Файл: Во время которых ученики, отвечая на вопросы учителя, размышляют и приобретают новые знания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
Программа профессиональной переподготовки
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new
Дисциплина: Теория обучения и воспитания
Практическое задание 3, Модуль 3. Методы обучения и воспитания
Выполнил:
слушатель Воронкова Ирина Васильевна
Преподаватель:
Шайденкова Татьяна Николаевна
г. Волгоград - 2022
3.1 С какой целью применяется метод беседы на уроках, занятиях в детском саду или в коррекционной работе с ребёнком?
По источнику передачи и восприятия учебной информации метод беседы является словесным методом обучения. На уроках, занятиях в детском саду или в коррекционной работе этот метод применяется для того, чтобы в процессе разговора учителя с учениками дать возможность детям вспоминать, систематизировать, обобщать и делать выводы из ранее изученного материала.
Каковы виды беседы по их назначению?
Различают следующие виды бесед:
- вводная беседа, проводимая перед началом учебной работы с целью актуализации ранее полученных знаний учащихся, выяснения понимания предстоящей работы, способов её выполнения;
- сообщающая беседа, во время которых ученики, отвечая на вопросы учителя, размышляют и приобретают новые знания;
- закрепляющая беседа, которая служит для обобщения и систематизации уже имеющихся знаний учеников;
- контрольно-коррекционная беседа
, применяемая для диагностики имеющихся знаний, а также для дополнения их новыми фактами или положениями.
Сходство всех видов бесед заключается в том, что они являются словесным методом передачи и приёма информации и предполагают разговор учителя с учениками при помощи специально подобранных вопросов.
Различие заключается в том, что каждая из бесед имеет своё назначение и используется на разных этапах обучения, в зависимости от того, какие цели ставит учитель.
Фрагмент беседы.
В подготовительной к школе группе детского сада в процессе непрерывной образовательной деятельности по формированию представлений о себе и окружающем мире в рамках лексической темы «Посуда» мною была проведена контрольно-коррекционная беседа «Посуда: её виды и назначение».
Цель беседы: уточнение и расширение представлений детей о посуде, её назначении.
(На доске перед детьми картинки с изображением кухонной, столовой, чайной посуды)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Без меня хозяйка в доме
Домочадцев не накормит.
И на кухне я повсюду,
А зовут меня …
Дети: посуда
Воспитатель: Люди уже очень давно используют посуду для приготовления пищи, для хранения продуктов, для приёма пищи, для чаепития. Ребята, а какую посуду вы знаете?
Дети называют.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы назвали много разной посуды. Скажите, для чего человеку нужна посуда?
Дети отвечают: чтобы есть из неё, чтобы готовить в ней, чтобы пить чай.
Воспитатель: Назовите посуду, которая нам нужна на кухне, чтобы готовить в ней еду.
Дети называют: кастрюля, сковорода, чайник, сотейник, ковшик и т.д.
(По мере необходимости воспитатель дополняет ответы детей новыми названиями кухонной посуды)
Воспитатель: Молодцы, покажите эту посуду на картинках и назовите её. (дети показывают на доске кухонную посуду и называют её)
Что можно приготовить в кастрюле? сковороде?
Ребята, если эта посуда нужна нам на кухне, то как её можно назвать? Какая она?
Дети предлагают варианты названий. Выбирается правильный ответ (кухонная)
Воспитатель: Из чего сделана кухонная посуда?
Дети: из металла, из железа.
Воспитатель: Как можно назвать посуду изготовленную из металла? Как вы думаете, почему кухонная посуда металлическая?
Ответы детей.
(Если дети затрудняются с ответом, воспитатель рассказывает более подробно о процессе приготовления пищи и требованиях, предъявляемых к кухонной посуде).)
Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим кухонную посуду и назовём её части. (Дети рассматривают чайник, кастрюлю, сковороду, называют части, выясняют для чего нужны ручки, крышка, где дно, края, почему сковорода мелкая, а кастрюля глубокая и т.д.)
Воспитатель: После того, как еду приготовили, можно приглашать всех к столу. Можно ли ставить на стол кастрюлю и есть суп прямо из неё?
Какая теперь посуда нам понадобится? Почему? Куда мы поставим эту посуду? Если она ставится на стол, то как можно её назвать? …. и т. д.
Контрольно-коррекционная беседа в этом случае была использована мною потому, что дети подготовительной к школе группы уже имеют определённые представления о посуде, её назначении, но представления эти нуждаются в расширении, уточнении и систематизации. В ходе контрольно-коррекционной беседы воспитатель продиагностировал имеющиеся знания детей и дополнил их новыми фактами, а дети получили новые знания от воспитателя и приобретали их путём собственных размышлений, отвечая на поставленные педагогом вопросы. На данном этапе считаю этот вид беседы наиболее целесообразным.
3.2. Анализ педагогической ситуации
С высказыванием учителя на уроке категорически не согласна. Учительница проявила раздражительность, чёрствость и равнодушие к проблеме ребёнка, что в дальнейшем может усложнить её взаимоотношения как с этим учеником, так и с другими детьми класса. Между тем, педагог должен был проявить педагогическую мудрость, терпение и толерантность, ведь его поведение является образцом для учеников. Копируя поведение учителя, они будут проявлять такую же пренебрежительность и чёрствость по отношению к заикающемуся мальчику и другим детям.
В данной ситуации, зная о заикании ученика, я постаралась бы проявить максимальную тактичность, предварительно спросила бы у ученика, готов ли он отвечать и, получив положительный ответ, создавая ситуацию успеха, успокоила его, подбодрила, сказала бы, что у него обязательно всё получится, может быть даже помогла ему прочитать первые слова текста, тем самым сняв страх перед предстоящей деятельностью, и далее ребёнок бы успокоился и продолжил читать сам.