Файл: Народные промыслы Центральной России слава земли русской.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ленинский район

МАОУ Информационно-Экономический лицей им. А. Гараничева
Секция географии

Тема: Народные промыслы Центральной России – слава земли русской

Автор:

Яворская Александра Александровна, 9 Г класс,

Ленинский район МАОУ ИЭЛ им.

А. Гараничева

Научный руководитель:

Дёмина Валентина Викторовна

Учитель географии высшей категории

конт. тел. 89137728580

г. Новосибирск, 2021

Содержание:

Оглавление




Введение
Народные промыслы Центральной России – наше наследие является актуальной в наши дни. Вещи, сделанные народными умельцами Центральной России, являются, по сей день антиквариатом и всё больше возникает интерес к ним. Эти изделия не только красивые, но и практичные, красота и польза этого творчества всегда были неотделимы. Из самых простых материалов: дерева, металла, камня, глины, изготавливались истинные произведения прикладного искусства. Народные промыслы веками создавались усилиями многих поколений. Секреты мастерства передавались от сына к отцу, от матери к дочери. В каждом ремесле за время его существования выработались особые приметы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления.

Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека настроение. Сами изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях.

Мы должны бережно хранить и развивать традиции народных промыслов, которыми всегда славилась русская земля.

Цель нашей работы: Познакомиться с географией и историей народных промыслов Центральной России и их ценностями.

Задачи нашей работы:

1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

2. Составить классификации. Народных промыслов.

3. Провести опрос на знание Народных промыслов.

4. Ознакомить новое поколение и расширить представление людей о народных промыслах центральной России.


1.1. История возникновения народных промыслов.

Русские народные промыслы - особое творчество, сложившееся в городах и сёлах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорных сюжетов. Это национальное достояние русского народа.

Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.

Народные промыслы – это художественная деятельность в области ремесленного творчества. В результате такой деятельности появляются оригинальные произведения народного ремесла, выполненные, как правило, ручным способом и не предполагающие заводского (конвейерного) производства культурных продуктов.

Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIX — начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, в том числе и в России. В нашей стране существует специальная государственная программа по поддержке и возрождению исконно русских народных промыслов, в их числе: Хохлома, Гжель, Жостовские подносы, Береста, шкатулки Федоскино, Самовары, Балалайки, Городецкой росписи. Но, прежде всего, стоит узнать, откуда на Руси появились эти, по праву, произведения искусства, пройдя через века и массу трудностей, передаваясь из поколения в поколения, и дошли до наших времен!
1.2. География народных промыслов и их особенности.

Центры по производству художественных изделий из металла возникали, как правило, рядом с месторождениями черных и цветных руд, например знаменитое Каслинское чугунное литье на Урале. Производство изделий из камня (в т. ч. из драгоценных и полудрагоценных) - одно из традиционных занятий жителей горных районов. В лесных районах, в Заволжье главным поделочным материалом служило дерево. Из него изготовляли телеги, колёса, дешёвую мебель, сани, домашнюю посуду и утварь, игрушки (вблизи Сергиева Посада Московской губернии), суда и баржи. В более южных районах преобладали изделия из железа, глины, кожи: в сёлах Павлово и Нижнего Новгорода – замки, ножи, ножницы; в Гжельском районе – глиняная, фаянсовая и фарфоровая посуда. Почти повсеместно развиты также виды народного творчества, как вышивка и узорное ткачество, которые замечательно отражают своеобразие соответствующей местности.

1.3. Дымковская игрушка и её изготовление.
Дымковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). (Приложение №1)
История создания игрушки.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уточек и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Изготовление.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и полепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700 – 900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два – три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, смешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Значение дымковской игрушки.

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды.


В 2010 году в центре города Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. Так же были и другие игрушки:

· Абашевская игрушка

· Богородская игрушка

· Филимоновская игрушка

· Каргопольская игрушка

· Плешковская игрушка

Нами был проведен опрос, какие русские народные игрушки из перечисленных знают люди, было опрошено 100 респондентов среди разных возрастных групп возрастом от 14 до 48 лет. В основном практически все знают богородскую игрушку – 45 человек, абашевскую - 25 человек, 19 человек слышали про каргопольскую и 11 – про плешковскую игрушки. (Приложение № 2)

1.4. Основные росписи русского народного промысла.

Роспись - важный элемент народной культуры, выражающий символичное представление людей о мире и его устройстве. Для наших далеких предков она была характерным элементом домашнего быта. Домашнюю утварь традиционно можно было расписывать, так у обычных хозяйских предметов появился узнаваемый национальный рисунок - роспись. Из известных способов Палехская роспись, мотивы различны – от библейских сюжетов и ликов святых до картин из реальной жизни или сказок.

Стиль сложился в XVIII веке. Особенно хорошо смотрится на шкатулках. Жостовская роспись берёт начало в деревне Жостово. Существует с 1825 года. Основной узор – цветы. Подходит для росписи посуды и деревянных ложек. И уникальная бело-голубая гжельская роспись керамики и фарфора, в основном посуды и фигурок.
Жостовская роспись

Жостовская роспись – русский народный художественный промысел. Мастера с 1825 года декорировали особым образом деревянные и металлические подносы, создавая сложные цветочные композиции. (Приложение №3).
Особенности этой росписи

В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветочных плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.

Хохломская роспись

Это искусство, зародившееся в семнадцатом веке в небольших деревушках, расположенных на берегу Волги. 

Это декоративное оформление изделий из древесины. Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветви. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал, про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.

Хохломская роспись считалась символом огня, а цвет исполнения ассоциировался с чем-то прекрасным, красивым, а также отождествляли с румянцем солнца и его свечением, то есть с цветом неба и небесным явлением. (Приложение №4).
1.5. Гжель.

Гжельская роспись

Гжель – это традиционный промысел славян. Роспись на керамике, выполненная в кобальтовых оттенках и сочетающая гармонию рисунка и орнамента, на протяжении многих веков не теряет своей популярности.

Название Гжель имеет балтийское происхождение, вследствие чего наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в области балтийской гидронимии. Так, в левобережье верхнего Приднепровья имеется река Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель. (Приложение №5)
1.6. Русская матрёшка.

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более. Обычно имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей, верхней и нижней.