Файл: Обучающийся Кириллова Инна Ислановна Преподаватель Мевх Анна Вадимовна Практическое занятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Экологические основы природопользования

Практическое занятие 1


Выполнил:

Обучающийся Кириллова Инна Ислановна

Преподаватель:

Мевх Анна Вадимовна


  1. Практическое занятие 1 Цель занятия: закрепить знания об основных источниках и масштабах образования отходов производства; основных источниках техногенного воздействия на окружающую среду; принципах размещения производств различного типа, составов основных промышленных выбросов и отходов различных производств, формирование умения ориентироваться в наиболее общих проблемах экологии и природопользования. 

Задание:

1.      Подготовьте презентацию на тему «Воздействие промышленного предприятия на окружающую среду. Виды загрязнений»
2.      Заполнить таблицу, классификация отходов по формам и видам, характеризуя их техногенное воздействие на окружающую среду.

Таблица «Классификация отходов по формам и видам, характеризуя их техногенное воздействие на окружающую среду»


По происхождению

Отходы производства (промышленные отходы;

Отходы потребления (коммунально-бытовые)

По агрегатному состоянию:

Твердые;

Жидкие;

Газообразные.

По классу опасности (для человека и/или для окружающей природной среды

В РФ выделяют следующие классы опасности для окружающей среды:

1-й – чрезвычайно опасные;

2-й – высоко опасные;

3-й – умеренно опасные;

4-й – малоопасные;

5-й – практические неопасны.


3.      Письменно ответьте на вопросы:

1.      Дайте определение понятию «экология».


Эколо́гия - (от греч. óikos — дом, жилище, местопребывание и ...логия), наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен в 1866 Э. Геккелем. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. С середины XX в. в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов, а сам термин «экология» — более широкий смысл. С 70 -х гг. XX в. складывается экология человека, или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы её охраны; включает различные философские, социологические, экономические, географические и другие аспекты (например, экология города, техническая экология, экологическая этика и др.). В этом смысле говорят об «экологизации» современной науки. Экологические проблемы, порождённые современным общественным развитием, вызвали ряд общественно-политических движений («Зелёные» и др.), выступающих против загрязнения окружающей среды и других отрицательных последствий научно-технического прогресса.
2.      Что изучает общая и частная экология?

Общая экология изучает основные принципы функционирования жизни и факторы на них влияющие. То есть влияние на животных, растения, грибы, лишайники и прокариотическтие организмы (бактерии) температуры, света, влажности, друг друга. Это учение о популяциях, биогеоценозах, изучение взаимодействия человека и окружающей среды.

Частнаяэкологияизучает весь комплекс взаимоотношений со средой организмов какой-либо конкретной таксономии, группы (напр., экология млекопитающих, экология зайца-беляка). Иногда частнуюэкология понимают как исследование каких-либо конкретных экосистем или сообществ (напр., экологию сельскохозяйственных экосистем — агроэкология, экология растительных сообществ — фитоценология).

3.      Перечислите структуру современной экологии.

Экология делится на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная экология изучает наиболее общие экологические закономерности, а прикладная – использует полученные знания для обеспечения устойчивого развития общества
.

4.      Перечислите глобальные проблемы экологии.

Непрерывный технический прогресс, продолжающееся порабощение природы человеком, индустриализация, до неузнаваемости изменившая поверхность Земли, стали причинами глобального экологического кризиса. В настоящее время перед населением планеты особенно остро стоят такие проблемы окружающей среды как загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение почвы, загрязнение вод мирового океана и перенаселение. Полный список глобальных экологических проблем огромен. Вот основные:

  • Сокращение численности и площади естественных сред обитания

  • Опустынивание

  • Сокращение озонового слоя, озоновые дыры

  • Загрязнение воздуха и воды

  • Кислотные дожди

  • Глобальное потепление

  • Повышение уровня Мирового океана

  • Исчезновение редких видов животных

  • Перенаселение

  • Бытовое загрязнение окружающей среды


5.      Дайте определение понятию «экологический кризис».

Экологическийкризис — особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее существование.

6.      Что такое природные ресурсы? Дайте определение.

