Файл: Кафедра финансов кредита и экономического анализа экономический анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

174 10. Как рассчитывается и анализируется показатель затрат на рубль продукции?
11. Изложите методику анализа себестоимости отдельных видов продукции.
12. Назовите факторы и сконструируйте факторные модели изменения суммы: а) прямых материальных затрат; б) прямой заработной платы персонала; в) затрат на содержание основных средств; г) накладных и коммерческих расходов.
13. Назовите основные источники и порядок определения резервов снижения себестоимости продукции.
14. Какие задачи стоят перед анализом себестоимости продукции на предприятии?
15. Какой показатель используется для анализа уровня и динамики себестоимости продукции, как он исчисляется и анализируется?
16. Назовите факторы, влияющие на снижение затрат на 1 руб. товарной продукции?
17. Какие факторы влияют на величину материальных затрат по производству товарной продукции?
5.5 Тесты
1. Расходы по командировкам относятся к: а) прямым затратам; б) косвенным затратам; в) расходам по обычным видам деятельности; г) прочим расходам.
2. Одним из наиболее важных обобщающих показателей себестоимости продукции является: а) затраты на 1 руб. товарной продукции; б) затраты на 1 руб. прибыли;

175 в) произведенная продукция на 1 руб. затрат; г) произведенная продукция на 1 руб. прибыли.
3. Если уровень затрат на 1 руб. товарной продукции ниже единицы, то: а) производство продукции является рентабельным; б) убыточным; в) рентабельность равна 0; г) нет верного ответа.
4. Классификация затрат по отдельным статьям расходов отвечает на вопрос: а) какой удельный вес занимают отдельные элементы затрат в общей их сумме; б) на какие цели используются виды затрат; в) как изменяются затраты за определенный период; г) каковы изменения общей суммы затрат.
5. Резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, передачи в долгосрочную аренду, консервации и списания ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин, оборудования определяется: а) умножением остаточной их стоимости на норму амортизации; б) умножением первоначальной их стоимости на норму амортизации; в)умножением восстановительной их стоимости на норму амортизации; г) стоимостью их реализации.
6. Экономию затрат по оплате труда в результате внедрения организационно- технических мероприятий можно рассчитать путем: а) умножения разности между трудоемкостью продукции до внедрения и после внедрения соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда и на планируемый объем производства; б) умножения разности между трудоемкостью продукции отчетного и базисного года на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда и на планируемый объем производства;


176 в) умножения разности между трудоемкостью продукции до внедрения и после внедрения соответствующих мероприятий на фактический уровень среднечасовой оплаты труда и на фактический объем производства; г) верного варианта ответа нет.
7. К постоянным затратам относят: а) арендную плату; б) расходы на рекламу; в) амортизацию зданий и оборудования; г) затраты на сырье и материалы.
8. Вместе с выпуском продукции растут: а) переменные издержки; б) постоянные издержки; в) валовые издержки; г) верного варианта ответа нет.
9. В расчете на единицу продукции постоянные затраты: а) пропорциональны; б) дегрессивны; в) прогрессивны; г) не изменяются.
10. Чтобы определить экономию или перерасход по переменным затратам необходимо фактический уровень затрат сопоставить с: а) плановым; б) плановым, скорректированным на процент изменения объема производства; в) плановым, скорректированным на процент изменения объема реализации; г) фактическими затратами за прошлый год.

177
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

ТЕМА 6. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ИХ АНАЛИЗА
6.1 Цели, задачи и методика проведения анализа финансовых
результатов организации
Финансовый анализ организации – это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации. Финансовый анализ включает анализ физических показателей производства и исследование непосредственно денежных потоков организации, которые базируются на еѐ стоимости. Тем не менее, лишь сочетание этих двух составляющих способно дать реальную оценку состояния организации. Недооценка роли финансового анализа, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят значительные потери. Такие потери можно своевременно заметить и предотвратить, регулярно анализируя деятельность организации.
Обеспечение эффективного функционирования и развития организации требует экономически грамотного управления его деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, при этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние организации, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом

178 организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность организации – это лишь «сырая информация», подготовленная в ходе выполнения в организации учетных процедур.
Как правило, задачи, направленные на корректировку финансовой политики организации, ставятся руководством
(менеджерами, собственниками). В этом случае можно сказать, что результаты финансового анализа предназначены для внутренних пользователей и должны помочь определить наиболее эффективные пути улучшения (стабилизации) финансового положения организации.
Основными пользователями такой информации являются:
– инвесторы, вкладывающие в организацию свой капитал с определенной долей риска в целях получения дохода на него;
– кредиторы, временно предоставляющие организации заем в обмен на некоторый заранее установленный доход, и заинтересованные в информации, позволяющие им определить, будут ли своевременно осуществлены выплаты по кредиту;
– менеджеры организации, поскольку финансовая информация позволяет сделать наиболее достоверную оценку эффективности управления;
– работники организации, заинтересованные в получении информации о способности организации своевременно выплачивать зарплату, производить пенсионные и прочие выплаты;
– поставщики, заинтересованные в информации, позволяющей им определить, будут ли своевременно выплачены полагающиеся им суммы;
– потребители
(клиенты организации), заинтересованные в стабильности поставок, как следствие финансовой состоятельности организации;


