Файл: Во время которых ученики, отвечая на вопросы учителя, размышляют и приобретают новые знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new

Дисциплина: Теория обучения и воспитания

Практическое задание 3, Модуль 3. Методы обучения и воспитания


Выполнил:

слушатель Воронкова Ирина Васильевна

Преподаватель:

Шайденкова Татьяна Николаевна

г. Волгоград - 2022

3.1 С какой целью применяется метод беседы на уроках, занятиях в детском саду или в коррекционной работе с ребёнком?

По источнику передачи и восприятия учебной информации метод беседы является словесным методом обучения. На уроках, занятиях в детском саду или в коррекционной работе этот метод применяется для того, чтобы в процессе разговора учителя с учениками дать возможность детям вспоминать, систематизировать, обобщать и делать выводы из ранее изученного материала.

Каковы виды беседы по их назначению?

Различают следующие виды бесед:

- вводная беседа, проводимая перед началом учебной работы с целью актуализации ранее полученных знаний учащихся, выяснения понимания предстоящей работы, способов её выполнения;

- сообщающая беседа, во время которых ученики, отвечая на вопросы учителя, размышляют и приобретают новые знания;

- закрепляющая беседа, которая служит для обобщения и систематизации уже имеющихся знаний учеников;

- контрольно-коррекционная беседа
, применяемая для диагностики имеющихся знаний, а также для дополнения их новыми фактами или положениями.

Сходство всех видов бесед заключается в том, что они являются словесным методом передачи и приёма информации и предполагают разговор учителя с учениками при помощи специально подобранных вопросов.

Различие заключается в том, что каждая из бесед имеет своё назначение и используется на разных этапах обучения, в зависимости от того, какие цели ставит учитель.

Фрагмент беседы.

В подготовительной к школе группе детского сада в процессе непрерывной образовательной деятельности по формированию представлений о себе и окружающем мире в рамках лексической темы «Посуда» мною была проведена контрольно-коррекционная беседа «Посуда: её виды и назначение».

Цель беседы: уточнение и расширение представлений детей о посуде, её назначении.

(На доске перед детьми картинки с изображением кухонной, столовой, чайной посуды)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Без меня хозяйка в доме

Домочадцев не накормит.

И на кухне я повсюду,

А зовут меня …

Дети: посуда

Воспитатель: Люди уже очень давно используют посуду для приготовления пищи, для хранения продуктов, для приёма пищи, для чаепития. Ребята, а какую посуду вы знаете?

Дети называют.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы назвали много разной посуды. Скажите, для чего человеку нужна посуда?

Дети отвечают: чтобы есть из неё, чтобы готовить в ней, чтобы пить чай.

Воспитатель: Назовите посуду, которая нам нужна на кухне, чтобы готовить в ней еду.

Дети называют: кастрюля, сковорода, чайник, сотейник, ковшик и т.д.

(По мере необходимости воспитатель дополняет ответы детей новыми названиями кухонной посуды)

Воспитатель: Молодцы, покажите эту посуду на картинках и назовите её. (дети показывают на доске кухонную посуду и называют её)

Что можно приготовить в кастрюле? сковороде?

Ребята, если эта посуда нужна нам на кухне, то как её можно назвать? Какая она?

Дети предлагают варианты названий. Выбирается правильный ответ (кухонная)

Воспитатель: Из чего сделана кухонная посуда?



Дети: из металла, из железа.

Воспитатель: Как можно назвать посуду изготовленную из металла? Как вы думаете, почему кухонная посуда металлическая?

Ответы детей.

(Если дети затрудняются с ответом, воспитатель рассказывает более подробно о процессе приготовления пищи и требованиях, предъявляемых к кухонной посуде).)

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим кухонную посуду и назовём её части. (Дети рассматривают чайник, кастрюлю, сковороду, называют части, выясняют для чего нужны ручки, крышка, где дно, края, почему сковорода мелкая, а кастрюля глубокая и т.д.)

Воспитатель: После того, как еду приготовили, можно приглашать всех к столу. Можно ли ставить на стол кастрюлю и есть суп прямо из неё?

Какая теперь посуда нам понадобится? Почему? Куда мы поставим эту посуду? Если она ставится на стол, то как можно её назвать? …. и т. д.

Контрольно-коррекционная беседа в этом случае была использована мною потому, что дети подготовительной к школе группы уже имеют определённые представления о посуде, её назначении, но представления эти нуждаются в расширении, уточнении и систематизации. В ходе контрольно-коррекционной беседы воспитатель продиагностировал имеющиеся знания детей и дополнил их новыми фактами, а дети получили новые знания от воспитателя и приобретали их путём собственных размышлений, отвечая на поставленные педагогом вопросы. На данном этапе считаю этот вид беседы наиболее целесообразным.

3.2.  Анализ педагогической ситуации

С высказыванием учителя на уроке категорически не согласна. Учительница проявила раздражительность, чёрствость и равнодушие к проблеме ребёнка, что в дальнейшем может усложнить её взаимоотношения как с этим учеником, так и с другими детьми класса. Между тем, педагог должен был проявить педагогическую мудрость, терпение и толерантность, ведь его поведение является образцом для учеников. Копируя поведение учителя, они будут проявлять такую же пренебрежительность и чёрствость по отношению к заикающемуся мальчику и другим детям.

В данной ситуации, зная о заикании ученика, я постаралась бы проявить максимальную тактичность, предварительно спросила бы у ученика, готов ли он отвечать и, получив положительный ответ, создавая ситуацию успеха, успокоила его, подбодрила, сказала бы, что у него обязательно всё получится, может быть даже помогла ему прочитать первые слова текста, тем самым сняв страх перед предстоящей деятельностью, и далее ребёнок бы успокоился и продолжил читать сам.