Файл: Педагогическое общение. Стили педагогического общения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования и науки г. Москвы
ГАОУ ВО МГПУ ИСПО имени К. Д. Ушинского
Учебный корпус «Колледж Измайлово»
Педагогическое общение.
Стили педагогического общения.
| подготовила студентка 8ПНКд22ш-18 (22у) группы Емельянова Мария. Преподаватель: Баранникова С. А. |
Москва, 2020
Педагогическая деятельность – это тяжкий труд. Всякий труд предполагает общение людей. Труд преподавателя относится к числу таких, где взаимодействие - основа профессиональной деятельности. Можно сказать, что обучение по сути своей — это общение педагога с учащимися на определенную тему.
Смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.
Особенность профессии учителя состоит в том, что ему необходимы знания, навыки, умения, которые лежат в основе успешного взаимодействия с людьми: организовывать свои отношения с учениками, с коллегами, помогать в нормализации отношений одноклассников между собой, в развитии навыков общения и т.д. Не будет преувеличением утверждение о том, что ядром психологической культуры учителя является педагогическое общение, реализуемое в педагогике сотрудничества. Не ставя своей задачей рассмотреть общение учителей и учащихся во всем его многообразии (это не позволяют рамки учебника — во-первых; исчерпывающую информацию по этим проблемам можно получить из огромного арсенала литературных, психологических источников — во-вторых), остановимся на характеристике стиля педагогического руководства и его влияния на формирование личности школьника.
Стиль педагогического общения
– совокупность устойчивых способов взаимодействия учителя с учащимися в процессе совместной деятельности и общения. В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.
В современной психолого-педагогической литературе существуют различные классификации стилей педагогического руководства. Чаще всего выделяют три основные разновидности: авторитарный стиль, демократический и либеральный (в качестве синонимов можно встретить обозначения «либерально-попустительский»).
Авторитарный стиль складывается в результате преимущественного использования учителем принудительного требования и агрессивного внушения. Требование направлено на подавление недисциплинированного поведения школьников. Агрессивное внушение принимает формы наставления, предупреждения, угрозы, осуждения, которые вызывают недовольство, возмущение, гнев, презрение учителя. Сопровождается недовольными, злобными, гневными, насмешливыми, раздражёнными интонациями голоса и мимики. Авторитарный стиль развивает навыки полного подчинения ученика учителю; тормозит развитие способности к саморегуляции поведения (если педагог не контролирует, то исчезает и дисциплина). У школьников снижается настроение, появляются тревожность, обеспокоенность, раздражение, обида, неприязнь, страх, агрессивность. Не смотря на строгость учителя, учащиеся учатся чётко выполнять инструкции и присутствует высокое качество дисциплины.
Демократический стиль руководства возникает, если учитель опирается на убеждение, побудительное требование и доброжелательное внушение. Убеждая, он разъясняет детям полезность подчинения правилам, формирует у них убеждённость в их ценности. Обычные формы требования - приказы, запреты, распоряжения — превращаются при демократическом стиле в побуждение. Тёплые интонации голоса, спокойная мимика, обращение к ученикам по именам усиливают близость учителя с ними. Доброжелательное внушение принимает формы доверительного наставления
, увещания, просьбы, осуждения, предостережения, напоминания, упрёка, укора. В них выражены доверие учителя к детям, одобрение или обеспокоенность. При такой системе отношений у учащихся успешно развиваются навыки саморегуляции поведения, уверенность в своих силах, оптимистическое настроение, положительные эмоции, состояние удовлетворения и радости от близости к учителю. Такие способы взаимодействия повышают его авторитет.