179
– общественные и государственные организации, поскольку от успешного функционирования организации зависит благосостояние экономической инфраструктуры региона.
Принимая экономические решения, инвесторы, кредиторы и другие заинтересованные пользователи анализируют широкий спектр экономической информации об организации как финансового, так и нефинансового характера. В этом огромном массиве информации, который создается организацией, ключевое значение имеет публичная бухгалтерская
(финансовая) отчетность, ядром которой является бухгалтерский баланс.
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в отчете о финансовых результатах.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в современных условиях составляет основу экономического развития предприятия. Прибыль характеризует степень его деловой активности и финансового благополучия, по ней определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.
Конечный финансовый результат деятельности фирмы – это балансовая прибыль (убыток) отчетного периода, представляющая собой алгебраическую сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от финансовых и прочих операций; сальдо доходов и расходов от прочих операций.
Главную роль в системе экономических показателей организации имеют показатели финансовых результатов: прибыли и рентабельности.
Деятельность любой организации связана с привлечением необходимых ресурсов, использованием их в производственном процессе, продажей произведенных товаров (работ, услуг) и с получением финансовых

180 результатов. В связи с этим особую значимость приобретает анализ процесса формирования финансовых результатов.
Основной целью анализа финансовых результатов является выявление факторов, вызывающих уменьшение финансовых результатов, то есть снижение прибыли и рентабельности.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов:

оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период
(«горизонтальный анализ» показателей);

оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры
(«вертикальный анализ» показателей);

изучение хотя бы в общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов («трендовый анализ» показателей);

выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественную оценку;

изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли;

выявление резервов роста прибыли и рентабельности.
«Отчет о финансовых результатах» составляется за год и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации о формировании и использовании доходов и расходов, а также прибыли и финансовых результатах деятельности. В нем показаны статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности.
В этой форме отчетности приводятся: выручка, себестоимость продаж, валовая прибыль (убыток), коммерческие расходы, управленческие расходы, прибыль (убыток) от продаж, доходы от участия в других организациях, проценты к получению, проценты к уплате, прочие доходы и прочие расходы, прибыль (убыток) до налогообложения, текущий налог на прибыль, изменение отложенных налоговых обязательств и активов. В итоге приводится чистая прибыль (убыток) отчетного периода. Кроме того,


181 справочно приводятся постоянные налоговые обязательства (активы), базовая и разводненная прибыль (убыток) на акцию.
Использование данных «Отчета о финансовых результатах» делает необходимым проведение внешнего и внутреннего анализа. Внешний анализ осуществляется в 2 этапа. На первом аналитик должен составить четкое представление о принципах формирования доходов и расходов предприятия.
Основной информацией для этого должна стать пояснительная записка. На втором этапе проводится анализ данных «Отчета о финансовых результатах», изучается структура доходов и расходов и их соотношений.
Внутренний анализ проводится в 3 этапа:
1 этап – оценивается влияние действующих на предприятии учетных принципов в части оценки статей активов, доходов и расходов, выявляются все факты изменения учетной политики и их влияния на финансовые результаты;
2 этап – анализируют причины изменения конечного финансового результата: стабильные и случайные факторы, повлиявшие на его изменения;
3 этап – проводится углубленный анализ финансовых результатов с привлечением данных управленческого учета, раскрывающих информацию о доходах и расходах в разрезе центров ответственности.
Анализ финансовых результатов предполагает решение следующих задач:
– анализ состава и динамики прибыли;
– анализ финансовых результатов от обычных и прочих видов деятельности;
– анализ уровня среднереализационных цен;
– анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности;
– анализ распределения и использования прибыли;
– анализ рентабельности деятельности организации.
Конечным финансовым результатом деятельности организации является показатель чистой прибыли или чистого убытка (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода), величина которого формируется в

182 несколько этапов, что находит отражение в форме «Отчет о финансовых результатах». Изначально определяется валовая прибыль как разность между выручкой и себестоимостью продаж.
П
В
= В - С,
(140) где П
В
– валовая прибыль;
В – выручка;
С – себестоимость продаж.
Затем определяется прибыль (убыток) от продаж как разность между валовой прибылью и суммой коммерческих (∑Зк) и управленческих расходов
(∑Зу). Данный вид прибыли участвует в расчете показателя рентабельности продаж.
П
П
= П
В
- ∑Зк - ∑Зу,
(141)
На следующем этапе рассчитывается прибыль (убыток) до налогообложения как разность между прибылью от продаж и суммой операционных и внереализационных доходов и расходов.
П
Б
= П
П
+ Д
П
– Д
Р
,
(142) гдеП
Б
– прибыль до налогообложения (балансовая);
П
П
– прибыль от продаж;
Дп – прочие доходы;
Др – прочие расходы.
Далее, исходя из величины прибыли (убытка) до налогообложения с учетом расходов на налог на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, определяют чистую прибыль (убыток) отчетного периода.
В процессе анализа необходимо изучить степень выполнения плана, прибыли от реализации в целом по предприятию, ее динамику и факторы изменения. Основными факторами являются объем реализованной продукции, ее структура, уровень цен и себестоимости единицы реализованной продукции.
Факторный анализ прибыли организации ведется, исходя из порядка ее формирования. Целью такого анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые