Файл: Алалия. Коррекционнологопедическая работа по формированию компонентов речевой деятельности при системном недоразвитии речи Практическое задание 3, Модуль 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 316
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
Программа профессиональной переподготовки
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new
Дисциплина: Алалия. Коррекционно-логопедическая работа по формированию компонентов речевой деятельности при системном недоразвитии речи
Практическое задание 3, Модуль 3. Сенсорная алалия
Выполнил:
слушатель Воронкова Ирина Васильевна
Преподаватель:
Шацкова Виктория Николаевна
г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД – 2023
Задание 1.
Составьте вопросы, которые в беседе логопеда с родителями «безречевого ребенка» при сборе анамнестических сведений позволят дифференцировать моторную алалию от задержки речевого развития.
1. От какой беременности ребёнок, возраст матери в период родов_________________________________________________________
2. Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери __________________________________
3. Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные _________________________________________________________________
4. Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция ______________________________________________________________
5. Крик: был, нет __________________________________________________
6. Асфиксия: белая, синяя ___________________________________________
7. Резус-фактор: отрицательный, совместимость _________________________
8. Вес и рост ребенка при рождении ___________________________________
9. Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью _____________________
10. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до _________________________
Последующее вскармливание: смешанное, искусственное _______________________________________________________________
11. Выписка из родильного дома на ______ день
12. Дополнительное пребывание в роддоме, причины __________________
13. Особенности раннего развития: держит голову с мес. (в норме с 2 мес. жизни), сидит с _____мес. (в норме к 7 мес.), стоит с _____ мес. (в норме 9—10 мес.), ходит с _____ мес. (в норме в промежуток между 12 и 15 мес.).
Первые зубы с _____ мес., к 1 году зубов _______
14. Перенесенные заболевания:
до 1 года _____________________________________________________
после 1 года __________________________________________________
до 3 лет ______________________________________________________
Особое внимание обратить на заболевания нервной системы.
1. Органические заболевания нервной системы: отметить инфекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо вирусами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся к нейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной системы: черепно-мозговые травмы, переносимые во внутриутробном периоде, во время родов и в постнатальном периоде_____________________________
2. Уточнить, были (есть) после черепно-мозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликвородинамические нарушения (гидроцефалия различной степени)________________________
Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др. ________________________________
4. Судороги при высокой температуре _______________________________
5. Данные о развитии речи
Гуление с ______ мес., характер гуления (длительность звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки)_____________________________________________________________
Лепет с ______ мес., характер лепета: звуковой, слоговой _________________
Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т.п. , звукоподражания, количество слов __________________________________
Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих ________________________________________
Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм) ______________________________________________________________
6. Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался ______________________________________________________________
7. Проявляется ли скачкообразность в развитии речи ребёнка?
8. Овладевает ли ребёнок самостоятельно, без специальных занятий, лексико-грамматическими обобщениями, нормами родного языка?
9. Хорошо ли понимает ребёнок значения сходно звучащих слов (дом-дома, кот-коты; дом-ком, мышка-миска, почка-бочка и т.д.)?
10. Может ли ребёнок высказать свою просьбу, задать вопрос?
11. Присутствуют ли при этом грубые нарушения структуры слова?
12. Правильно ли ребёнок строит фразы и согласует слова в предложениях?
13. Есть ли у ребёнка диагностированные органические нарушения ЦНС?
14. Есть ли у ребёнка желание говорить или, напротив, наблюдается речевой негативизм?
Задание 2.
Сформулируйте вопросы к родителям ребенка, страдающего сенсорной алалией, необходимые при сборе анамнеза с целью определения дифференциального заключения.
1. От какой беременности ребёнок, возраст матери в период родов_________________________________________________________
2. Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери __________________________________
3. Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные _________________________________________________________________
4. Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция ______________________________________________________________
5. Крик: был, нет __________________________________________________
6. Асфиксия: белая, синяя ___________________________________________
7. Резус-фактор: отрицательный, совместимость _________________________
8. Вес и рост ребенка при рождении ___________________________________
9. Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью _____________________
10. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до _________________________
Последующее вскармливание: смешанное, искусственное _______________________________________________________________
11. Выписка из родильного дома на ______ день
12. Дополнительное пребывание в роддоме, причины __________________
13. Особенности раннего развития: держит голову с мес. (в норме с 2 мес. жизни), сидит с _____мес. (в норме к 7 мес.), стоит с _____ мес. (в норме 9—10 мес.), ходит с _____ мес. (в норме в промежуток между 12 и 15 мес.).
Первые зубы с _____ мес., к 1 году зубов _______
14. Перенесенные заболевания:
до 1 года _____________________________________________________
после 1 года __________________________________________________
до 3 лет ______________________________________________________
Особое внимание обратить на заболевания нервной системы.
1. Органические заболевания нервной системы: отметить инфекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо вирусами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся к нейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной системы: черепно-мозговые травмы, переносимые во внутриутробном периоде, во время родов и в постнатальном периоде_____________________________
2. Уточнить, были (есть) после черепно-мозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликвородинамические нарушения (гидроцефалия различной степени)________________________
Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др. ________________________________
4. Судороги при высокой температуре _______________________________
5. Данные о развитии речи
Гуление с ______ мес., характер гуления (длительность звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки)_____________________________________________________________
Лепет с ______ мес., характер лепета: звуковой, слоговой _________________
Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т.п. , звукоподражания, количество слов __________________________________
Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих ________________________________________
Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм) ______________________________________________________________
6. Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался ______________________________________________________________
7. Реагирует ли ребёнок на обращённую к нему речь, своё имя?
8. Понимает ли ребёнок обращённую к нему речь?
9. Улучшается ли понимание речи ребёнком, если он наблюдает за артикуляцией говорящего?
10. Может ли ребёнок продолжительное время внимательно слушать сказки, стихи, рассказы?
11. Повторяет ли ребёнок за взрослым непроизвольно его слова, фразы?
12. Можно ли назвать речевую активность ребёнка повышенной?
12, Носит ли речь ребёнка осмысленный характер или является набором бессмысленных звукосочетаний, обрывков слов, фраз взрослых?
13. Есть ли у ребёнка желание вступать в речевое общение?
14. Использует ли ребёнок при общении мимику и жесты?
15. Использует ли ребёнок при общении звукоподражания, «звуковые жесты», смену интонаций?
16. Страдает ли ребёнок гиперакузией (повышенной восприимчивостью к обычным звукам)?
Задание 3.
Конспект индивидуального занятия с ребенком (4 года)
ОНР I уровня, моторная алалия. I этап
Тема: «В гости к бегемотику»
Цель: создание условий для развития экспрессивной речи
Задачи: 1.Коррекционно-образовательные:
-
наладить контакт с ребенком и завоевать его доверие; -
учить слушать, следить за мимикой и движениями педагога, выполнять задание по показу; -
вызывать интерес и внимание к собственной «речи», способности воспроизводить громкие и тихие, высокие, и низкие звуки, возможности издавать различные звуки, изменяя положение губ и языка.
2.Коррекционно-развивающие:
-
развитие мышления, -
зрительной и слуховой памяти, -
речевого слуха, -
фонематического слуха, -
зрительного внимания, -
мелкой моторики рук.
3.Коррекционно-воспитательные:
-
формирование положительной установки на занятие, -
воспитание навыков речевой деятельности.
Оборудование: Динамические картинки для вызывания гласных, для работы над звукопроизношением, ворота и маленькие кусочки ваты для развития дыхания, су-джок шарики, разноцветные пуговицы для развития мелкой моторики, мягкая игрушка «бегемотик» для мотивации ребенка к занятию.