Файл: Психологопедагогическая диагностика понятие, функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Психолого-педагогическая диагностика: понятие, функции.

Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать методы диагностики. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Таким образом, педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и ,в- третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения.

  1. Методы психолого-педагогической диагностики: характеристика, классификации, требования.

Характеристика основных методологических принципов и подходов психолого-педагогического исследования

Общенаучные методологические принципы:

1. Принцип объективности. Выражается во всестороннем учете порождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватность исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте. Предполагает исключении субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов. В психологических исследованиях реализуется путем опосредованного изучения и анализа психических явлений в процессе деятельности, в поведении, в продуктах деятельности, в общении. Диктует требование доказательности (обоснованности сходных посылок, логики исследования, и его выводов), предполагая альтернативный характер научного поиска.


2. Принцип сущностного анализа – соотнесения в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного изменения. Педагогический процесс – сложный, многофакторный и непрерывно изменяющийся, поэтому здесь важна необходимость учета непрерывного изменения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом.

3. Генетический принцип – рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим Включает выяснение генетических и социальных предпосылок возникновения индивидуальных психологических особенностей человека в онтогенезе.

4. Принцип единства логического и исторического. Требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития.

5. Принцип концептуального единства – последовательного проведения определенной концепции, осуществление единства и логической непротиворечивости подходов и оценок.

Специфический (связан со спецификой психолого-педагогического исследования):

6. Принцип сочетания сущего и должного (В.В.Краевский) – заключается в обязательном соотнесении плана должного и плана сущего (существенного), объяснительных и прогностических элементов в каждом исследовании.

Тесты. Классификация. Тесты личности, интеллекта, способностей. Требования к тестам (стандартизация, надежность, валидность).

Тесты от английского слова «test» - означает «проба», «испытание», «проверка» - это краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Процедура тестирования не требует сложных технических приспособлений и поддается стандартизации и математической обработке полученных данных.

Субтесты – сформированные группы заданий тестов, объединенных одной инструкцией.

Классификация тестов:

По форме:

индивидуальные и групповые;

устные, письменные;

бланковые, предметные;



аппаратурные и компьютерные;

вербальные и невербальные.

Индивидуальные – позволяют более тщательно изучить одного человека. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии.

Групповые тесты – позволяют одновременно проводить испытания с большой группой (до нескольких сот человек) людей.

Устные – когда человек отвечает устно. Чаще бывают индивидуальные тесты.

Письменные – предполагают письменный ответ. Чаще групповые.

Бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные тесты различаются по материалу, который используется при тестировании.

Бланковые тесты – тесты «карандаш и бумага» представлены в виде отдельных бланков ли тетрадей, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения заданий, сами задания и графы для ответов, иногда имеют отдельные бланки для ответов.

Предметные тесты – представляют материал тестовых заданий в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и т.п. (Например: кубики Кооса, доска Сегена).

Аппаратурные тесты – требуют применения специальных технических средств или оборудования для исследования или регистрации его данных (реактометров, рефлексометров). Чаще проводятся индивидуально. (Например: аппарат «Фотон»).

Компьютерные тесты – это тестирование в форме диалога испытуемого с ЭВМ. (Любые варианты компьютерных методик).

Вербальные тесты – работа с испытуемым в словесно-логической форме. Задания, составляющие методики обращены к памяти, воображению, мышлению испытуемого в их опосредованной языковой форме. (Например: методики изучения памяти, мышления).

Невербальные – материал представлен в наглядной форме в виде картинок, чертежей, графических изображений (т.Равена, интеллектуальный тест Кеттелла). Выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Они облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушениями речи, слуха или низким уровнем образования. В качестве отдельных субтестов включены во многие тесты интеллекта, специальных способностей, тесты достижений.

По целям и содержанию психологического исследования:

тесты интеллекта;


тесты способностей;

тесты достижений;

личностные тесты.

Тесты интеллекта предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития человека. Под объектом измерения подразумеваются те проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к памяти, мышлению, вниманию и восприятию). Могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными. Об успешности их выполнения судят по количеству данных испытуемым правильных или неправильных ответов. Известны тесты интеллекта Векслера, Амтхауэра, Равена, Стенфорд-Бине.

Тесты способностей – предназначены для оценки возможностей индивида в овладении конкретными знаниями, навыками, умениями в различных областях – технике, математике, литературе, художественной деятельности.

Выделяют:_-_тесты_общих_способностей'>Выделяют:

- тесты общих способностей – оценивают способности, которые обеспечивают овладение разными видами знаний и умений (способность к выявлению закономерностей, уровень интеллекта).

- тесты специальных способностей – адресованы для оценки способностей в отдельных, специальных областях деятельности (музыкальных, технических, математических, художественных). Сюда можно отнести тест П.Торранса.

Тесты достижений – предназначены для оценки успешности овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин. По ним проверяется эффективность программ и методов обучения. Являются инструментом воздействия на испытуемого. Также как и в интеллектуальных тестах, здесь предполагается правильный ответ. Оценка результатов происходит на основании количества правильных ответов.

Тесты школьных достижений чаще представлены групповыми и бланковыми формами. Профессиональные – аппаратурными, письменными и устными.

Личностные тесты – направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности – мотивации, интересов, эмоций, отношений, а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях.

Выделяют:

- тесты действия – простые четко структурированные процедуры, с возможностью правильного ответа (тест замаскированных фигур Уиткина, тест ригидности Лучинса);


- ситуационные тесты – предполагают выбор испытуемым образа поведения в сложной социальной ситуации, близкой к реальной (диагностируется склонность к асоциальному поведению или к стабильным, устойчивым решениям). Сюда относят MMPI, опросник Р.Кеттелла, опросник профессиональных склонностей Е.А. Климова.

Для тестирования личности применяют также проективные методики – направлены на исследование психического развития детей и взрослых, исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Проекция – приписывание другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому испытуемому, но не осознаваемых или подавляемых. Это возможность объективной диагностики бессознательных переживаний. Представлены тестами Роршаха, Розенцвейга, рисуночными тестами «Дерево» К.Коха, «Человек», «Человек под дождем».

Требования к тестам (стандартизация, надежность, валидность)

1. Стандартизация – единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Подразумевает единообразие инструкций, бланков и других материалов испытания и обследования, условий проведения испытания, а также способов регистрации результатов.

2. Надежность – постоянство, устойчивость результатов теста при первичном (тестировании) и повторном (ретестировании) его применении на одних и тех же испытуемых. Позволяет судить о точности психологических измерений.

3. Валидность – понятие, которое указывает, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Включает сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее практическая полезность.

1. За счет стандартизации достигается объективность теста. Объективность – характеристика, которая означает, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и суждений экспериментатора.

Этапы стандартизации:

Достижение единообразия процедуры проведения теста:

- условий (одного помещения, освещения, температуры, наличия людей, побочных звуков);

- содержания инструкции и особенностей ее предъявления (тона, пауз, скорости речи);

- времени выполнения теста;

- учет влияния манеры поведения диагноста;

- учет влияния опыта тестирования у испытуемых.

2) Создание единообразия в оценке выполнения тестов (стандартной обработки и интерпретации).