Файл: Самостоятельная работа по теме Обучающийся Гаврилова Мариалина Сергеевна Преподаватель.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Русский язык и культура речи
Самостоятельная работа по теме 4.4.
Выполнил:
Обучающийся Гаврилова Мариалина Сергеевна
Преподаватель:
Пинаева Ирина Юрьевна
Цель занятия: научиться реализовывать особенности функциональных стилей современного русского литературного языка, принципы построения текстов разных стилей.
Задание 1. Опишите средства художественной выразительности.
Средства художественной выразительности языка, или языковые средства, – это те художественно-выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям (как устным, так и письменным) яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.
К средствам выразительности языка относят тропы и стилистические фигуры.
Троп (греч. tropos – поворот) – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу в нашем представлении какими-либо сторонами или признаками. Признаками одного явления мы характеризуем другое явление, стремясь пояснить его, создать о нём конкретное, яркое представление.
Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления.
Различают следующие виды тропов: простейшие – сравнение, эпитет; сложные – метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз и др.
Эпитет – это художественное определение слова, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении.
Сравнение – сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным.
Метафора – это замена одного предмета или явления другим, основанная на их сходстве: свойства одного предмета переносятся на другой, чем-то похожий, а этот первый предмет обычно не называется, его нужно угадывать (поэтому метафору часто называют скрытым сравнением).
Метонимия (греч. metonymía, буквально – переименование) – троп, основанный на принципе смежности, замена слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот и т. п.).
Гипербола – непомерное преувеличение.
Литота – непомерное преуменьшение.
Ирония – это насмешка, при которой её форма противоположна содержанию, слова, таким образом, приобретают обратный смысл.
Перифраз – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.
Аллегория – иносказание, художественное обособление посторонних понятий с помощью конкретных представлений.
Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
Эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других слов и выражений, считающихся неприличными или неуместными.
Стилистические фигуры – особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.
Основные стилистические фигуры – это анафора, эпифора, градация, параллелизм, антитеза, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, оксюморон.
Анафора – фигура, заключающаяся в повторении схожих звуков, слов или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи.
Эпифора– фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.
Градация – употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего.
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Антитеза – оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия.
Инверсия – расположение членов предложения в необычном порядке, позволяющее подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова.
Риторический вопрос – фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.
Риторическое восклицание– приём передачи кульминации чувств. Риторическое восклицание передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.
Риторическое обращение– обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторические обращения часто встречаются в монологах.
Оксюморон – неожиданное соединение противоположных, казалось бы, несовместимых понятий («Барышня-крестьянка» – название повести А.С. Пушкина).
Задание 2. Прочитайте газетную заметку. Отметьте лексические, морфологические и синтаксические особенности, присущие публицистическому стилю.
Раскрыт секрет человеческого бессмертия Группа биологов, проведя ряд научных экспериментов, пришла к выводу, что в метаболизме стволовых клеток скрывается секрет человеческого бессмертия. По мнению ученых, особенность обмена веществ в них держит ДНК в «распакованном» состоянии, что выражается в их постоянном «молодом» виде. После многолетних исследований особенностей стволовых – 9 – клеток, которые считаются основой всех систем и органов человеческого организма, ученые пришли к выводу, что, изучив особенность обмена веществ в них, можно понять, каким образом продлить срок жизни людей. Уже давно известен тот факт, что стволовые клетки не выполняют никакой специализированной работы, они только постоянно делятся, а вот их потомки могут дифференцироваться в клетки разных рабочих типов. Благодаря этому стволовые клетки могут держать свою ДНК в «открытом» виде, оставаясь вечно молодыми. Грубо говоря, они просто постоянно делятся и дают начало любым другим клеткам. В связи с этим исследователям из Рокфеллеровского университета пришла в голову мысль, что сам обмен веществ стволовых клеток помогает им оставаться в таком состоянии. Особенность их ДНК в том, что почти вся она доступна для считывания, то есть, если принять гипотезу о метаболизме, в клетках постоянно
должны образовываться какие-то вещества, которые поддерживали бы хроматин в «разархивированном» виде, сообщает издание «Наука и жизнь». Самыми «всемогущими» и «бессмертными» биологи считают стволовые клетки мышей. В дальнейшем ученые планируют пересаживать мышиные стволовые культуры в человеческий организм и воздействовать на их рост и преобразование путем метаболического метода управления, при этом не заморачиваясь со сложными генетическими манипуляциями, что в итоге может привести к открытию бессмертия человека.
Для языка СМИ характерен полистилизм — возможность использования языковых средств, различных по стилевой принадлежности: книжных слов, поэтизмов, с одной стороны, и разговорной лексики на грани просторечия и даже за гранью, с другой. Лексические особенности: не заморачиваясь, грубо говоря, метаболизм, ряд научных эксперементов, ДНК, стволовые клетки, известен тот факт и т. д. Морфологической приметой публицистического стиля - частотность употребления форм родительного падежа (человеческого бессмертия; группа биологов, научных экспериментов, стволовых клеток, человеческого бессмертия…)
Пермь - 2021