Файл: Юридические науки удк.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ



УДК 342

ББК 67

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ,

СВЯЗАННЫЕ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ И РАЗРЕШЕНИЮ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

ЭЛЕОНОРА ВИКТОРОВНА МАРКИНА,

доцент кафедры административной деятельностиОВД МосковскогоуниверситетаМВДРоссииимениВ.Я.Кикотя

кандидат юридических наук,доцент;

ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА СОСНОВСКАЯ,

доцент кафедры административной деятельностиОВД МосковскогоуниверситетаМВДРоссииимениВ.Я.Кикотя,

кандидат юридических наук,доцент Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Рецензент:доценткафедрыадминистративнойдеятельностиОВД,доцент,

кандидатэкономическихнаукА.А.Морукова
Citation-индексвэлектроннойбиблиотекеНИИОН





Аннотация. Обосновывается, что работа с обращениями граждан является одним из приоритетных направлений дея- тельности участкового уполномоченного полиции. Раскрываются основные задачи участкового уполномоченного полиции при работе с обращениями граждан, дается характеристика основным требованиям к его работе в этой области, рассматри- ваются критерии оценки ее эффективности.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, работа с обращениями, взаимодействие с населени- ем правоохранительная деятельность, эффективность работы полиции, профилактика, преступления, правонарушения, проверки.
Abstract. The article substantiates the conclusion that work with complaints of citizens is one of the priorities of the district police commissioner. The main tasks of the district police commissioner when dealing with citizens' appeals are disclosed, the characteristics of the basic requirements for his work are given, criteria for evaluating its effectiveness are considered.

Keywords: district police commissioner, work with complaints, interaction with the population law enforcement activities, police effectiveness, prevention, crimes, offenses, inspections.





Конституция Российской Федерации, как ос- новной закон государства, выделяет для чело- века особое место в системе конституционные отношений. Защита прав и свобод человека и гражданина является основным принципом, дей- ствующим в государстве и обществе в настоящее время.

Особую значимость подчеркнул и Президент Российской Федерации В.В. Путин в своей пред-

выборной статье «Демократия и качество государ- ства»: «Демократия, на мой взгляд, заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А зна- чит, демократия должна иметь механизмы посто- янного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи». А что есть «обратная связь»

на практике? Растущее количество информации о политике должно перейти в качество полити- ческого участия, гражданского самоуправления и контроля».

Институт права граждан на обращения в госу- дарственные органы и органы местного самоуправ- ления является ключевым в реализации граждани- ном своих конституционных прав. Стоит отметить тот факт, что институт права граждан на обраще- ния в органы государственной власти и органы местного самоуправления претерпели серьезные изменения1.

Участковыми уполномоченными полиции в це- лом по России в год рассматривается более десяти миллионов обращений граждан, раскрывается каж- дое четвертое преступление. За 2015 год службой участковых уполномоченных полиции МВД России пресечено более трех миллионов административ- ных правонарушений, в том числе разыскано около 8,5 тысяч лиц, скрывающих от органов дознания, следствия и суда2. Данная статистика указывает на особую важность работы участковых уполномочен- ных полиции по рассмотрению поступающих к ним обращений граждан в рамках деятельности поли- ции в целом.

Осуществление приема граждан и рассмотре- ние их обращений — одна из основных форм рабо- ты участкового уполномоченного полиции на закре- пленном административном участке.

Основными задачами участкового уполномо- ченного полиции при работе с обращениями граж- дан являются:

  • обеспечение своевременного рассмотрения в

полном объеме устных и письменных обраще- ний граждан;

  • принятие по ним решений в соответствии с за-

конодательством российской Федерации;

  • направление заявителям ответов в установлен- ный законодательством Российской Федерации срок.

Участковый уполномоченный полиции осу- ществляет прием граждан, рассматривает их об- ращения, проявляя внимательное, вежливое, так- тичное и корректное отношение к гражданам, ино- странным гражданам и лицам без гражданства. Для каждого сотрудника полиции, в том числе для участкового уполномоченного, важно осуществлять

прием граждан таким образом, чтобы обращаю- щиеся граждане чувствовали уважительное к себе отношение, доброжелательность и заинтересован- ность сотрудника полиции в разрешении его про- блемы. Для этого, осуществляя прием граждан участковый уполномоченный полиции не должен отвлекаться на посторонние вопросы, решение своих проблем или разговоры с сослуживцами, также не следует необоснованно перебивать граж- данина или повышать на него голос. В настоящее время особую значимость при оценке деятельно- сти полиции населением имеет не только профес- сионализм сотрудников полиции, но и культура поведения сотрудников, поэтому просто необхо- димо, чтобы участковый уполномоченный поли- ции, был вежлив и тактичен, объективно относил- ся к обращениям и заявлениям граждан, проявлял особое внимание к детям, женщинам и пожилым людям.

