Файл: Народные промыслы Центральной России слава земли русской.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Матрёшки могут изображать:

исторических личностей;

литературных персонажей;

героев народных сказок и басен.

История создания матрешки очень интересна и до сих пор вызывает вопросы. Существует версия, согласно которой русский мастер создал фигурку матрешки, увидев аналогичную фигурку, привезенную из Японии. Японская куколка, в которую вкладывались еще несколько куколок, символизировала местных богов счастья. Разъемные куколки существовали и в других культурах, например, в Индии и в Китае. Истинное происхождение матрешки до сих пор остается загадкой. Однако, наиболее вероятно, русский мастер создал знаменитую игрушку, вдохновившись славянскими образами. Мастер из Подмосковного Подольска Василий Звёздочкин изобрел форму матрёшки в 1890-х годах, утверждая, что он не видел ранее японские деревянные игрушки. Вопрос о происхождении знаменитой игрушки требует дальнейшего изучения.

Первая, изготовленная в 1890 году В.Звёздочкиным и С.Малютиным восьмиместная кукла (получившая название "Матрёна") представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у которой был чёрный петух. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

В 1890 году началось их массовое производство в качестве игрушек и сувениров.

В 1900 году матрешка была впервые представлена на международной выставке кустарных ремесел в Париже и была награждена медалью, однако в условиях начавшегося экономического кризиса, в том же 1900 году мастерская "Детское воспитание" закрылась, и весь её ассортимент перешел к земской учебно-показательной мастерской в Сергиевом Посаде. В результате, именно Сергиев Посад (где была развита резьба по дереву и проживали семьи ремесленников-изготовителей игрушек) стал основным центром производства матрешек.

В 1904 году крупный заказ на матрешки поступил из Парижа, в дальнейшем начался их экспорт в другие страны. В 1909 году к столетию Н. В. Гоголя были выточены матрешки, изображавшие героев "Ревизора" и "Тараса Бульбы". Позже были созданы куклы на сюжеты сказок А. С. Пушкина, народных былин и сказаний.

До революции 1917 года куклы-матрёшки называли "Матрёна" или "Матрёшка". Это имя входило в число наиболее распространённых женских имён и ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии это имя сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. В 1970 году для выставки "Экспо-70" в Японии была изготовлена 70-местная матрешка высотой один метр.


В начале XX-го века русская деревянная игрушка приобрела огромную популярность, побывав еще несколько раз на зарубежных выставках этого времени. Матрешка — это до сих пор первый и самый желанный сувенир для всех иностранцев, посещающих нашу страну. В настоящее время можно увидеть матрешек любых видов, типов, размеров и форм. Фантазия мастеров поистине безгранична. Теперь это не только традиционные девушки в платочках. (Приложение № 6)
Музеи матрёшки
В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москвев Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, Калязине, Вознесенском и в Сергиевом Посаде. Экспозиция, посвящённая матрёшкам и иным сувенирам с урало-сибирской росписью, произведённым Туринской фабрикой детской игрушки, выставлена в краеведческом музее г. Туринска Свердловской области.

Изучив разнообразие видов народного промысла населения Центральной России, мы узнали много интересного. Где и когда что производилось, какое использовалось сырье. Это ещё раз подтверждает, что самая большая ценность – человек с его навыками и умениями. (Приложение №7)

Заключение

В процессе работы я познакомилась с народными промыслами Центральной России и выяснила, что народные мотивы в промыслах – не только традиция, но и украшение повседневного быта. Я пришла к выводу, что русский народ очень талантлив, создаёт неподражаемые, удивительные вещи, сохраняет в них красоту и практичность, и все свои достижения передает в наследство будущим поколениям. Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом
, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.

Работа над данной темой – это путь к саморазвитию, через процесс совместной с учителем творческой работы, через познание культуры России.

С помощью проделанной работы я осветила лишь о некоторых уголках России, где ярко светит волшебное мастерство русских умельцев. Трудно перечислить все золотые россыпи народного искусства России. Знакомясь с ними в альбоме, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино нравственные и этические начала, практичность и красота.

По сделанной нами работе можно с уверенностью сказать, что народные промыслы России – это слава Земли русской, что надо их пропагандировать и знакомить с ними, чтобы не потерять связь с духовной историей своего народа. Мы провели классные часы в младшей школе на эту тему. Нами было опрошено 100 респондентов среди разных возрастных групп возрастом от 14 до 48 лет. (Приложение № 8)

На первый вопрос: «Слышали (знаете) ли Вы о народных промыслах?». Да ответили - 53 респондентов, нет - 27, что-то слышали – 20. То есть больше 50% практически знают о народных промыслах. (Приложение № 9)

На второй вопрос: «Есть ли в нашем доме изделия народных промыслов?». Да ответили – 56 человек, нет ответили – 44 человека. У большинства респондентов дома есть изделия народного творчества. (Приложение № 10)

На третий вопрос: «Где Вы приобретаете изделия народных промыслов?» В специализированных магазинах 32 человека, на рынках 68. Большинство покупает на рынках. (Приложение № 11)

На четвёртый вопрос: «Назовите известные Вам народные промыслы». В основном практически все знают хохломскую роспись – 30 человек, 20 человек знают гжель, 10 человек знают городецкую роспись, 12 человек – жостовсую роспись, 18 – вятскую роспись и 10 – палехскую. (Приложение № 12)

На пятый вопрос «Как Вы думаете, кто должен заниматься вопросами сохранения и развития народных промыслов?», ответили следующим образом: государство – 25, тот, кто занимается –55, никто – 20. (Приложение № 13)

Из опроса видно, что у определённой части населёния нет знаний культуры своего народа. Думается это надо исправить, не допустить незнание своей культуры молодого поколения. Для это надо шире пропагандировать мастерство и творчество наших предков в беседах классных часах, просмотрах фильмов.


