Файл: Программа среднего профессионального образования Специальное дошкольное образование Дисциплина Психология Практическое задание 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
Специальное дошкольное образование
Дисциплина: Психология
Практическое задание № 3
Выполнил:
Слушатель: Мартынюк Анна Юрьевна
Преподаватель: Мороз Татьяна Сергеевна
Тула 2023
Вариант Б
Задание 1. Проблема объективного критерия возникновения психики. Раздражимость и чувствительность.
Казалось бы, проще всего узнать о наличии психики, обратившись с вопросом к ее носителю. Однако, как мы увидим далее, данные самонаблюдения могут помочь нам обнаружить те или иные психические явления только в том случае, когда мы говорим о высших формах психики – сознании и самосознании. Если же мы хотим знать о психике в целом, то, по словам Гегеля: «У животных есть душа, но душа эта не открывает им самое себя». То есть, во-первых, мы не можем спросить у животного, какое психическое состояние оно испытывает. Во-вторых, несмотря на то, что психика животных успешно выполняет функцию их ориентировки в мире, она «выглядит» настолько отличной от нашей, что даже если бы животные вдруг «заговорили», мы бы не смогли понять, что и как они переживают. На дочеловеческой стадии развития психики нет оснований говорить о «внутренней картине мира», которую мы привычно представляем себе, рассуждая о психике и душе. В связи с этим встает проблема поиска объективного, внешнего критерия наличия психики как таковой, а не только психики человека.
По А.Н.Леонтьеву, граница между миром психического и миром непсихического проходит между двумя типами реагирования организма - раздражимостью и чувствительностью. Раздражимость – это способность организма реагировать на биологически значимые воздействия. Раздражимость представляет собой фундаментальное свойство живой материи, так как вписывает живые существа в контекст необходимых для их выживания стимулов (если бы животные не поглощали пищу и не предпринимали попыток покинуть непосредственно угрожающую их жизни среду, они бы просто вымерли). Например, подсолнух двигается вслед за солнцем, поглощая, таким образом, максимальное количество солнечной энергии, необходимой для успешного протекания процесса фотосинтеза (такие движения называют тропизмами). Однако, по Леонтьеву, подсолнух не обладает психикой, так как он может реагировать исключительно на раздражители (в данном случае, свет), которые удовлетворяют его биологическую потребность в энергии света. Класс раздражителей, которые напрямую удовлетворяют биологическую потребность, называют «биотическими». Однако подсолнух не может научиться реагировать на другой класс раздражителей, которые сами по себе не удовлетворяют потребности, но сигнализируют о биологически значимых объектах. Даже если вы тысячи раз будете сочетать освещение цветка с определенным звуком, вам не удастся «научить» его заранее поворачиваться в сторону звука, за которым последует освещение.
В качестве объективного критерия возникновения психики А.Н.Леонтьев выдвинул способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия. Эта способность открывает организму дорогу к приобретению тех способов действия, которые не были запрограммированы генетически, т.е. к прижизненному научению. Эта способность, в отличие от раздражимости была названа чувствительностью. Таким образом, можно сказать, что психика возникает тогда, когда появляется минимальная возможность научения.
Реакция на нейтральные воздействия формируется в связи с тем, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми воздействиями, и являются их сигналами. Здесь важна именно характеристика устойчивости связи между биотическими и абиотическими раздражителями. Каждый объект реальности обладает целым «веером» свойств, часть из которых полезна (или вредна) для организма, а часть – нейтральна. Обладающий чувствительностью организм получает преимущество в ориентировке в окружающей среде. Он может реагировать на биотический стимул не только, когда «он уже здесь», но и предсказывать его появление. Так сигналом пищи может быть шорох, форма, цвет и размер объекта и т.д. Сигналом повышения температуры – свет, сигналом опасности – запах. Другими словами, обретение психики, понятой как чувствительность, дает возможность действовать, опираясь не на одно, а на множество параметром мира, что, конечно, существенно обогащает функционирование организма. Только с появлением чувствительности оформляется поведение в собственном смысле этого слова. Поведение, таким образом, так же связывается с простейшей формой научения.