Приро́дныересу́рсы — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и используемые им в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.

7.      Дайте краткую характеристику социально-политического, здравоохранительного, воспитательного аспекта охраны окружающей среды.

1 Социально-политический аспект. Результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются. Современному обществу присуще хищническое отношение к природе; отрицательное влияние его на окружающую среду возрастает в связи с концентрацией и интернационализацией монополистического капитала. Развивающиеся страны служат важным источником сырья для развитых стран, которые стремятся размещать в них добывающую промышленность, использовать их минеральное и сельскохозяйственное сырье.

2 Здравоохранительный аспект. Чистая вода, воздух, лес - необходимые условия нормальной жизнедеятельности людей, благоприятно действующие на здоровье человека, широко используются в оздоровительных целях. Именно в местах с хорошо сохранившейся природой располагают санатории, дома отдыха, туристические базы. Загрязнение окружающей среды вредными веществами наносит большой ущерб здоровью людей. В связи с этим оздоровительный аспект охраны природы приобретает исключительно важное значение.
внимание.

3 Воспитательный аспект. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании молодежи. Любовь к природе, навыки бережного обращения с ней, забота о живых существах развивают положительные черты характера, доброту, любознательность, патриотизм.

8.      Перечислите основные правила и принципы охраны природы.

Хозяйственная деятельность вызывает в природе многочисленные изменения, последствия которых необходимо уметь прогнозировать. В процессе длительного использования природных ресурсов были разработаны общие принципы и правила рационального использования и охраны природы.

Первый принцип сводится к тому, что все явления природы имеют для человека множественное значение и должны оцениваться с разных точек зрения. К каждому явлению необходимо подходить с учетом интересов разных отраслей производства и сохранения восстановительной силы самой природы.

Второй принцип заключается в необходимости строгого учета местных условий при использовании и охране природного ресурса. Его называют правилом региональности. Особенно это касается использования водных и лесных богатств. Правило региональности действует и в отношении животного мира.

Третий принцип, вытекающий из взаимной связи предметов и явлений в природе, состоит в том, что охрана одного объекта означает одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных.

Часто в природе складываются отношения противоположного характера, когда охрана одного объекта приносит вред другому. Например, охрана лося местами приводит к его перенаселению, а это наносит ощутимый ущерб лесу из-за повреждения подроста. Значительный вред растительности некоторых национальных парков Африки приносят слоны, в избытке населяющие эти территории. Поэтому охрана каждого природного объекта должна быть соотнесена с охраной других.


Следовательно, охрана природы должна быть комплексной. Охраняться должна не сумма отдельных природных ресурсов, а природный комплекс (экосистема), включающий различные компоненты, соединенные естественными связями, сложившимися в процессе длительного исторического развития.

Охрана и использование природы — это на первый взгляд два противоположно направленных действия человека. Однако антагонистического противоречия между этими действиями нет. Это две стороны одного и того же явления — отношения человека к природе. Поэтому вопрос который иногда задают, — охранять природу или использовать ее не имеет смысла. Природу надо использовать и охранять. Без этого невозможен прогресс человеческого общества. Природу необходимо охранять в процессе ее рационального использования. Важно разумное соотношение ее использования и охраны, что определяется количеством и распределением ресурсов, экономическими условиями страны, региона, социальными традициями и культурой населения. Основной принцип охраны природы — охрана в процессе ее использования.
9.      Дайте определение понятию «рациональное природопользование».

Рациональное природопользование – это система природопользования, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы (и соответственно, уменьшается количество потребляемых ресурсов), обеспечивается восстановление возобновимых природных ресурсов, полно и многократно используются отходы производства (т.е. организовано безотходное производство), что позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды. Рациональное природопользование характерно для интенсивного хозяйства, то есть такого хозяйства, которое развивается на основе научно-технического прогресса и лучшей организации труда при высокой производительности труда.

Что такое «мониторинг»?

Мониторингокружающейсреды — — комплексная система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающейсреды под влиянием антропогенных факторов.

Цель экологического мониторинга — информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью.



В состав мониторинга входят:

наблюдения за изменением качества окружающей среды, факторами, воздействующими на окружающую среду;