Файл: Обучающийся Кириллова Инна Ислановна Преподаватель Мевх Анна Вадимовна Практическое занятие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Экологические основы природопользования
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Кириллова Инна Ислановна
Преподаватель:
Мевх Анна Вадимовна
-
Практическое занятие 1 Цель занятия: закрепить знания об основных источниках и масштабах образования отходов производства; основных источниках техногенного воздействия на окружающую среду; принципах размещения производств различного типа, составов основных промышленных выбросов и отходов различных производств, формирование умения ориентироваться в наиболее общих проблемах экологии и природопользования.
Задание:
1. Подготовьте презентацию на тему «Воздействие промышленного предприятия на окружающую среду. Виды загрязнений»
2. Заполнить таблицу, классификация отходов по формам и видам, характеризуя их техногенное воздействие на окружающую среду.
Таблица «Классификация отходов по формам и видам, характеризуя их техногенное воздействие на окружающую среду»
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Практическое занятие 1 Цель занятия: закрепить знания об основных источниках и масштабах образования отходов производства; основных источниках техногенного воздействия на окружающую среду; принципах размещения производств различного типа, составов основных промышленных выбросов и отходов различных производств, формирование умения ориентироваться в наиболее общих проблемах экологии и природопользования.
По происхождению | Отходы производства (промышленные отходы; Отходы потребления (коммунально-бытовые) |
По агрегатному состоянию: | Твердые; Жидкие; Газообразные. |
По классу опасности (для человека и/или для окружающей природной среды | В РФ выделяют следующие классы опасности для окружающей среды: 1-й – чрезвычайно опасные; 2-й – высоко опасные; 3-й – умеренно опасные; 4-й – малоопасные; 5-й – практические неопасны. |
3. Письменно ответьте на вопросы:
1. Дайте определение понятию «экология».
Эколо́гия - (от греч. óikos — дом, жилище, местопребывание и ...логия), наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен в 1866 Э. Геккелем. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. С середины XX в. в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов, а сам термин «экология» — более широкий смысл. С 70 -х гг. XX в. складывается экология человека, или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы её охраны; включает различные философские, социологические, экономические, географические и другие аспекты (например, экология города, техническая экология, экологическая этика и др.). В этом смысле говорят об «экологизации» современной науки. Экологические проблемы, порождённые современным общественным развитием, вызвали ряд общественно-политических движений («Зелёные» и др.), выступающих против загрязнения окружающей среды и других отрицательных последствий научно-технического прогресса.
2. Что изучает общая и частная экология?
Общая экология изучает основные принципы функционирования жизни и факторы на них влияющие. То есть влияние на животных, растения, грибы, лишайники и прокариотическтие организмы (бактерии) температуры, света, влажности, друг друга. Это учение о популяциях, биогеоценозах, изучение взаимодействия человека и окружающей среды.
Частнаяэкологияизучает весь комплекс взаимоотношений со средой организмов какой-либо конкретной таксономии, группы (напр., экология млекопитающих, экология зайца-беляка). Иногда частнуюэкология понимают как исследование каких-либо конкретных экосистем или сообществ (напр., экологию сельскохозяйственных экосистем — агроэкология, экология растительных сообществ — фитоценология).
3. Перечислите структуру современной экологии.
Экология делится на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная экология изучает наиболее общие экологические закономерности, а прикладная – использует полученные знания для обеспечения устойчивого развития общества
.
4. Перечислите глобальные проблемы экологии.
Непрерывный технический прогресс, продолжающееся порабощение природы человеком, индустриализация, до неузнаваемости изменившая поверхность Земли, стали причинами глобального экологического кризиса. В настоящее время перед населением планеты особенно остро стоят такие проблемы окружающей среды как загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение почвы, загрязнение вод мирового океана и перенаселение. Полный список глобальных экологических проблем огромен. Вот основные:
-
Сокращение численности и площади естественных сред обитания -
Опустынивание -
Сокращение озонового слоя, озоновые дыры -
Загрязнение воздуха и воды -
Кислотные дожди -
Глобальное потепление -
Повышение уровня Мирового океана -
Исчезновение редких видов животных -
Перенаселение -
Бытовое загрязнение окружающей среды
5. Дайте определение понятию «экологический кризис».