Гипотеза А.Н.Леонтьева о чувствительности как объективном критерии наличия психики позволяет снять методологическую проблему, описанную нами в начале этого параграфа. Объективный критерий психики дает ключ в локализации момента появления психики на линии эволюции.
Однако психика даже в своих самых ранних формах должна характеризоваться не только объективно, но и иметь субъективную представленность. По А.Н.Леонтьеву, субъективным критерием психики является ощущение. В отличие от А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн считал первичной субъективной формой психического эмоцию. Развивая свою теорию, А.Н.Леонтьев снял данное противоречие, предположив, что на начальных ступенях эволюции психики ощущение и эмоция составляют единое неделимое целое. «Первоначальные формы чувствительности, в отличие от того, что мы имеем в виду под ощущениями в обыденной жизни, не отделены от «чувствований» и «аффектов»… Там нет расчленения на состояния, вызываемые объектом, которые мы называем «чувствованиями» и «воспринимаемыми» свойствами этого объекта. В первоначальной форме чувствительность в смысле «ощущения» и чувствительность в смысле «чувствования» слиты друг с другом. В широком смысле «чувственное»
означает эмоционально-сенсорное, эмоционально окрашенное сенсорное отражение», - суммирует результат компромисса с точкой зрения С.Л.Рубинштейна А.Н.Леонтьев .
Задание 2. Расскажите о возникновении и развитии сознания как главного события антропогенеза.
Психика человека предполагает сосуществование различных уровней психического отражения, из которых наиболее высоким является уровень сознания. По мнению А.Н. Леонтьева, сознание не возникает одномоментно, а формируется постепенно по мере усложнения общественных отношений. Сознание – это такое отражение действительности, в котором выделяются ее объективные, независимые от субъективного состояния свойства и формируется устойчивая картина мира. Перефразируя Гегеля можно сказать, что в сознании, наконец, душа открывает мир и саму себя. В этом смысле говорят о биологической беспристрастности сознания, так как оно отражает мир не в связи с тем или иным потребностным состоянием субъекта, а как бы «сам по себе».
По Леонтьеву, главной предпосылкой сознания является совместный труд, включающий в себя разделение трудовых функций. Получается, что одни члены группы осуществляют активность, которая ведет к непосредственному биологическому результату, например, добывают животное для питания. Другие же совершают, на первый взгляд, биологически бессмысленные действия, например, изготавливают орудия охоты. Сами по себе орудия охоты – копья, луки и т.д. не способны удовлетворить никакой биологической потребности, но выступают условием ее удовлетворения.
Чтобы пояснить эту гипотезу перенесемся в первобытные времена. Представьте себе, что голодные женщины и старики, которые обычно и занимались изготовлением орудий, увидев, что их соплеменники собираются на охоту, бросятся за ними следом. Даже если у мужчин уже есть оружие для добычи зверя (например, они захватили его при набеге на соседнее племя), скоро им понадобится новое. А его-то лишенные сознательного отражения (идеального предвосхищения результата своих действий) люди и не смогут изготовить. То есть часть членов племени должны остаться дома и продолжать заниматься своим делом, ожидая, что охотники поделятся с ними добычей в награду за поддержание огня и новую партию вооружения. Охотники, в свою очередь, должны помнить о тех, кто остался дома, и принести им трофеи, а не съесть все на месте. И тем, и другим необходимо сознание, иначе они просто одичают и вернутся к животной форме существования. Конечно, нам очень трудно представить, что за картина мира была у первобытного человека, но можно предположить, что в нее были включены образы жилища, охотничьих пространств, членов племени и т.д.
