ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
КОМПОНЕНТЫ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ПО Г. А. КОВАЛЁВУ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ВХОДЯТ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТА
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В.В. РУБЦОВА, В.А. ГУРУЖАНОВА, А.А. МАРГОЛИСА И ДР.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ЭКСПЕРТИЗА СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО – ПРЕДМЕТНОГО КОМПОНЕНТА РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
НЕОБХОДИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОСТРАНСТВЕННО –ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ПО МАКАРЕНКО
РОЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ТИПОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Выполнила
Ольга Викторовна Неустроева
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Образовательная среда — часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов
РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Образовательная среда может рассматриваться как развивающая, если эта среда обеспечивает возможности:
1. Для удовлетворения и развития субъектом своих потребностей на всех иерархических уровнях;
2. Для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности
Качество образовательной среды может быть оценено путём анализа качества:
1. Пространственно-предметного компонента этой среды;
2. Социального компонента этой среды;
3. Связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды
КОМПОНЕНТЫ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
1. Технологический компонент
2.Социальный компонент
3.Пространственно – предметный компонент
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Технологический компонент образовательной среды составляет связь социального и пространственно-предметного компонентов, или другими словами, педагогическое обеспечение развивающих возможностей
ПО Г. А. КОВАЛЁВУ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ВХОДЯТ
- содержание программ обучения (их традиционность, консерватизм или гибкость);
- деятельностная структура образовательного процесса;
- стиль преподавания;
- характер социально-психологического контроля;
- кооперативные или конкурентные формы обучения
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТА
Технологический компонент развивающей образовательной среды может проектироваться и организовываться в локальной образовательной среде на базе разработанных на сегодня и создающихся систем развивающего обучения и образования (Ш. А. Амонашвили, В. С. Библер, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, В. В. Рубцов, Д. Б. Эльконин и д. р.)
ПОЛОЖЕНИЕ ВЫГОТСКОГО
Выготский выдвинул положение о «зонах ближайшего развития», смысл которого заключается в том, что ребенок в процессе обучения, то есть в процессе общения и сотрудничества со взрослыми и со своими сверстниками, может достигнуть большего, чем то, что входит в пределы его собственных возможностей. В различных развивающих образовательных системах, при общей ориентации на указанные положения Выготского, ставились различные акценты на ведущие факторы развития
ТЕОРИЯ ЭЛЬКОНИНА - ДАВЫДОВА
Теория развивающего обучения и разработанный на ее основе обширные учебно-методический материал составили основу «системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова».
Согласно этой теории:
- содержанием развивающего начального обучения являются теоретические знания
- методом — организация совместной учебной деятельности младших школьников
- продуктом развития — главные психологические новообразования, присущие младшему школьному возрасту.
В данной теории развивающего обучения пристально внимание уделяется также проблеме формирования школьника как субъекта учебной деятельности
РАБОТА Ш.А. АМОНАШВИЛИ
В работах Ш. А. Амонашвили (1984, 1986 и др.) главное внимание уделяется рассмотрению процесса актуального развития младших школьников в контексте сопряженности с их «зонами ближайшего развития».
Позиция Амонашвили :
социально-зависимая самостоятельность ребёнка в процессе общения;
сотрудничество и взаимопомощь при взаимодействии с другими детьми и учителем;
установление «духовной общности» всех субъектов образовательного процесса;
возможность и необходимость использования альтернативной системы оценивания учебной деятельности школьников (вместо традиционных отметок)
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В.В. РУБЦОВА, В.А. ГУРУЖАНОВА, А.А. МАРГОЛИСА И ДР.
