Файл: Кафедра финансов кредита и экономического анализа экономический анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

115 3. Сущность и примеры использования метода «мозгового штурма».
4. Содержание метода «теория массового обслуживания» и его практическое использование.
5. Использование маржинального метода в маркетинговом анализе.
6. Чем отличаются задачи маркетинговой деятельности организации при ориентации ее «на потребителя»?
7. Раскройте смысл понятия «маркетинговый анализ».
8. Особенности понятий «микросреда» и «макросреда» маркетинга организации.
9. Назовите источники информации для маркетингового анализа.
10. Дайте определение объекту, предмету и методу маркетингового исследования.
11. Перечислите методы обработки и обобщения данных в маркетинговом анализе
12. Каковы цели анализа рынка?
13. Как определяется емкость рынка?
14. Назовите и охарактеризуйте методы анализа рынка.
15. Каким образом можно использовать методы маркетингового анализа для прогнозирования рыночных тенденций?
16. Спроектируйте проведение какого-либо эксперимента в области маркетингового анализа. Выберите зависимую и независимую переменные.
Какие внешние факторы могут исказить результаты эксперимента? Как вы будете контролировать их влияние на результаты эксперимента?
17. Сбытовая стратегия и методы ее анализа.
18. Показатели эффективности маркетинговой деятельности и факторы, определяющие их изменение.
19. Состояния эластичности спроса, их оценка и влияние на ценовую политику организации.
20. Система показателей анализа спроса на продукцию и услуги организации, факторы, влияющие на их изменение.

116
ТЕМА 4. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА И
ПРОДАЖ
4.1 Цель, задачи и информационное обеспечение анализа объема
производства и продаж
Увеличение объемов производства и продаж при одновременной экономии затрат способствует росту прибыли и заработной платы, расширению масштабов бизнеса и устойчивости его развития, решению социальных проблем.
Расширение ассортимента, использование инновационных технологий, повышение качества продукции позволяет не только привлечь новых покупателей, но и обеспечить приток российских и иностранных инвестиций. Главной задачей экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации является всесторонняя оценка производственного процесса, маркетинговой политики и системы продажи.
Целью анализа выпуска и реализации продукции нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат – увеличение прибыли предприятия.
Основной задачей комплексного целевого анализа выпуска и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется путем решения следующих частных аналитических задач:
– оценки степени выполнения плана реализации продукции и производственной программы;
– оценки динамики выпуска и реализации продукции;
– оценки выполнения договоров по объему, ритмичности поставки, качеству и комплектности продукции;


117
– установление причин снижения объемов производства и неритмичности выпуска;
– количественной оценки резервов роста выпуска и реализации продукции.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.
Объекты анализа представлены на рис. 10.
Рис. 10. Объекты анализа производства продукции
В числе основных источников информации при анализе объема производства и реализации продукции используются нормативно-правовые документы и прочая информация (учетная политика организации, первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская, налоговая, статистическая отчетность).
В качестве учетных документов используются: товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, карточки складского учета, приемо-сдаточные накладные по сдаче на склад готовой продукции, акты сдачи на склад готовой продукции, инвентаризационные описи, накладные на реализацию готовой продукции, ведомости выпуска готовой продукции, ведомости отгрузки и реализации готовой продукции, карточки количественно-
Объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту
Качество продукции
Структура производства и реализации продукции
Ритмичность производства и реализации продукции
ОБЪЕКТЫ
АНАЛИЗА

118 суммового учета, журналы-ордера по счетам и книги учета, отчеты по счетам и субконто, анализы счетов, обороты и оборотно-сальдовые ведомости по счетам, накопительные ведомости, бухгалтерские справки. При анализе используются следующие формы бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

4.2 Методика анализа объема производства и продаж
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.
Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По

