Файл: Проектирование развивающейся образовательной среды.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

КОМПОНЕНТЫ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ПО Г. А. КОВАЛЁВУ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ВХОДЯТ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТА

ПОЛОЖЕНИЕ ВЫГОТСКОГО

ТЕОРИЯ ЭЛЬКОНИНА - ДАВЫДОВА

РАБОТА Ш.А. АМОНАШВИЛИ

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В.В. РУБЦОВА, В.А. ГУРУЖАНОВА, А.А. МАРГОЛИСА И ДР.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ЭКСПЕРТИЗА СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО – ПРЕДМЕТНОГО КОМПОНЕНТА РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

НЕОБХОДИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОСТРАНСТВЕННО –ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ПО МАКАРЕНКО

РОЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ

ГЛАВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К «ИНТЕГРАЛЬНОЙ СРЕДЕ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В.В. ДАВЫДОВА, Л.Б. ПЕРЕВЕРЗЕВА, В.А. ПЕТРОВСКОГО И ДР.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТИПОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


Выполнила
Ольга Викторовна Неустроева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА


 Образовательная среда   — часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА


Образовательная среда может рассматриваться как развивающая, если эта среда обеспечивает возможности:
1.  Для удовлетворения и развития субъектом своих потребностей на всех иерархических уровнях;
2.  Для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности


Качество образовательной среды может быть оценено путём анализа качества:
1.  Пространственно-предметного компонента этой среды;
2.  Социального компонента этой среды;
3.  Связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды

КОМПОНЕНТЫ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


1. Технологический компонент
2.Социальный компонент
3.Пространственно – предметный компонент

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


Технологический компонент образовательной среды составляет связь социального и пространственно-предметного компонентов, или другими словами, педагогическое обеспечение развивающих возможностей

ПО Г. А. КОВАЛЁВУ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ВХОДЯТ


- содержание программ обучения (их традиционность, консерватизм или гибкость);
- деятельностная структура образовательного процесса;
- стиль преподавания;
- характер социально-психологического контроля;
- кооперативные или конкурентные формы обучения

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТА



Технологический компонент развивающей образовательной среды может проектироваться и организовываться в локальной образовательной среде на базе разработанных на сегодня и создающихся систем развивающего обучения и образования (Ш. А. Амонашвили, В. С. Библер, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, В. В. Рубцов, Д. Б. Эльконин и д. р.)

ПОЛОЖЕНИЕ ВЫГОТСКОГО


Выготский выдвинул положение о «зонах ближайшего развития», смысл которого заключается в том, что ребенок в процессе обучения, то есть в процессе общения и сотрудничества со взрослыми и со своими сверстниками, может достигнуть большего, чем то, что входит в пределы его собственных возможностей. В различных развивающих образовательных системах, при общей ориентации на указанные положения Выготского, ставились различные акценты на ведущие факторы развития

ТЕОРИЯ ЭЛЬКОНИНА - ДАВЫДОВА


Теория развивающего обучения и разработанный на ее основе обширные учебно-методический материал составили основу «системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова».
Согласно этой теории:
содержанием развивающего начального обучения являются теоретические знания  
- методом — организация совместной учебной деятельности младших школьников
- продуктом развития главные психологические новообразования, присущие младшему школьному возрасту.


В данной теории развивающего обучения пристально внимание уделяется также проблеме формирования школьника как субъекта учебной деятельности

РАБОТА Ш.А. АМОНАШВИЛИ


В работах Ш. А. Амонашвили (1984, 1986 и др.) главное внимание уделяется рассмотрению процесса актуального развития младших школьников в контексте сопряженности с их «зонами ближайшего развития».
Позиция Амонашвили :
  социально-зависимая самостоятельность ребёнка в процессе общения;
сотрудничество и взаимопомощь при взаимодействии с другими детьми и учителем;


установление «духовной общности» всех субъектов образовательного процесса;
возможность и необходимость использования альтернативной системы оценивания учебной деятельности школьников (вместо традиционных отметок)



РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В.В. РУБЦОВА, В.А. ГУРУЖАНОВА, А.А. МАРГОЛИСА И ДР.


