамблей; инструментальные сонаты, в том числе 32 для фортепиано (в том числе так называемый «Патетиш», 1798 г., «Мондсейн», 1801 г., «Аппассионата», 1805 г.), 10 для скрипки и фортепиано; торжественная месса (1823 г.).

Неудивительно, что его самые глубокие и оригинальные произведения этого периода — для фортепиано. К 1802 году Бетховен сочинил двадцать фортепианных сонат, в том числе «Патетическую» (1798) и так называемую «Луну» (№ 2 из двух «Сонат-фантазий», op. 27, 1801). В серии сонат Бетховен выходит за рамки классической трехчастной схемы, помещая между медленной частью и финалом дополнительную часть — менуэт или скерцо, делая цикл сонаты похожим на симфонический.

В период с 1795 по 1802 год он также сочинил первые три фортепианных концерта, первые две симфонии (1800 и 1802), шесть струнных квартетов (соч. 18, 1800), восемь сонат для скрипки и фортепиано (в том числе «Весеннюю сонату», соч. 24, 1801) и две сонаты для виолончели и фортепиано, op. 2. 5 (1796), Septet для гобоя, валторны, фагота и струнных, op. cit. 20 (1800), многие другие сочинения камерной музыки и ансамбля. Этот период включает в себя также единственный балет Бетховена «Прометей» (1801), одна из тем которого впоследствии была использована в финале Героической симфонии и в монументальном фортепианном цикле из 15-ти вариаций с фугой (1806).

Между 1813 и 1818 годами Бетховен писал относительно медленно и мало. Первым в серии работ последнего творческого периода стал песенный цикл «An eine ferne Geliebte». Полностью оригинальный по концепции и музыкальной композиции, он был ранним предшественником романтических вокальных циклов Шуберта и Шумана. В течение нескольких лет (1816 — 1822) были опубликованы последние пять фортепианных сонат.


Заключение

Таким образом, мы познакомились с биографией великого композитора Людвига ван Бетховена. Мы выполнили основные задачи этой работы — узнали больше о его жизни, об испытаниях и невзгодах, которые догнали этого человека на трудном жизненном пути.

Дед Людвига был известным и влиятельным человеком, и в глазах внука он навсегда остался идеалом, достойным компенсации за то, что Бетховен сделал в будущем. Именно дедушка подарил мальчику любовь к музыке, к ее мелодичному и душераздирающему строю.

Но детство композитора ни в коем случае не было ослепительным. Семья практически жила в нищете. Мой отец любил пить, и пить регулярно. Он заставил маленького мальчика сидеть за музыкальным инструментом с утра до вечера с особой строгостью, как только увидел, что у его сына есть шанс стать великим музыкантом, превосходящим по своим способностям. Он нанял его, чтобы обучать своих учителей работе с молодым Людвигом.

Но, несмотря на трудное детство и неприятные воспоминания, Бетховен все же связал свою жизнь с музыкой и даже был очень благодарен одному из своих учителей, хотя часто не давал молодому музыканту заснуть.

Даже Моцарт восхищался Людвигом, он считал, что у перспективного молодого человека большое будущее в музыке. Бетховен полностью оправдал свои ожидания и, познакомившись со своими современниками, встал на один уровень с величайшими композиторами всех времен. Он написал много замечательных композиций, которые навсегда останутся великим мировым сокровищем для всех нас.

Таким образом, анализируя литературные источники, мы не только достигли своей цели, но и духовно обогатились, узнав что-то новое о композиторе.

Хочется верить, что сегодняшнее поколение начнет интересоваться действительно прекрасными достижениями людей из прошлого. Ведь произведения искусства прошлых веков должны идти рука об руку с современными. Без сомнения, в постиндустриальную эпоху есть много других интересных занятий, но они все равно уступают классической музыке или чтению книг. Ты всегда должен помнить об этом.

Список литературы

  1. Сначала И.А. Давыдов, Людвиг ван Бетховен. Его жизнь и музыкальная деятельность. Очерк в его биографии. 35 с.

  2. Корханов В.Д. Бетховен: Биографический очерк. М., 1994 . — – 812 с.

  3. Алшван А. Людвиг ван Бетховен. Очерк о жизни и творчестве. М.: Музыка, 1965 г. — 634 с.

  4. Эрио «Жизнь Бетховена». М, музыка, 1963. — 356 с.

  5. Одоевский В.Ф. «Последний квартет Бетховена». 2002. -242 с.