ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Молодежь. Переезд в Вену (1792-1802)
Зная о трудном детстве Бетховена, нельзя не задаться вопросом, откуда у мальчика появились не только силы выдержать эти трудные первые годы обучения, но и энергия и желание продолжить этот путь. Домашняя обстановка и пример, поданный его отцом, мало что могли бы сделать для дальнейшего развития его намерения посвятить себя музыке. Наверное, именно образ деда, отчетливо сохранившийся в памяти ребенка и подаренный ему в ореоле славы, поразил первую искру в его душе и пробудил желание сделать что-то великое в искусстве, в столь знаменитом «старом капельмейстере». Возможно, это был его дед, с которым он был так похож во всем своем существе, что Бетховен был обязан как одушевленностью, так и настойчивостью, с которой он реализовывал свои гордые, смелые планы.
Обязанности Бетховена как придворного музыканта значительно расширились, когда эрцгерцог Максимилиан Франц стал курфюрстом Кельна и начал заботиться о музыкальной жизни в Бонне, где находилась его резиденция. В 1787 году Бетховен впервые смог посетить Вену — тогдашнюю музыкальную столицу Европы. По рассказам, услышав пьесу молодого человека, Моцарт похвалил его импровизации и предсказал ему великое будущее. Но вскоре Бетховену пришлось вернуться домой — его мать умирала. Он остался единственным кормильцем семьи, состоящей из развращенного отца и двух младших братьев.
Талант юноши, его жадность к музыкальным впечатлениям, его страстная и открытая натура привлекли внимание некоторых просвещенных боннских семей, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход во все музыкальные встречи. Семья Браунингов, которая заботилась о неуклюжем, но оригинальном молодом музыканте, особенно много сделала для него. Доктор Ф.Г. Веглер стал его другом на всю жизнь, а графу Ф.Е. Г. Вальдштейну, его восторженному поклоннику, удалось убедить эрцгерцога отправить Бетховена на обучение в Вену.
В Вене, куда Бетховен отправился во второй раз в 1792 году и где он оставался до конца жизни, он быстро нашел друзей-меценатов с титулами.
Люди, которые встречались с молодым Бетховеном, описывали двадцатилетнего композитора как коренастого молодого человека, склонного к дендизму, иногда дерзкого, но добродушного и доброго в отношениях с друзьями. Когда ему стало известно о недостатке образования, он отправился к Йозефу Гайдну, известному венскому авторитету в области инструментальной музыки (год назад умер Моцарт), и некоторое время давал ему упражнения на контрапункт. Гайдн вскоре остыл до упрямого ученика, а Бетховен тайно стал брать уроки у И. Шенка, а затем и у более основательного Иоганна Альбрехцбергера. Он также несколько лет посещал известного оперного композитора Антонио Сальери, чтобы улучшить свое вокальное творчество. Вскоре он присоединился к кругу, который объединил любителей и профессиональных музыкантов. Князь Карл Нихновский знакомит юного провинциала со своим кругом друзей.
Политическая и общественная жизнь в Европе того времени вызывала тревогу: когда в 1792 году Бетховен прибыл в Вену, город был взбудоражен известием о Французской революции. Бетховен с энтузиазмом воспринимал революционные лозунги и пел свободу в своей музыке. Смелое нарушение общепринятых норм, мощное самоутверждение и бурная атмосфера музыки Бетховена были бы немыслимы в эпоху Моцарта.
От глухоты до смерти
Болезнь развивалась постепенно. Уже в 1798 году он жаловался на шум в ушах, ему было трудно различить высокие тона, понимать разговор шепотом. Испуганный перспективой стать объектом жалости — глухим композитором, он рассказал о своей болезни близкому другу Карлу Аменде, а также врачам, которые посоветовали ему максимально защитить свой слух. Он продолжал обращаться к своим венским друзьям, участвовал в музыкальных вечерах и много сочинял. Он был настолько хорош в сокрытии своей глухоты, что до 1812 года даже те, кто с ним встречался, часто не знали, насколько серьезна его болезнь. То, что он часто отвечал недовольно в разговоре, объяснялось плохим настроением или отвлекающим маневром. композитор бетховенской музыки
Летом 1802 года Бетховен отправился в тихий пригород Вены, в Хайлигенштадт. Появился удивительный документ — «Завет Хайлигенштадта», болезненное признание больного музыканта. Завещание обращено к братьям Бетховену (с наставлениями читать и исполнять его после смерти). Но в письме к доктору Веглеру он восклицает: «Я схвачу судьбу за горло! «и музыка, которую он продолжает писать, подтверждает это решение: Этим летом будут опубликованы новые великие музыкальные произведения.