Экологическийкризис — особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее существование.
6. Что такое природные ресурсы? Дайте определение.
Приро́дныересу́рсы — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и используемые им в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.
7. Дайте краткую характеристику социально-политического, здравоохранительного, воспитательного аспекта охраны окружающей среды.
1 Социально-политический аспект. Результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются. Современному обществу присуще хищническое отношение к природе; отрицательное влияние его на окружающую среду возрастает в связи с концентрацией и интернационализацией монополистического капитала. Развивающиеся страны служат важным источником сырья для развитых стран, которые стремятся размещать в них добывающую промышленность, использовать их минеральное и сельскохозяйственное сырье.
2 Здравоохранительный аспект. Чистая вода, воздух, лес - необходимые условия нормальной жизнедеятельности людей, благоприятно действующие на здоровье человека, широко используются в оздоровительных целях. Именно в местах с хорошо сохранившейся природой располагают санатории, дома отдыха, туристические базы. Загрязнение окружающей среды вредными веществами наносит большой ущерб здоровью людей. В связи с этим оздоровительный аспект охраны природы приобретает исключительно важное значение.
внимание.
3 Воспитательный аспект. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании молодежи. Любовь к природе, навыки бережного обращения с ней, забота о живых существах развивают положительные черты характера, доброту, любознательность, патриотизм.
8. Перечислите основные правила и принципы охраны природы.
Хозяйственная деятельность вызывает в природе многочисленные изменения, последствия которых необходимо уметь прогнозировать. В процессе длительного использования природных ресурсов были разработаны общие принципы и правила рационального использования и охраны природы.
Первый принцип сводится к тому, что все явления природы имеют для человека множественное значение и должны оцениваться с разных точек зрения. К каждому явлению необходимо подходить с учетом интересов разных отраслей производства и сохранения восстановительной силы самой природы.
Второй принцип заключается в необходимости строгого учета местных условий при использовании и охране природного ресурса. Его называют правилом региональности. Особенно это касается использования водных и лесных богатств. Правило региональности действует и в отношении животного мира.
Третий принцип, вытекающий из взаимной связи предметов и явлений в природе, состоит в том, что охрана одного объекта означает одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных.
Часто в природе складываются отношения противоположного характера, когда охрана одного объекта приносит вред другому. Например, охрана лося местами приводит к его перенаселению, а это наносит ощутимый ущерб лесу из-за повреждения подроста. Значительный вред растительности некоторых национальных парков Африки приносят слоны, в избытке населяющие эти территории. Поэтому охрана каждого природного объекта должна быть соотнесена с охраной других.
Следовательно, охрана природы должна быть комплексной. Охраняться должна не сумма отдельных природных ресурсов, а природный комплекс (экосистема), включающий различные компоненты, соединенные естественными связями, сложившимися в процессе длительного исторического развития.
Охрана и использование природы — это на первый взгляд два противоположно направленных действия человека. Однако антагонистического противоречия между этими действиями нет. Это две стороны одного и того же явления — отношения человека к природе. Поэтому вопрос который иногда задают, — охранять природу или использовать ее не имеет смысла. Природу надо использовать и охранять. Без этого невозможен прогресс человеческого общества. Природу необходимо охранять в процессе ее рационального использования. Важно разумное соотношение ее использования и охраны, что определяется количеством и распределением ресурсов, экономическими условиями страны, региона, социальными традициями и культурой населения. Основной принцип охраны природы — охрана в процессе ее использования.
9. Дайте определение понятию «рациональное природопользование».
Рациональное природопользование – это система природопользования, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы (и соответственно, уменьшается количество потребляемых ресурсов), обеспечивается восстановление возобновимых природных ресурсов, полно и многократно используются отходы производства (т.е. организовано безотходное производство), что позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды. Рациональное природопользование характерно для интенсивного хозяйства, то есть такого хозяйства, которое развивается на основе научно-технического прогресса и лучшей организации труда при высокой производительности труда.
Что такое «мониторинг»?
Мониторингокружающейсреды — — комплексная система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающейсреды под влиянием антропогенных факторов.
Цель экологического мониторинга — информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью.
В состав мониторинга входят:
наблюдения за изменением качества окружающей среды, факторами, воздействующими на окружающую среду;