Файл: Кейс Анализ факторов макросреды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кейс «Анализ факторов макросреды»




АО «Омский речной порт» является крупным транспортным узлом, где сходятся водные, железнодорожные и автомобильные пути. На рынке транспортных услуг Общество зарекомендовало себя как надежный партнер, наработавший опыт деятельности в условиях рыночной экономики по привлечению дополнительных грузопотоков, созданию привлекательности, конкурентоспособности и повышению качества обслуживания клиентов.

За последние годы значительно вырос объем перевозчиков на внутреннем водном транспорте, что в свою очередь привело к увеличению конкуренции в сфере перевозок внутренним водным транспортом и переработке грузов.

Приоритетными направлениями деятельности общества являются:

  • перевозка грузов и пассажиров собственным флотом;

  • погрузо-разгрузочные работы;

  • добыча песка и доставка его потребителям;

  • производство ремонтных и строительных работ, в том числе строительство жилых домов.

Основные перевозки осуществляются в районы Омской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. К основным потребителям услуг относятся дорожно-строительные и жилищно- строительные предприятия. Доля АО «Омский речной порт» на рынке транспортных услуг составляет около 20%. В планах Общества изыскание дополнительных направлений деятельности Общества, изыскания новых грузопотоков. В настоящее время АО «Омский речной порт» функционирует в транспортном бизнесе, обеспечивает перевозку заявленных грузов, перерабатывает на причалах в год более 1 000 тысяч тонн различных грузов.

Омская область граничит с Казахстаном на юге, с Тюменской областью на западе и севере, Новосибирской и Томской областями на востоке. Входит в состав Сибирского федерального округа.

АО «Омский речной порт» является крупнейшим в области поставщиком речного песка и других видов НСМ.

Продолжительность ледяного покрова у Омска – 163 дня.

АО «Омский речной порт» имеет в своем составе 4 структурных подразделения: Правобережный речной комплекс (ПРК), Левобережный речной комплекс (ЛРК), Речной комплекс (РК), Пассажирский комплекс (ПК). Общая длина причального фронта составляет 1495 м, из них с вертикальной причальной стенкой 935 м. Грузовые районы обслуживаются портальными кранами грузоподъемностью от 5 до 32 тонн и плавучими кранами грузоподъемностью 5-16 тонн. На причалах порта одновременно

может обрабатываться 37 единиц транспортного флота.

Порт осуществляет пригородные, туристские и экскурсионные пассажирские перевозки, в т.ч. скоростными судами типа «Заря», «Полесье».


На балансе порта числятся 5 месторождений песка, расположенных на реке Иртыш: Покровское, Верхнеачаирское, Ачаирское, Усть-Заостровское, Среднекрасноярское.

Рабочее ядро перегрузочной техники представлено портальными кранами грузоподъемностью 10 и 16 тонн. Всего на балансе числится 31 кран. Средний возраст кранов 44,5 года, при нормативном сроке эксплуатации 25 лет. Следовательно, приближается время замены перегрузочных машин или восстановительного ремонта.

Для внешних транспортных связей в порту имеются подъездные железнодорожные и автомобильные пути.

Железнодорожные пути соединяют порт с магистральными железными дорогами.

Общая протяженность внутрипортовых железнодорожных путей составляет 2100 м.

Автомобильные дороги служат для связи порта с автомобильными дорогами общего пользования. Общая протяженность подъездных автодорог составляет 1,2 км, ширина – 6 м. Дороги имеют асфальтовое покрытие.

Производственная работа порта характеризуется двумя основными показателями: грузооборот и грузопереработка, которые определяют характер и объемы эксплуатационной деятельности порта.

Грузооборот порта неравномерен в течение навигации. Основными перевозимыми и перерабатываемыми грузами являются строительные грузы, из них главная составляющая это песок. Объемы добычи и реализации песка из года в год возрастают. Весь грузооборот порта сформирован из грузооборота по отправлению.

Полностью прекратились контейнерные перевозки, перевозки угля. Среднее расстояние перевозки
транзитных грузов увеличилось на 20% и составило 1202 км за счет увеличения количества рейсов в Тобольск, Салехард. Грузооборот в текущем году составил 135,3 млн. тонно-километров, больше чем за навигацию прошлого года на 54% за счет увеличения транспортной продукции - объема перевозок грузов, в т.ч. местного песка на 78%, транзитных грузов на 22%.

Для обеспечения занятости работников Общества в межнавигационный период в навигацию был приобретен лес. Теплоходы обратной загрузкой доставили его в Порт для распиловки на дрова и реализации населению в зимний период, а также для обеспечения производственных участков порта пиломатериалом.

Для загрузки производственных мощностей, повышения доходов, стабильной работы нашего предприятия Порт осваивает новые виды деятельности, такие как гостиничный бизнес, работу автостоянок.

Произведена реконструкция административного здания на Левобережном и Правобережном комплексе под гостиницу.

