Файл: Особенности творческого мышления детей младшего школьного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особое место в рассуждении о творческом мышлении младших школьников занимает вопрос о соотнесенности творческого развития со становлением сферы интересов [4]. Выяснено, что на операциональный компонент творческого мышления и на динамику его дальнейшего развития не влияет сфера предпочитаемых интересов – главное, чтобы у ребёнка сохранялся и поддерживался интерес к обучению, к познанию, к мыслительной деятельности как таковой. Сохранение интереса влечёт и сохранение активности в мышлении и творчестве, и этому способствует гармоничное соотношение нового и уже известного в процессе обучения.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что творческое мышление в период школьного детства развивается как в качественно содержательном, так и в процессуальном направлениях, и это развитие обусловлено, прежде всего, новой для ребёнка учебной деятельностью и вызываемыми ею изменениями в психических связях.

Можно выделить межфункциональные связи, возрастающий контроль сознания и личности, созревание более продуктивных форм мышления. Эти и другие изменения в психической реальности ребёнка служат фундаментом для образования ещё несовершенной, но достаточно полноценной и гибкой творческой деятельности, которая является, в свою очередь, двигателем дальнейшего развития перечисленных областей психики.

Однако творческое мышление находится в сильной зависимости от несовершенства психических процессов и личности младшего школьника, и перспективы её развития напрямую вытекают из особенностей дальнейшего обучения и дальнейшего развития всех психических структур. На данном же этапе важнейшими достижениями в творческом развитии являются: овладение творческим методом мышления, овладение свободной аналитико-синтетической деятельностью в русле теоретико-эмпирической системы

Итак, младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях:

1) усвоение и активное использование речи как средства мышления;

2) соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.

Способность мышления рассматривается психологической наукой как опосредованное, т.е. основанное на раскрытии связей и отношений, и обобщенное познание объективной реальности (С.Л. Рубинштейн), или как процесс сознательного отражения действительности в таких её объективных свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты (А.Н. Леонтьев).


По целому ряду психологических показателей оптимальным для начала педагогического руководства развитием творческого мышления может быть признан младший школьный возраст. Именно для младшего школьного возраста учебная деятельность становится ведущей. В её рамках ребёнок усваивает основы теоретического сознания и мышления людей. В процессе такого усвоения у младшего школьника возникают главные психологические новообразования – содержательная рефлексия, анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения, как познавательных процессов ребёнка, так и всей его личностной сферы.

До семилетнего возраста у детей, как правило, можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных им объектах событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причём эти образы в основном статичные. Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей в процессе специальных творческих заданий. согласно исследованиям К.В. Тарасовой [2], именно к семи годам у ребёнка складывается полный комплекс музыкальных способностей.

Мышление ребёнка, его психологический опыт, эмоциональная, мотивационная и другие сферы личности отличаются от психики взрослого человека. Учёт возрастных особенностей имеет принципиальное значение для практической работы педагога.

В развитии мышления младших школьников психологи выделяют две основные стадии: на первой стадии (1-2 классы) их мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном и наглядно-образном плане.

Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно, умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путём прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями, обобщения и понятия этой стадии сильно зависят от внешних характеристик предметов и фиксируют те свойства, которые лежат на поверхности, именно поэтому так важен в начальной школе принцип наглядности.

К 3-ему классу мышление переходит в качественно новую, вторую стадию, требующую от учителя демонстрации связей, существующих между отдельными элементами усваиваемых сведений. Дети овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что начинает формироваться формально-логическое мышление.



Анализ начинается как частичный и постепенно становится комплексным и системным. Синтез развивается от простого, суммирующего к более широкому и сложному. Анализ для младших школьников является более легким процессом и развивается быстрее, чем синтез, хотя оба процесса тесно связаны (чем глубже анализ, тем полнее синтез). Сравнение в младшем школьном возрасте идёт от несистема тического, ориентированного на внешние признаки, к плановому, систематическому.

При сравнении знакомых предметов дети легче замечают сходство, а при сравнении новых - различия.