Участковый уполномоченный полиции не дол- жен выражать свое негативное отношение к обра- щениям граждан, каким бы назойливым и упрямым ни был посетитель. Важно помнить, что нетактич- ное поведение участкового уполномоченного по- лиции при осуществлении приема граждан может привести к снижению его авторитета среди населе- ния административного участка.

Стоит отметить, что участковый уполномочен- ный полиции, как сотрудник органов внутренних дел обязан принять заявление по любому вопросу, находящемуся в компетенции правоохранительных органов. Непосредственно к компетенции участко- вого уполномоченного полиции относится множе- ство вопросов, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • семейно-бытовые вопросы: семейные скан-

далы, конфликты, возникающие между сосе- дями;

  • вопросы, связанные с экологической обстанов-

кой на административном участке — парковка автотранспорта в неположенных местах, на га- зонах, свалка мусора, плохая уборка территории от снега;

  • вопросы, связанные с паспортно-визовым пре-

быванием лица на административном участ- ке — наличие документов, удостоверяющих личность, разрешений на работу у иностранных


граждан. Стоит подчеркнуть, что проверять со- блюдение паспортно-визового режима участко- вый уполномоченный компетентен только в жи- лом секторе, то есть непосредственно в домах, квартирах, подъездах и дворах;

  • проведение проверок по обращениям, содержа-

щим факту нарушения Кодекса Российской Фе- дерации об административных правонарушени- ях и Уголовного кодекса Российской Федерации (оскорбление, побои, мелкое хулиганство, кра- жи и мошенничества).

Участковый уполномоченный полиции, осу- ществляющий прием граждан, в соответствии с за- конодательством Российской Федерации и в преде- лах своих полномочий вправе принять одно из сле- дующих решений:

  • удовлетворить просьбу, при этом сообщив граж-

данину порядок и сроки принятия решения по обращению;

  • отказать в удовлетворении просьбы, при этом

разъяснив гражданину причины отказа и поря- док обжалования принятого решения;

  • принять письменное заявление от гражда-

нина, если его обращение требует дополни- тельной проверки, при этом разъяснив граж- данину причины, по которым обращение не может быть разрешено в процессе личного приема, указав порядок и срок рассмотрения обращения.

  • по вопросам, не входящим в компетенцию ор-

ганов внутренних дел, участковый уполномо- ченный должен разъяснить инстанцию (орга- низацию или учреждение), в которую следует обратиться гражданину, при необходимости участковый уполномоченный оказывает необхо- димое содействие3.

Полученную в ходе проведения личного приема граждан информацию, представляющую оператив- ный или профилактический интерес, участковый уполномоченный полиции обязан доложить ра- портом начальнику территориального органа МВД России.

В соответствии с требованиями законода- тельства Российской Федерации при получении обращений непосредственно от граждан участ- ковый уполномоченный полиции осуществляет регистрацию поступивших обращений в журна-

ле учета приема граждан, их обращений и заяв- лений, который находится в участковом пункте полиции.

Участковому уполномоченному полиции, как должностному лицу исполнительного органа вла- сти, при рассмотрении и разрешении обращений граждан запрещается:

  • преследование гражданина в связи с его обра-

щением в полицию с критикой на работу ука- занного органа, либо с целью защиты и вос- становления его нарушенных прав и законных интересов;

  • разглашение сведений, содержащихся в обра-

щении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина без его на то согласия.

При этом, не является разглашением сведений направление запросов в органы государственной власти или органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит обязанность раз- решения вопросов, поставленных в обращении гражданина.

Гражданин, чьи права при рассмотрении и раз- решении обращения были нарушены, имеет право на возмещение компенсацию морального вреда и возмещению причиненных убытков по решению суда. Так, если в ходе проверки по обращению бу- дет установлен факт нарушения прав, свобод и за- конных интересов граждан, упущения или злоупо- требления в деятельности органов внутренних дел, а также необоснованность принятого решения, то в заключение указываются меры, принятые к сотруд- никам полиции, допустившим указанные наруше- ния4.

