ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СВАРА ЙОГЕ
Под термином свараподразумевается нечто гораздо более важное, чем воздух, который струится сквозь ноздри. Кроме воздуха сущствует еще пранический поток, как очень тонкий и жизненный аспект дыхания. По существу вплоть до настоящего времени найдется немного людей, которые бы понастоящему осознавали, что такое свара. Изучению дыхания вообще уделяется чрезвычайно мало внимания, хотя дыхание - важнейшая функция тела.
Дыхание продолжается день и ночь, двадцать четыре часа в сутки - осознаем мы это или нет. Дыхание - самое ценное сокровище человека, потому что без него он не проживет и нескольких минут. Говорят, что человек рождается один и умирает один, но это не совсем так - он рождается вместе со своим дыханием и умирает, унося с собой свою тонкую прану, которая является сущностью его дыхания. Дыхание - спутник и друг человека. Поэтому Упанишад
ы называют свару атмасваруп или брахмасваруп, а это означает, что человек является частью Брахмы или универсального сознания. Кто постиг сущность дыхания, тот постиг сущность души (атмы).
Вот почему дыхание - это не просто обыкновенный физический процесс, но определенная информация и закодированное послание. Для духовного ученика дыхание служит средством достижения высшей цели. Обычное дыхание представляет мехническую функцию физического тела, но свара йога рассматривает дыхание как процесс, которым можно манипулировать и управлять.
Попеременное дыхание
Если вы понаблюдаете за своим дыханием, то заметите, что иногда дышите более свободно одной ноздрей, а иногда - другой, хотя кажется, что дышите обеими ноздрями. Какое-то время активно работает правый носовой канал, а затем что-то блокирует его, он закрывается и постепенно открывается левый носовой канал. Что это означает? С физиологической точки зрения происходят определенные стимулирующи
е воздействия на нервную систему. Но свара йога утверждает, что наблюдается определенное воздействие и на работу мозга, который требует особого и систематического регулирования.
Свара йога объясняет, каким образом регулярно меняются потоки свары, и здесь всё научно объяснимо. Каждый час-полтора активность одного канала сменяется активностью другого, и этот ритм регулирует все психологические и физиологические процессы организма. Если ритм свары нарушен, это означает, что какие-то органы или системы организма функционируют не должным образом.
Трисвары
Факт, что мы дышим попеременно то одной ноздрей, то другой является очень значительным в свара йоге, потому что указывает на проявление различных потоков свары. Одна свара течет сквозь левую ноздрю, другая - сквозь правую, а третья - через обе ноздри вместе. Разные свары влияют на нас не одинаково, стимулируя различные энергетические центр
ы и узлы нервной системы.
И нет ничего случайного в том, что свара в одно время избирает правую ноздрю, а в другое - левую. Ритм попеременного дыхания левой и правой ноздрей органично связан как с биоритмами тела, так и с левым и правым полушариями мозга.
В человеческом теле три свары соответствуют трем главным системам, которые можно назвать триединством: ум - одна система, жизненная сила - другая, а дух и душа - третья. Свара йога называет ум читтой, силу жизни - праной, а дух - атмой. Читта управляет пятью органами восприятия (глазами, носом, языком, ушами и кожей), прана - пятью органами действия (речью, руками, ногами, органами размножения и выделения), а атма является абсолютным свидетелем и контролером всех процессов.
Когда поток свары свободно проходит сквозь левую ноздрю, это указывает на активность умственной силы чипы, которая является преобладающей по сравнению с силой праны. Когда же активизируется правая ноздря -
положение диаметрально изменяется: силы праны возрастают, а силы ума истощаются. Но когда обе ноздри активны, это указывает на преобладающую силу духовной энергии, силу атмы.
Движениясвары
Свара йога дает нам возможность понять природу дыхания и его влияния на тело, потому что различные потоки свары управляют различными действиями (ментальными, физическими и духовными). Когда вы практикуете медитацию, молитесь или созерцаете Истину - это духовное действие; когда вы идете, разговариваете, совершаете естественные отправления, едите, перевариваете пищу - это физическое действие; но когда вы взволнованны или вас одолевают мысли, когда вы заучиваете наизусть поэму, песню или чтолибо планируете - это умственное действие. Даже если вы испытываете сочувствие или жалость к комуто или вы рассержены на кого-то - это также умственное действие.