Не стоит забывать и о гендерных различиях творческого мышления младших школьников, так Чернецкая исследуя гендерные особенности творческого мышления учащихся младшего школьного возраста и подростков, обнаружила, что их творческое мышление различно по параметрам: беглость, оригинальность, точность, гибкость словесного и практического творческого мышления, по образному творческому мышлению, а также по механизму вероятностного прогнозирования. Можно утверждать, что развитие творческого мышления зависит от того, как развиты другие познавательные процессы, на которых базируется его формирование. [15,с.159]

Говоря о различиях мальчиков и девочек в обеих возрастных группах, можно утверждать, что у мальчиков младшего школьного и подросткового возраста имеется некоторое превосходство по показателям образного творчества. Таким образом, в заданиях, где не требуется применение лингвистических функций, мальчики превосходят девочек, т. к. у мальчиков лучше развиты пространственные способности, следовательно, их образное творческое мышление имеет более высокий уровень развития.

Девочки двух возрастных групп в целом обнаружили превосходство по параметрам беглости, гибкости, оригинальности в тестах на вербальное творческое мышлении, что связано с более высоким уровнем развития у них вербальных функций в целом.

Степень интегрированности свойств внимания также имеет выраженные гендерные различия, которые оказывают влияние на творческое мышление.

При выполнении задания, где требуется одновременно точность и скорость, девочки ориентируются на быстроту, а мальчики – на точность работы. Причина того, что мальчики по многим параметрам оказались менее успешны, может быть в том, что мальчики данного возраста лучше разграничивают здравый смысл и эмоции и в целом более критичны. [15,с.159]


Психологические особенности творческого мышления мальчиков и девочек младшего школьного и подросткового возрастов являются необходимой основой при воспитании самостоятельно мыслящего школьника, обладающего способностью на основе ранее приобретённых знаний и представлений создавать собственное оригинальное суждение.

Выявленные гендерные особенности также могут быть полезны при составлении коррекционно-развивающих программ, направленных на оптимизацию творческого мышления учащихся, а также могут стать логичной основой индивидуализации обучения мальчиков и девочек в школе [3, с. 64 – 69].

Педагогическое руководство развитием творческого мышления может опираться на разработанную П.Я. Гальпериным концепцию поэтапного формирования умственных действий. Суть этой концепции состоит в том, что действия, операции, которые поначалу выполняются под руководством учителя в развернутых и наглядных формах, постоянно сокращаются, «свёртываются», подвергаются интериоризации.

Обобщение различных подходов в изучении мышления с точки зрения нашего исследования привело нас к выделению трёх важнейших аспектов развития творческого мышления младших школьников:

- объём (усвоение знаний);

- связь (сопоставление);

- творчество (творческие проявления).

Рассмотрим общие основы этих трёх аспектов и специфику их преломления в художественных занятиях с учениками начальных классов.

Объем творческого мышления можно рассматривать с точки зрения развитости «интонационного словаря» учащихся, развитие которого создаёт основу для формирования способности к связыванию отдельных разрозненных впечатлений в целостную картину произведения искусства и творческого проявления ребёнка.

Специфичными в творческом мышлении являются операции суждения и умозаключения. Художественное умозаключение возникает в результате сопоставления суждений о нескольких произведений одного вида искусства или же произведений различных видов искусства. Так из сопоставления отдельных эмоциональных переживаний вырастает переживание логики развертывания творческого мышления.

Организация образовательного процесса по развитию творческого мышления младших школьников должна быть ориентирована на критерии и показатели сформированности интеллектуально-творческих умений младших школьников

Мотивационный критерий: (направленность на творческий характер мыследеятельности)

* стремление к самовыражению;


* интерес к нестандартному мышлению;

* эмоциональная удовлетворённость процессом мыследеятельности;

* потребность в обмене идеями, догадками, творческими решениями;

* личностная заинтересованность в овладении интеллектуально-творческими умениями

Когнитивный критерий (представление о способах рациональной и творческой мыследеятельности)

* понимание сущности и ценности эврологического мышления;

* осознание себя субъектом интеллектуально-творческой деятельности;

* знание основных способов логического мышления;

* знание приёмов эвристического мышления;

* самооценка умений мыслить рационально и творчески Технологический (владение способами интеллектуально-творческой мыследеятельности)

* умение самостоятельно, оригинально осмысливать учебные задания (задачи);

* умение видеть и ставить творческую цель, побуждающую к её решению нестандартными способами;

* умение осуществлять поиск с опорой на эврологические способыи приёмымышления

* умение находить решения в опоре на интуитивные механизмы мыследеятельности – ассоциативность, аналоговость, вероятность