Шестой вопрос звучал так: «Зачем нужно изучать народные промыслы?». Для сохранения самобытности русского народа – 55 респондентов, воспитывает гордость за нашу страну – 35, 10 ответили - в этом отражается многовековая история, и 2 ответили, что ненужные занятия. Большинство признают, что русский человек особенный, самобытный, талантливый, другая часть гордится за страну, в которой есть такие люди – мастера, каких нет ни в одной стране мира. (Приложение № 14).

Познакомившись с географией и историей народных промыслов Центральной России и их ценностями, начинаешь понимать, что русский народ очень талантлив, создает удивительные вещи, находит им нужную форму и выражение, сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает их в наследство будущим поколениям.

Приложение № 1

Дымковская игрушка



Приложение № 2

Какие русские народные игрушки из перечисленных знают люди (%).



Приложение № 3

Жостовская роспись



Приложение №4

Хохломская роспись



Приложение №5

Гжель



Приложение №6

Матрёшка



Приложение №7

Классификация народных промыслов Центральной России

Вид народного промысла

В какое время появился

Используемое сырье

Изделия

Центры производства

Дымковская игрушка

в XV – XVI в.в.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком, так же анилиновые красители и мягкие колонковые кисти.

По большей части изделия представляют собой декоративных кукол, в виде женщин, мужчин, животных и т.д., реже посуда и свистульки

Слобода Дымково, вблизи города Киров

Жостовская роспись

1825 год

Жесть, металл для производства поднос, краска для росписи

Кованые подносы

Московская область, Жостово Мытищинский район

Городецкая роспись

берет свое начало с XIX века

Дерево, как основа, краски для

Подносы, шкатулки, различные виды посуды

Город Городец

Палехская роспись

с XVIII века было центром иконописи в традициях русской живописи XV-XVII веков

Может использоваться бумага для папье - маше и дерево для вырезки, так же краски для росписи

Шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, картины, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее

Ивановская область, Владимир

Вятская роспись

Первые упоминания, найденные археологами, приходятся на IX - X века.

Дерево, краски

Шкатулки, подносы, тарелки, пепельницы, обереги, кружки

Смоленск, Казань, Киров

Хохломская роспись

старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома

Минеральные красители, обычные краски не допускают, дерево

Мебель, посуда, подносы ковши

Нижний Новгород

Гжельская роспись

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод.

Керамика, краски синих оттенков

Тарелки, чайники, панно, другая посуда

Гжельский фарфоровый завод, который располагается в Раменском районе, находится в Москве

Матрешка

24 октября 1900 года на свет появилась первая русская матрёшка, которую выточил токарь Василий Звёздочкин, а расписал художник Сергей Малютин.

Дерево, краски


Многослойные игрушки

Нижегородская область, Вознесенское, Лавровская фабрика художествен-

ной росписи.

Вологодское кружево

Художественные особенности вологодского кружева сложились в XVII-XVIII веках

Белые хлопковые льняные нити

Салфетки, воротник, накидки

Вологда

Гусевский хрусталь

Середина 18 столетия

Хрусталь

Фигурки, кувшины, украшения

Одно из старейших в Европе и России предприятий по производству хрустальных изделий ручной работы. Расположен в городе Гусь-Хрустальный.



Приложение № 8

Анкета:

1. Слышали (знаете) ли Вы о народных промыслах?

А) да

Б) нет

В) что-то слышал

2. Есть ли в нашем доме изделия народных промыслов?

А) да

Б) нет

3. Где Вы приобретаете изделия народных промыслов?

А) в специализированных магазинах

Б) на рынках

4. Назовите известные Вам народные промыслы.

5. Как Вы думаете, кто должен заниматься вопросами сохранения и развитием народных промыслов?

А) государство

Б) то, кто этим занимается

В) никто

6. Зачем нужно изучать народные промыслы?

А) для сохранения самобытных русского народа

Б) ненужные занятия

В) воспитывает гордость за нашу страну

Г) в этом отражается многовековая история

Приложение № 9

Слышали (знаете) ли Вы о народных промыслах? (%)



Приложение №10

Есть ли в нашем доме изделия народных промыслов? (%)



Приложение №11

Где Вы приобретаете изделия народных промыслов? (%)



Приложение № 12

Назовите известные Вам народные промыслы (%)



Приложение № 13

Как Вы думаете, кто должен заниматься вопросами сохранения и развитием народных промыслов? (%)



Приложение №14

Зачем нужно изучать народные промыслы? (%)



Список используемой литературы

  • География. 8-9 класс «Народные промыслы», издательство – «Учитель» 2003 год, составитель А.Ф. Романова.

  • «Здравствуй Палех!» Верхне-Волжское книжное издательство, 1979 год, автор Павел Солонин.

  • «Народное искусство и его проблемы», издательство «Советский художник». Москва 1977 год, автор Т.Семенова.

  • Синоменко П.Ф. Полный необходимый самоучитель домашних ремесл и промыслов, 1895 год.

  • Смолицкий В.Г. и другие «Народные художественные промыслы». 1982

  • Используемая информация из интернета, википедии.

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Русские_народные_промыслы