Либеральный стиль руководства самый неблагоприятный в педагогическом общении. Не случайно его называют либерально-ситуативным, поскольку общение в значительной мере определяется ситуацией, настроением. Школьники не любят таких учителей, поскольку к их стилю общения трудно приспособиться: то они очень мягкие, потакающие детям; то, когда чувствуют, что власть от них уходит, очень жёсткие. Резкие переходы от либеральности к авторитарности и обратно — типичная картина для учителей-либералов. Данный стиль руководства не развивает у детей ни навыков подчинения учителю, ни навыков саморегуляции поведения. Он порождает, с одной стороны, безосновательное веселье, эйфорию; с другой - чувство неудовлетворения, огорчения, безразличия, равнодушия. Установка на учащихся нейтральная. Из-за нерешительности и колебаний учителя в классе, как правило, выделяются несколько наиболее энергичных школьников, которые постепенно берут на себя часть его организаторских функций. В наиболее затруднительных ситуациях они обращаются к другим учителям, облегчая этим данному педагогу принятие ответственных решений.
Наряду с данной классификацией стилей педагогического общения есть и иные подходы. Так, советский педагог и психолог Лев Борисович Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных:
-
Эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатии; -
Деловой, опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися; -
Направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью; -
Требовательный, когда задачи стоят прямо перед воспитанниками; -
Побуждающий, опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций; -
Принуждающий, основанный на давлении.
Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, то есть всецело зависят от личности педагога.
Советский педагог Виктор Абрамович Кан-Калик выделяет следующие стили общения:
1. Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью;
2. Общение на основе дружеского расположения;
3. Общение-дистанция;
4. Общение-устрашение;
5. Общение-заигрывание.
Заключение:
От выбранного стиля зависят атмосфера в коллективе и расположенность учеников к преподавателю и его предмету. Каждый учитель, конечно же, сам выбирает, какого стиля он будет придерживаться, но демократический является самым продуктивным условием развития личности ребёнка, хоть он и требует больших психических затрат. Именно в условиях демократического стиля руководства у ребёнка развивается чувство ответственности.
В своей будущей педагогической деятельности я буду стараться придерживаться демократического стиля при этом не переигрывая «в доброго преподавателя».
Список литературы:
-
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с. -
Овчинникова Н.В. Стили педагогического общения. [электронный ресурс] URL: https://ds2-lub.edu.yar.ru/vospitateli/ovchinnikova_n_dot_v_dot_/metodicheskaya_kopilka/stili_pedagogicheskogo_obshcheniya.html (03.07.2020)
Анкета «Стиль общения педагога»
1. Считаете ли Вы, что ребёнок должен:
-
делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями; -
говорить Вам только то, что сам захочет; -
оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребёнок взял у своего одноклассника (в его отсутствие) без разрешения вещь, то Вы:
-
доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять нужное решение; -
предоставите детям самим разобраться в своих проблемах; -
известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок сегодня на уроке был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите:
-
похвалите и всем детям покажите его работу; -
проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня; -
скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».
4. Ребёнок, входя в класс, не поздоровался с Вами, Вы:
-
заставите его громко при всех поздороваться; -
не обратите на это внимания; -
сразу же начнёте общаться с ребёнком, не упоминая об его промахе.
5. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и вы предпочтёте:
-
спокойно, не вмешиваясь, наблюдать как они играют и общаются; -
кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание; -
займётесь своими делами в классе.
6. Какая точка зрения Вам кажется более правильной:
-
чувства, переживания ещё поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит обращать особого внимания; -
эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать; -
чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно с большим тактом.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
-
ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и воспитать его; -
у ребёнка много возможностей для саморазвития, сотрудничества же взрослого должно направлять на максимальное повышение активности самого ребёнка; -
ребёнок развивается почти неуправляемо под влияние наследственности и семьи, и поэтому главная забота чтобы он был одет, накормлен и не нарушал дисциплину.
8. Как вы относитесь в активности самого ребёнка:
-
положительно – без неё невозможно полноценное развитие; -
отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание; -
положительно, но только тогда, когда активность согласна с педагогом.
9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома, Ваши действия:
-
сказали бы: «Ну и не надо»; -
заставили бы выполнить работу; -
предложили бы другое задание.
10. Какую позицию Вы считаете более правильной:
-
ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем; -
если ребёнок не осознает заботу о нем, не ценит её, то это его дело: когда-нибудь пожалеет; -
педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
Варианты ответов:
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
Б | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
В | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 |