Позволяет рассматривать образовательное пространство школы как пространство возможностей для освоения социальных норм как норм «культурно-исторических» (формирование должного уровня обобщенных способов мышления и действия)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


Образовательная система в целом ориентирована на развитие самоактуализирующейся личности, личности свободной и активной, открытой к миру и принимающей этот мир во всей его сложности и многообразии


Социальный компонент образовательной среды несёт на себе основную нагрузку по обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности, в сохранении и улучшении самооценки, в признании со стороны общества, в самоактуализации – то есть комплекса социально ориентированных потребностей

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


1.  Взаимопонимание и удовлетворённость всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями;
2.  Преобладающее позитивное настроение всех субъектов образовательного процесса;
3.  Авторитетность руководителей: директора и педагогов или родителей;
4.  Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
5.  Сплочённость и сознательность всех субъектов образовательного процесса ;
6.  Продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса

ЭКСПЕРТИЗА СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


Экспертиза социального компонента образовательной среды, оценка его соответствия требованиям развивающего образования может осуществляться с помощью специального комплекса диагностических методик, тщательно отобранных из богатого методического арсенала психологии (прежде всего социальной) и социологии

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО – ПРЕДМЕТНОГО КОМПОНЕНТА РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ



Пространственно-предметная среда учебного заведения рассматривалась Коменским, прежде всего, с точки зрения ее привлекательности для ребенка.
В работах Макаренко, уделявшего немало внимания пространственно-предметному компоненту образовательной среды, определяется иерархия приоритетов в процессе последовательной организации комплекса необходимых элементов пространственно-предметной среды

НЕОБХОДИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОСТРАНСТВЕННО –ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ПО МАКАРЕНКО


1.  Хорошее здание
2.  Необходимый минимум запасов пищи и одежды
3.  Необходимый минимум обстановки
4.  Хорошие школьные условия, мебель, пособия
5.  Библиотека
6.  Хорошие производственные условия: станки, капитал, материалы.
7.  Отсутствие безобразных вещей
8.  Хорошая мебель и оборудование
9.  Украшение колонии – эстетика

РОЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ


Роль пространственно-предметной среды в образовательной системе Монтессори была первостепенной прежде всего потому, что в основу обучения детей данного возраста ею было заложено приобретение разнообразного сенсорного опыта, что и осуществлялось при взаимодействии с различными элементами окружающей среды

ГЛАВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К «ИНТЕГРАЛЬНОЙ СРЕДЕ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В.В. ДАВЫДОВА, Л.Б. ПЕРЕВЕРЗЕВА, В.А. ПЕТРОВСКОГО И ДР.


1.  среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности (учитывая физические, интеллектуальные и эмоционально-волевые компоненты деятельности);
2.  среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребёнку, переходящему от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;
3.  среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога;


4.  кроме того, пространственно-предметная среда должна транслировать находящимся в ней субъектам символические сообщения, необходимые для совершения особых ритуалов, необходимых для функционирования данной среды;

5.  среда должна быть индивидуализированной;
6.  среда должна быть аутентичной (сообразной жизненным проявлениям субъектов)

ОРГАНИЗАЦИЯ ТИПОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


Каждому типу образовательной среды соответствует особая организация пространственно-предметного компонента  – архитектурные особенности зданий, оборудование, особая атрибутика; социального компонента – особая, присущая данному типу культуры «форма детско-взрослой общности», «вполне определённый способ взаимодействия включённых в неё участников»; технологического компонента – соответствующее содержание образовательного процесса, осваиваемые ребёнком способы действий

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


При организации пространственно-предметного компонента образовательной среды данный принцип реализуется в педагогической организации воздействия на субъектов образовательного процесса комплекса разнородных стимулов, воспринимаемых как по перцептивному и когнитивному, так и по практическому «каналу».


При организации технологического компонента образовательной среды данный принцип реализуется в педагогическом включении личности в максимально разнообразные виды деятельности, актуализирующие их перцептивные и когнитивные развивающие процессы, а также способствующие практическому освоению разнообразных предметных технологий.


При организации социального компонента образовательной среды данный принцип реализуется в педагогическом включении личности в максимально разнообразные виды социального взаимодействия, способствующие как перцептивному и когнитивному развитию личности, так и практическому освоению ею соответствующих социальных технологий.


Принцип ориентации на актуализирующий потенциал образовательной среды заключается в педагогической целесообразности организации такой среды, которая стимулирует действие соответствующих психологических механизмов личностного развития субъектов образовательного процесса


Принцип ориентации на актуализирующий потенциал образовательной среды заключается в педагогической целесообразности организации такой среды, которая стимулирует действие соответствующих психологических механизмов личностного развития субъектов образовательного процесса