Строительство, ввод в работу гостиниц приносит стабильный доход акционерному Обществу, создает дополнительные рабочие места жителям Омска.

Вопросы и задания



1. Проанализируйте потенциальные возможности для судоходных компаний на российском рынке.

Производственный потенциал судоходной компании характеризируется ее производственными мощностями (флот), трудовыми, финансовыми и другими информационными ресурсами.

АО «Омский речной порт» имеет в своем составе 4 структурных подразделения: Правобережный речной комплекс (ПРК), Левобережный речной комплекс (ЛРК), Речной комплекс (РК), Пассажирский комплекс (ПК). На балансе порта числятся 5 месторождений песка, расположенных на реке Иртыш: Покровское, Верхнеачаирское, Ачаирское, Усть-Заостровское, Среднекрасноярское. Рабочее ядро перегрузочной техники представлено портальными кранами грузоподъемностью 10 и 16 тонн. Всего на балансе числится 31 кран. Все это говорит о хорошем производственном потенциале компании.


Рыночный потенциал характеризируется долей на рынке, рентабельностью, объемом перевозок и пр. АО «Омский речной порт» является крупным транспортным узлом, где сходятся водные, железнодорожные и автомобильные пути, его доля на рынке транспортных услуг составляет 20%, что говорит о том, что эта компания является одной из крупнейших на российском рынке. Также компания осваивает новый бизнес (гостиничный), работники заняты круглый года даже в межнавигационный период (компания приобрела лес).

2. Проанализируйте факторы макросреды компании.

К элементам внешней макросреды компании относится политико- правовые, экономические, социокультурные, демографические, природные, научно-технические факторы, которые прямо или косвенно влияют на работу компании, и не подлежат контролю и влиянию со стороны руководства компании. Проводя постоянный мониторинг внешних факторов маркетинговой системы с помощью факторов внутренней маркетинговой среды, руководство судоходной компании имеет возможность своевременно и гибко реагировать на их изменения и корректировать текущие оперативные управленческие решения с целью достижения поставленных целей в перспективе.

3. Рассмотрите факторы микросреды компании.

К факторам внешней микросреды компании относятся поставщики, конкуренты, потребители, они являются факторами, на которые руководство компании может повлиять. АО «Омский речной порт» - крупная компания, с 20% долей на рынке и огромным опытом работы. Можно сделать вывод о том, что с данными факторами у компании дела обстоят хорошо.

4. Как бы вы охарактеризовали внутренний потенциал компании?

5. Рассмотрите применительно к данной ситуации методы стратегического анализа при оценке потенциала организации: анализ сильных и слабых сторон организации, анализ угроз и возможностей внешней среды, PEST-анализ, модель пяти сил М.Портера, изучение потребителей, изучение
конкурентов, Матрица McKinsey.

SWOT-анализ. Сильные стороны – большой опыт работы, большая доля на рынке (20%), переработка на причалах в год более 1 000 тысяч тонн различных грузов, на балансе есть свои причалы, организация труда даже в межнавигационный период (для обеспечения занятости работников Общества в межнавигационный период в навигацию был приобретен лес), надежный партнер по привлечению дополнительных грузопотоков в условиях рыночной экономики, созданию привлекательности, конкурентоспособности и повышению качества обслуживания клиентов. Слабые стороны – отсутствие контейнерных перевозок и перевозок угля, оборудование подлежит замене (средний возраст кранов 44,5 года, при нормативном сроке эксплуатации 25 лет). Возможности – обновление оборудования, отсутствие сильных конкурентов, выгодное расположение, уникальные предложения на рынке. Угрозы - нестабильная политическая ситуация в стране, эпидемиологическая ситуация, подорожание цен на топливо и запчасти, демпинг конкурентов.

PEST-анализ. Социальные факторы - высокая мобильность населения, старение нации, миграция. Технологические - строительство и реконструкция автомагистралей и путей сообщения, развитие других направлений компании (гостиничный бизнес), внедрение компьютеров в управленческие процессы транспортных перевозок, хорошая автоматизация логистических операций. Экономические – низкие темпы роста экономики страны, отраслевая структура экономики страны (ВВП), экономика приграничных государств России, хорошая инвестиционная привлекательность различных видов транспорта, средняя платежеспособность населения, хороший уровень развития внешней торговли. Политические - заключение договоров с политическими партнерами по грузовым перевозкам, международный товарообмен, международные транспортные коридорах, военные действия в государствах – партнерах, пандемия коронавируса в мире, законодательство и нормативно- правовое регулирование, постоянные изменения в нем.

Модель пяти сил М.Портера.

Сила/оценка

Оценка наличия

Оценка негативного влияния

Возможности парирования

Итоговый рейтинг

Влияние конкурентов

2

7

5

4

Угроза появления услуг-заменителей

5

9

5

9

Угроза появления новых компаний

4

8

6

6

Власть поставщиков

5

7

3

9

Власть клиентов

4

5

8

1