Итак, все наши действия можно систематизировать по трем основным категориям, и каждое из этих действий контролируется соответствующим потоком свары. Лева
Под термином свараподразумевается нечто гораздо более важное, чем воздух, который струится сквозь ноздри. Кроме воздуха сущствует еще пранический поток, как очень тонкий и жизненный аспект дыхания. По существу вплоть до настоящего времени найдется немного людей, которые бы понастоящему осознавали, что такое свара. Изучению дыхания вообще уделяется чрезвычайно мало внимания, хотя дыхание - важнейшая функция тела.
Дыхание продолжается день и ночь, двадцать четыре часа в сутки - осознаем мы это или нет. Дыхание - самое ценное сокровище человека, потому что без него он не проживет и нескольких минут. Говорят, что человек рождается один и умирает один, но это не совсем так - он рождается вместе со своим дыханием и умирает, унося с собой свою тонкую прану, которая является сущностью его дыхания. Дыхание - спутник и друг человека. Поэтому Упанишад
ы называют свару атмасваруп или брахмасваруп, а это означает, что человек является частью Брахмы или универсального сознания. Кто постиг сущность дыхания, тот постиг сущность души (атмы).
Вот почему дыхание - это не просто обыкновенный физический процесс, но определенная информация и закодированное послание. Для духовного ученика дыхание служит средством достижения высшей цели. Обычное дыхание представляет мехническую функцию физического тела, но свара йога рассматривает дыхание как процесс, которым можно манипулировать и управлять.
Попеременное дыхание
Если вы понаблюдаете за своим дыханием, то заметите, что иногда дышите более свободно одной ноздрей, а иногда - другой, хотя кажется, что дышите обеими ноздрями. Какое-то время активно работает правый носовой канал, а затем что-то блокирует его, он закрывается и постепенно открывается левый носовой канал. Что это означает? С физиологической точки зрения происходят определенные стимулирующи
е воздействия на нервную систему. Но свара йога утверждает, что наблюдается определенное воздействие и на работу мозга, который требует особого и систематического регулирования.
Свара йога объясняет, каким образом регулярно меняются потоки свары, и здесь всё научно объяснимо. Каждый час-полтора активность одного канала сменяется активностью другого, и этот ритм регулирует все психологические и физиологические процессы организма. Если ритм свары нарушен, это означает, что какие-то органы или системы организма функционируют не должным образом.
Трисвары
Факт, что мы дышим попеременно то одной ноздрей, то другой является очень значительным в свара йоге, потому что указывает на проявление различных потоков свары. Одна свара течет сквозь левую ноздрю, другая - сквозь правую, а третья - через обе ноздри вместе. Разные свары влияют на нас не одинаково, стимулируя различные энергетические центр
ы и узлы нервной системы.
И нет ничего случайного в том, что свара в одно время избирает правую ноздрю, а в другое - левую. Ритм попеременного дыхания левой и правой ноздрей органично связан как с биоритмами тела, так и с левым и правым полушариями мозга.
В человеческом теле три свары соответствуют трем главным системам, которые можно назвать триединством: ум - одна система, жизненная сила - другая, а дух и душа - третья. Свара йога называет ум читтой, силу жизни - праной, а дух - атмой. Читта управляет пятью органами восприятия (глазами, носом, языком, ушами и кожей), прана - пятью органами действия (речью, руками, ногами, органами размножения и выделения), а атма является абсолютным свидетелем и контролером всех процессов.
Когда поток свары свободно проходит сквозь левую ноздрю, это указывает на активность умственной силы чипы, которая является преобладающей по сравнению с силой праны. Когда же активизируется правая ноздря -
положение диаметрально изменяется: силы праны возрастают, а силы ума истощаются. Но когда обе ноздри активны, это указывает на преобладающую силу духовной энергии, силу атмы.
Движениясвары
Свара йога дает нам возможность понять природу дыхания и его влияния на тело, потому что различные потоки свары управляют различными действиями (ментальными, физическими и духовными). Когда вы практикуете медитацию, молитесь или созерцаете Истину - это духовное действие; когда вы идете, разговариваете, совершаете естественные отправления, едите, перевариваете пищу - это физическое действие; но когда вы взволнованны или вас одолевают мысли, когда вы заучиваете наизусть поэму, песню или чтолибо планируете - это умственное действие. Даже если вы испытываете сочувствие или жалость к комуто или вы рассержены на кого-то - это также умственное действие.
Итак, все наши действия можно систематизировать по трем основным категориям, и каждое из этих действий контролируется соответствующим потоком свары. Лева