Заметно улучшилось материальное положение композитора. Издатели охотились за его партитурами и заказывали такие произведения, как большие фортепианные вариации на тему вальса Диабелли (1823 г.). Его заботливые друзья, особенно те, кто чувствовал глубокую привязанность к Бетховену, А. Шиндлер, наблюдал за беспорядочным и обездоленным образом жизни музыканта и слышал его жалобы на то, что его «ограбили» и он не мог понять, куда идут его деньги. Они не знали, что композитор откладывает его, но он сделал это не для себя. Когда в 1815 году умер его брат Каспар, композитор стал одним из опекунов своего десятилетнего племянника Карла. Любовь Бетховена к мальчику и его стремление обеспечить свое будущее вступили в конфликт с недоверием композитора к матери Карла; следовательно, он только постоянно боролся с тем и другим, и эта ситуация пролила трагический свет на его последний период жизни. В годы,
когда Бетховен стремился к полной опеке, он мало что сочинял.
В последние годы глухота Бетховена стала почти полной. До 1819 г. ему пришлось полностью перейти к общению с собеседниками с помощью шифера или бумаги и карандаша (так называемые «разговорные книги» Бетховена сохранились). Полностью поглощенный работой над произведениями, он вел себя странно и встревоженно со стороны: «Он пел, завывал, топтал ногами, и вообще казалось, будто он сражался в смертельной битве с невидимым врагом» (Шиндлер). И все же венские слушатели признали благородство и величие музыки Бетховена, у них было ощущение, что они имеют дело с гением. В 1824 году Бетховен стоял рядом с дирижером, исполняя Девятую симфонию с хоровым финалом к «Оде к радости» Шиллера. В конце симфонии зал был захвачен огромным кульминационным моментом, публика была в ярости, но Бетховен не развернулся. Одному из певцов пришлось схватиться за рукав и повернуться лицом к публике, чтобы композитор мог поклониться.
Судьба других поздних произведений была более сложной. Спустя много лет после смерти Бетховена, только тогда самые восприимчивые музыканты начали исполнять его последние квартеты и открывать людям самые высокие и лучшие достижения Бетховена. Иногда поздний стиль Бетховена описывается как созерцательный, абстрактный, а в некоторых случаях — как презрительный по отношению к законам благополучия; на самом деле, эта музыка является недобросовестным источником мощной и разумной духовной энергии.
Бетховен умер в Вене 26 марта 1827 года от пневмонии, осложненной желтухой и капельницей.
Анализ творчества
Первые произведения Людвига — вариации, сонаты, фортепианные квартеты и песни — можно сравнить с произведениями известных немецких композиторов. Когда Людвиг познакомился с творчеством Моцарта, его восхищение гением этого музыканта возросло. Это непреодолимое желание Бетховена играть свои собственные произведения для него и слышать его советы. А весной 1787 года молодой человек отправился в Вену к Моцарту. Моцарт, полностью занятый своим «Дон Жуаном», тем не менее нашел время послушать Бетховена. Молодой композитор блестяще импровизировал на заданную Моцартом тему и поражал всех присутствующих. Моцарт сказал, прослушав пьесу Бетховена: «Обратите на него внимание. Он заставит всех говорить о нем».
Ранние сочинения Бетховена во многом следуют канону XVIII века: это относится к трио (струнные и фортепианные), скрипичным, фортепианным и виолончельным сонатам. В 1780 году вышло его первое издание (12 вариаций для фортепиано на «Марше Э. К. Дреслера»). В то время фортепиано было инструментом, наиболее близким сердцу Бетховена, в фортепианных произведениях он с предельной искренностью выражал самые сокровенные чувства, а медленные движения некоторых сонат (например, «Ларго и место» из Сонаты № 3, соч. 10) уже пронизаны романтической неторопливостью.
Пианист Бетховена дебютировал на публике в 1795 году, в том же году датируются его первые крупные публикации: три сочинения «Фортепианное трио». По реакциям современников, игра Бетховена сочетала в себе темперамент и виртуозное великолепие с богатством воображения и глубиной чувств.
Опубликованные в 1801 году шесть струнных квартетов или. 18 можно считать величайшим достижением этого периода; Бетховен, очевидно, не торопился с публикацией, так как знал о высоких образцах квартетной литературы, которые оставили позади Моцарт и Гайдн.