119 своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производителем и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Анализ динамики позволяет исследовать процесс развития явление во времени. Сравниваются показатели отчетного периода с данными за несколько предшествующих лет в действующих и сопоставимых ценах.
Анализ проводится путем исчисления таких показателей динамики как абсолютный прирост, темпы роста, прироста, абсолютное значение 1% прироста.
При анализе динамики показателя необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Он может быть исчислен по формуле средней геометрической:
=
(81) где – среднегодовой темп роста изучаемого показателя;
– изучаемый показатель в отчетном периоде; х
0
– изучаемый показатель в базисном периоде; n – число периодов;
(п-1) – число периодов, за исключением базисного периода.
Среднегодовой темп роста показателя можно также исчислить по средней геометрической перемножив цепные темпы роста и из произведения извлечь корень, степень которого равна числу темпов.
Формула имеет такой вид:


120
=
,
(82) где Т – цепные темпы роста, выраженные в коэффициентах; n – число темпов.
В условиях инфляции темпы изменения стоимостных показателей следует также рассчитывать в сопоставимых ценах, т.е. в ценах базисного года. Пересчет осуществляется по формуле:
Nс.ц. = Nф.ц. / Iц.
(83)
где Nс.ц. – показатель в сопоставимых ценах;
Nф.ц. – показатель в фактических ценах;
Iц. – индекс розничных цен.
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основании расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.
Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре).
Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском классификаторе промышленной продукции (ОКПП).
Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой.
Анализ выполнения по номенклатуре базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям, которые включены в основной перечень (госзаказ).
Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться: а) по способу наименьшего процента; б) по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции.

121 в) с помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Далее необходимо изучить причины недовыполнения плана. Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние и внутренние.
К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.
Внутренние причины –недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, определенных планом.
Изменение структуры производства продукции оказывает влияние на все экономические показателе: себестоимость товарной продукции, уровень рентабельности, объем товарной продукции в стоимостном выражении.
Объем товарной и реализованной продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении, но в результате структурных сдвигов в ассортименте, т. е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции.
Для расчета структурных сдвигов и устранения их влияния на экономические показатели используется несколько методов.
В основу первого способа положен принцип цепных подстановок, который позволил абстрагироваться от всех факторов кроме структуры продукции:
ВП
усл1
=
(84)


122
ВП
усл2
=
(85)
∆ВП
стр
= ВП
усл2
- ВП
усл1
(86)
Такой же результат можно получить и более простым способом, если взять разность между уровнями выполнения плана по производству продукции в стоимостном и натурально-условном выражении (можно в нормо-часах) и умножить ее на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении.
Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 единицы (∆Ц
стр
) за счет структуры. Умножив полученный результат на общий фактический объем производства продукции в натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
∆Ц
стр
=
;
(87)
∆ВП
стр =
∆Ц
стр
×V
ф.общ.
(88)
Расчет влияния структурного фактора на объем производства продукции можно произвести и с помощью средневзвешенных цен. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении: стр
=
/ 100;
(89)
∆ВП
стр = стр
× V
ф.общ.
(90)
Основным результирующим показателем деятельности предприятия является объем реализованной продукции. От величины объема реализации зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности. По этому показателю судят о значимости предприятия на рынке.

123
Выполнение плана по объему реализации зависит от степени обеспеченности его товарно-сырьевыми ресурсами. Для изучения этого показателя составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам.
Объем реализованной продукции определяется следующим образом:
N
р
= N
зап.I
+ N
в
– N
зап.II
,
(91) где N
р
– объем реализованной продукции;
N
зап.I
,N
зап.II
– запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;
N
в
– объем выпуска продукции.
Факторы изменения объема реализации рассчитываются приемом сравнения. При этом учитывают, что факторы изменения остатка готовой продукции на конец года и товаров, отгруженных на конец года, оказывают влияние, обратное по знаку изменению самих этих показателей.
На изменение объема реализации продукции влияют факторы, приведенные в факторной модели (рис. 11).
Рис. 11. Схема факторной системы объема реализации продукции