Если обратиться к структуре деятельности, появляющейся на данном этапе, то мы видим, что начинают обособляться виды активности, в которых предмет (изготовление копья) и мотив (утоление голода) не совпадают между собой. Такой структурный компонент деятельности Леонтьев называет «действием».
Действие направляется не напрямую на мотив, побудившей его деятельности, а на последующую цель. Причем, как мы уже сказали, в человеческом обществе происходит разделение обязанностей (особенно это важно для трудовой деятельности). Деятельность становится социально «разделенной», а это требует отражения не только своих целей в их отношении к мотивам (что доступно уже для высших приматов, находящихся на интеллектуальной стадии), но и представления о целях действий и мотивах других людей – участников совместной деятельности. С возникновением целенаправленного действия, таким образом, складывается объективная необходимость и возможность сознания.
Другим важнейшим фактором, участвующим в формировании сознания, является язык. Причем язык этот коренным образом отличается от коммуникативных сигналов животных. Человеческий язык – истинный носитель сознания. Сам термин сознание включает в себя две составляющих: со – знание, то есть совместное, общественное, универсальное для всех знание. Слово языка несет в себе не просто предметное значение, но обобщенное предметное значение. Произнося слово, люди должны быть уверены, что имеют в виду одно и то же, что понимают друг друга. Таким образом, «Сознание обязано своим возникновением происходящему в труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируются от живой целостности человеческой деятельности и идеализируются в форме языковых значений», - пишет Леонтьев.
Конечно, зачаточное сознание первобытного человека несопоставимо с сознанием человека современного. Развиваясь и совершенствуясь сознание достигает формы самосознания, в котором происходит осознание человеком самого себя, своих качеств и свойств, потребностей, целей и ценностей
. Задание 3. Дайте определение следующих понятий: Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл.
Даже поверхностный анализ сознания открывает очень сложное его строение. Прежде всего самоочевидно
, что картина мира, в которой человек может дать себе отчет, которая является ему, включает в качестве своего неизбежного момента чувственные впечатления, чувственные образы, я предпочитаю говорить — чувственную ткань.
Эта ткань и образует чувственный состав конкретных образов реальности — актуально воспринимаемых или всплываемых в памяти, относимых к будущему или даже только воображаемых.
Сразу же отметим, что чувственная ткань — необходимый, но не решающий «момент» (или образующая) сознания. Это видно из того, что чувственная ткань может серьезно меняться, не затрагивая, однако, главного — картины мира. Так, сознание человека с нормальным восприятием цвета вряд ли имеет какие-либо существенные отличия от сознания человека с полным выпадением цветного зрения, то есть человека, видящего мир как черно-белую фотографию. Можно вообще лишить человека зрения, и тогда чувственная ткань сознания будет соткана из осязательных, слуховых и различных других видов ощущений. Однако, несмотря на резкое отличие восприятия слепого человека по своему чувственному составу от восприятия человека с нормальным зрением, сознание слепого равноправно, равноценно сознанию зрячего. Даже в немногочисленных случаях слепоглухоты сознание при определенных условиях может достигать высоких степеней развития, несмотря на крайне скудную чувственную ткань. Достаточно лишь напомнить о знаменитой слепоглухонемой О.Скороходовой, кандидате наук, авторе двух или трех книг. Примеры показывают, что при резких изменениях чувственной ткани сознание человека не претерпевает, в основном, каких-либо существенных изменений. В этой обедненной чувственной ткани имеются вибрационные, обонятельные, кинестетические ощущения. При этом важно понять, что если «обрезать», «снять» эти чувственные компоненты, то сознание вообще невозможно, так как чувственный состав сознания выполняет одну кажущуюся тривиальной, но чрезвычайно важную функцию отображения реальной картины мира, которую ничем нельзя заменить.
Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности. Эта функция чувственной ткани, функция непосредственной связи сознания с реальностью тотчас обнаруживает себя, как только возникает нарушение или извращение рецепции внешних воздействий.