Позволяет рассматривать образовательное пространство школы как пространство возможностей для освоения социальных норм как норм «культурно-исторических» (формирование должного уровня обобщенных способов мышления и действия)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Образовательная система в целом ориентирована на развитие самоактуализирующейся личности, личности свободной и активной, открытой к миру и принимающей этот мир во всей его сложности и многообразии
Социальный компонент образовательной среды несёт на себе основную нагрузку по обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности, в сохранении и улучшении самооценки, в признании со стороны общества, в самоактуализации – то есть комплекса социально ориентированных потребностей
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
1. Взаимопонимание и удовлетворённость всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями;
2. Преобладающее позитивное настроение всех субъектов образовательного процесса;
3. Авторитетность руководителей: директора и педагогов или родителей;
4. Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
5. Сплочённость и сознательность всех субъектов образовательного процесса ;
6. Продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса
ЭКСПЕРТИЗА СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Экспертиза социального компонента образовательной среды, оценка его соответствия требованиям развивающего образования может осуществляться с помощью специального комплекса диагностических методик, тщательно отобранных из богатого методического арсенала психологии (прежде всего социальной) и социологии
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО – ПРЕДМЕТНОГО КОМПОНЕНТА РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Пространственно-предметная среда учебного заведения рассматривалась Коменским, прежде всего, с точки зрения ее привлекательности для ребенка.
В работах Макаренко, уделявшего немало внимания пространственно-предметному компоненту образовательной среды, определяется иерархия приоритетов в процессе последовательной организации комплекса необходимых элементов пространственно-предметной среды
НЕОБХОДИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОСТРАНСТВЕННО –ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ПО МАКАРЕНКО
1. Хорошее здание
2. Необходимый минимум запасов пищи и одежды
3. Необходимый минимум обстановки
4. Хорошие школьные условия, мебель, пособия
5. Библиотека
6. Хорошие производственные условия: станки, капитал, материалы.
7. Отсутствие безобразных вещей
8. Хорошая мебель и оборудование
9. Украшение колонии – эстетика
РОЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ
Роль пространственно-предметной среды в образовательной системе Монтессори была первостепенной прежде всего потому, что в основу обучения детей данного возраста ею было заложено приобретение разнообразного сенсорного опыта, что и осуществлялось при взаимодействии с различными элементами окружающей среды
ГЛАВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К «ИНТЕГРАЛЬНОЙ СРЕДЕ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В.В. ДАВЫДОВА, Л.Б. ПЕРЕВЕРЗЕВА, В.А. ПЕТРОВСКОГО И ДР.
1. среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности (учитывая физические, интеллектуальные и эмоционально-волевые компоненты деятельности);
2. среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребёнку, переходящему от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;
3. среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога;
4. кроме того, пространственно-предметная среда должна транслировать находящимся в ней субъектам символические сообщения, необходимые для совершения особых ритуалов, необходимых для функционирования данной среды;
5. среда должна быть индивидуализированной;
6. среда должна быть аутентичной (сообразной жизненным проявлениям субъектов)
ОРГАНИЗАЦИЯ ТИПОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Каждому типу образовательной среды соответствует особая организация пространственно-предметного компонента – архитектурные особенности зданий, оборудование, особая атрибутика; социального компонента – особая, присущая данному типу культуры «форма детско-взрослой общности», «вполне определённый способ взаимодействия включённых в неё участников»; технологического компонента – соответствующее содержание образовательного процесса, осваиваемые ребёнком способы действий
ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
При организации пространственно-предметного компонента образовательной среды данный принцип реализуется в педагогической организации воздействия на субъектов образовательного процесса комплекса разнородных стимулов, воспринимаемых как по перцептивному и когнитивному, так и по практическому «каналу».
При организации технологического компонента образовательной среды данный принцип реализуется в педагогическом включении личности в максимально разнообразные виды деятельности, актуализирующие их перцептивные и когнитивные развивающие процессы, а также способствующие практическому освоению разнообразных предметных технологий.
При организации социального компонента образовательной среды данный принцип реализуется в педагогическом включении личности в максимально разнообразные виды социального взаимодействия, способствующие как перцептивному и когнитивному развитию личности, так и практическому освоению ею соответствующих социальных технологий.
Принцип ориентации на актуализирующий потенциал образовательной среды заключается в педагогической целесообразности организации такой среды, которая стимулирует действие соответствующих психологических механизмов личностного развития субъектов образовательного процесса
Принцип ориентации на актуализирующий потенциал образовательной среды заключается в педагогической целесообразности организации такой среды, которая стимулирует действие соответствующих психологических механизмов личностного развития субъектов образовательного процесса