Таким образом, необходимо отметить, что рабо- та с обращениями граждан является одним из при- оритетных направлений деятельности участкового уполномоченного полиции. Как известно, в насто- ящее время одним из критериев оценки работы по- лиции в целом выступает общественное мнение и авторитет сотрудников полиции среди населения. Работа участкового уполномоченного полиции с обращениями граждан, отвечающая не только тре- бованиям законодательства Российской Федерации, но и морально — этическим требованиям, предпо- лагающим вежливое и доброжелательное отноше- ние к гражданам, стремление оказать содействие в разрешение проблем, способствует формированию


положительного имиджа сотрудника полиции. Не- маловажную роль в эффективной деятельности участкового уполномоченного полиции в рассмо- трении и разрешении обращений граждан играет организация проведения приема граждан, включа- ющая в себя разработку графика, учитывающего особенности административного участка, оснащен- ность участкового пункта полиции необходимой для граждан информацией. Стоит подчеркнуть, что своевременное реагирование на обращения граж- дан во многом может способствовать улучшению оперативной обстановки в целом на администра- тивном участке.

Участковый уполномоченный полиции, как из- вестно, сотрудник органов внутренних дел наибо- лее близкий к народу, поэтому его подход к работе должен быть чуть шире, чем просто профессио- нальный. Как показывает практика, именно такой подход дает положительные результаты, укрепляя взаимодействие населения и участкового уполномо- ченного полиции.

Эффективное осуществление участковым упол- номоченным полиции своих полномочий в рамках данного направления, оказание помощи гражданам в реализации их законных прав и интересов, а по- рой и просто консультативная помощь со стороны сотрудника, благоприятствует формированию дове- рительного отношения со стороны населения к по- лиции в целом.

В настоящее время одним из критериев оценки работы полиции в целом выступает общественное мнение и авторитет сотрудников полиции среди

пункта полиции необходимой для граждан инфор- мацией. Стоит подчеркнуть, что своевременное реагирование на обращения граждан во многом может способствовать улучшению оперативной обстановки в целом на административном участ- ке. Законодательством Российской Федерации, регламентирующим обращения граждан, закре- плены различные сроки рассмотрения обращений граждан с возможностью их продления, при на- личии достаточных оснований. Участковый упол- номоченный полиции, осуществляя свою работу с обращениями граждан, рассматривает по суще- ству такие виды обращений, как предложение, за- явление, жалоба и ответ на запрос. Также особое внимание стоит уделить деятельности участково- го уполномоченного полиции по рассмотрению сообщений о преступлениях и административных правонарушениях в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Итогом рассмотрения обращений граждан по существу является подготовка заключения, в котором ана- лизируются собранные материалы и направление ответа инициатору, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сто- ит подчеркнуть, что своевременность, полнота и объективность рассмотрения обращений граждан участковым уполномоченным полиции, является предметом контроля со стороны, как непосред- ственных руководителей, так и проверяющих лиц
5.

населения. Работа участкового уполномоченного

полиции с обращениями граждан, отвечающая не

только требованиям законодательства Российской Федерации, но и морально — этическим требо- ваниям, предполагающим вежливое и доброже- лательное отношение к гражданам, стремление оказать содействие в разрешение проблем, спо- собствует формированию положительного имид- жа сотрудника полиции. Немаловажную роль в эффективной деятельности участкового уполно- моченного полиции в рассмотрении и разрешении обращений граждан играет организация проведе- ния приема граждан, включающая в себя разработ- ку графика, учитывающего особенности админи- стративного участка, оснащенность участкового

1 Беляков П.А. Защита прав граждан на обращение в государ-

ственные органы и органы местного самоуправления // «Закон- ность», 2014, № 4.

2 Участковый в каждый дом: памятка [Электронный ресурс] // https://mvd.ru

3 Алгоритм действий участкового уполномоченного полиции при осуществлении приема граждан и рассмотрении их обраще- ний / ВНИИ МВД России, ГУОООП МВД России // Профессио- нал, 2014, № 2. C. 38—41.

4 Ольшевская А.В., Курбатова О.В. Рассмотрение ор- ганами Внутренних Дел обращений граждан и сообще- ний в СМИ // Административное право и процесс, 2013,

10.

5 Волков С.Ю., Зайцев И.А. Совершенствование служеб- ной деятельности участковых уполномоченных полиции в условиях реформирования органов внутренних дел Россий- ской Федерации // Административное право и процесс, 2013,

12.


№ 2 / 2017

Вестник экономической безопасности