Создал героико-драматический тип симфонизма (3-я Героическая симфония 1804, 5-я, 1808, 9-я, 1823; Опера Фиделио, заключительное издание 1814; Увертюры Кориолана, 1807, Эгмонт, 1810; серия инструментальных ансамблей, сонат и концертов). Полная глухота, с которой Бетховен столкнулся на своем творческом пути, не нарушила его воли. Его поздние произведения отличаются философским характером. 9 симфоний, 5 фортепианных и оркестровых концертов; 16 струнных квартетов и других ансамблей; инструментальные сонаты, в том числе 32 для фортепиано (в том числе так называемый «Патетиш», 1798 г., «Мондсейн», 1801 г., «Аппассионата», 1805 г.), 10 для скрипки и фортепиано; торжественная месса (1823 г.).
Неудивительно, что его самые глубокие и оригинальные произведения этого периода — для фортепиано. К 1802 году Бетховен сочинил двадцать фортепианных сонат, в том числе «Патетическую» (1798) и так называемую «Луну» (№ 2 из двух «Сонат-фантазий», op. 27, 1801). В серии сонат Бетховен выходит за рамки классической трехчастной схемы, помещая между медленной частью и финалом дополнительную часть — менуэт или скерцо, делая цикл сонаты похожим на симфонический.
В период с 1795 по 1802 год он также сочинил первые три фортепианных концерта, первые две симфонии (1800 и 1802), шесть струнных квартетов (соч. 18, 1800), восемь сонат для скрипки и фортепиано (в том числе «Весеннюю сонату», соч. 24, 1801) и две сонаты для виолончели и фортепиано, op. 2. 5 (1796), Septet для гобоя, валторны, фагота и струнных, op. cit. 20 (1800), многие другие сочинения камерной музыки и ансамбля. Этот период включает в себя также единственный балет Бетховена «Прометей» (1801), одна из тем которого впоследствии была использована в финале Героической симфонии и в монументальном фортепианном цикле из 15-ти вариаций с фугой (1806).
Между 1813 и 1818 годами Бетховен писал относительно медленно и мало. Первым в серии работ последнего творческого периода стал песенный цикл «An eine ferne Geliebte». Полностью оригинальный по концепции и музыкальной композиции, он был ранним предшественником романтических вокальных циклов Шуберта и Шумана. В течение нескольких лет (1816 — 1822) были опубликованы последние пять фортепианных сонат.
Заключение
Таким образом, мы познакомились с биографией великого композитора Людвига ван Бетховена. Мы выполнили основные задачи этой работы — узнали больше о его жизни, об испытаниях и невзгодах, которые догнали этого человека на трудном жизненном пути.
Дед Людвига был известным и влиятельным человеком, и в глазах внука он навсегда остался идеалом, достойным компенсации за то, что Бетховен сделал в будущем. Именно дедушка подарил мальчику любовь к музыке, к ее мелодичному и душераздирающему строю.
Но детство композитора ни в коем случае не было ослепительным. Семья практически жила в нищете. Мой отец любил пить, и пить регулярно. Он заставил маленького мальчика сидеть за музыкальным инструментом с утра до вечера с особой строгостью, как только увидел, что у его сына есть шанс стать великим музыкантом, превосходящим по своим способностям. Он нанял его, чтобы обучать своих учителей работе с молодым Людвигом.
Но, несмотря на трудное детство и неприятные воспоминания, Бетховен все же связал свою жизнь с музыкой и даже был очень благодарен одному из своих учителей, хотя часто не давал молодому музыканту заснуть.
Даже Моцарт восхищался Людвигом, он считал, что у перспективного молодого человека большое будущее в музыке. Бетховен полностью оправдал свои ожидания и, познакомившись со своими современниками, встал на один уровень с величайшими композиторами всех времен. Он написал много замечательных композиций, которые навсегда останутся великим мировым сокровищем для всех нас.
Таким образом, анализируя литературные источники, мы не только достигли своей цели, но и духовно обогатились, узнав что-то новое о композиторе.
Хочется верить, что сегодняшнее поколение начнет интересоваться действительно прекрасными достижениями людей из прошлого. Ведь произведения искусства прошлых веков должны идти рука об руку с современными. Без сомнения, в постиндустриальную эпоху есть много других интересных занятий, но они все равно уступают классической музыке или чтению книг. Ты всегда должен помнить об этом.
Список литературы
-
Сначала И.А. Давыдов, Людвиг ван Бетховен. Его жизнь и музыкальная деятельность. Очерк в его биографии. 35 с. -
Корханов В.Д. Бетховен: Биографический очерк. М., 1994 . — – 812 с. -
Алшван А. Людвиг ван Бетховен. Очерк о жизни и творчестве. М.: Музыка, 1965 г. — 634 с. -
Эрио «Жизнь Бетховена». М, музыка, 1963. — 356 с. -
Одоевский В.Ф. «Последний квартет Бетховена». 2002. -242 с.