Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;
- кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг;
- выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.
Структура денежного оборота как элемента денежной системы может рассматриваться, прежде всего, как соотношение наличного денежного обращения и безналичного денежного оборота. Государство в законодательном порядке определяет порядок наличного и безналичного денежного оборота.
Принятые весной текущего года монетарными властями меры по поддержанию финансовой стабильности позволили избежать паники на финансовом рынке и поддержать финансовую стабильность. Помимо этого, реализуемая в России макроэкономическая политика, опирающаяся на инфляционное таргетирование и бюджетное правило, позволила не только избежать повышения ставки в пиковый кризисный момент в конце марта 2020 г., но и перейти к смягчению монетарной политики.
Так, 19 июня 2020 г. по итогам заседания совета директоров Банка России было принято решение о снижении ключевой ставки на 1 п.п. до 4,5% годовых, что соответствует историческому минимуму. Столь значительное смягчение денежно-кредитной политики обусловлено комплексом факторов, включая более быстрое, чем ожидалось регулятором, замедление инфляции и нарастание рисков отклонения инфляции вниз от цели в 2021 г., снижение инфляционных ожиданий, сокращение рисков для финансовой стабильности.
После краткосрочного всплеска инфляции в марте-апреле 2020 г., вызванного ажиотажным спросом на товары первой необходимости, а также значительным ослаблением валютного курса, в мае-июне 2020 г. инфляция замедлилась. Так, если в марте-апреле 2020 г. ежемесячный темп прироста потребительских цен составил 0,6 и 0,8% соответственно, то уже в мае-июне 2020 г. в условиях слабого потребительского спроса, а также по мере прохождения пика эффекта переноса валютного курса в цены динамика потребительских цен замедлилась до 0,3 и 0,2% соответственно.
Цены на потребительские товары в марте и апреле 2020 г. выросли на 1,0 и 1,7% соответственно (в марте и апреле 2019 г. – 0,5 и 0,4% соответственно), а в мае и июне темпы их прироста снизились до 0,2% (0,4% в мае 2019 г. и -0,5% в июне 2019 г.). Темпы прироста цен на непродовольственные товары, достигнув локального пика в марте 2020 г. (0,5% против 0,3% в марте 2019 г.), затем замедлялись и в июне составили 0,3% (0,2% в июне 2019 г.8). Темп прироста цен на услуги, спрос на которые в условиях карантинных ограничений резко снизился, в марте-апреле составил 0,1%, а после сезонного майского ускорения до 0,5% в связи с подорожанием услуг пассажирского транспорта в июне 2020 г. вернулся к 0,1% (0,6% в июне 2019 г.).
В результате по итогам июня инфляция в годовом выражении составила 3,2% (4,7% в июне 2019 г.), что оказалось ниже прогнозов самого регулятора и привело к увеличению рисков отклонения инфляции вниз от цели в 2020–2021 гг. Базовая инфляция (без учета административных и сезонных факторов) в годовом выражении (за последние 12 месяцев), несколько увеличившись по сравнению с мартом 2020 г. (2,6%), в апреле-июне 2020 г. сохранялась на уровне 2,9%. Стабильно низкий уровень базовой инфляции также свидетельствует о низком уровне риска для ценовой стабильности в российской экономике.
Одним из ключевых факторов замедления инфляции оказалось снижение потребительского спроса, связанное с падением реальных доходов населения в период действия карантинных мер. Так, снижение реальной заработной платы по отношению к аналогичному периоду предыдущего года в апреле составило -2% (+3,1% в апреле 2019 г. к апрелю 2018 г.), темп прироста данного показателя по отношению к марту 2020 г. достиг -4,3% (+3,2% в апреле 2019 г. к марту 2019 г.). В условиях низкой инфляции это было обусловлено преимущественно падением номинальной заработной платы: в апреле 2020 г. она выросла по отношению к апрелю 2019 г. лишь на 1% (8,4% в апреле 2019 г. к апрелю 2018 г.), тогда как ее снижение в апреле по отношению к марту 2020 г. достигло 3,5% (+3,5% в апреле 2019 г. к марту 2019 г.). Значительным падением характеризуются темпы роста розничного товарооборота, которые в годовом выражении в апреле составили -23,2%, а в мае -19,2% (2 и 1,9% в апреле и мае 2019 г. соответственно).
Укрепление рубля к доллару на 4% в мае 2020 г. и на 1,1% в июне 2020 г. до 70 руб. за доллар также стало фактором замедления роста потребительских цен. Наблюдаемое укрепление курса рубля связано со стабилизацией ситуации на рынке нефти в связи с заключением в мае новой сделки ОПЕК+, а также с операциями Минфина России по продаже иностранной валюты в рамках бюджетного правила, дополненными продажами ЦБ РФ иностранной валюты в рамках реализации сделки по продаже правительству контрольного пакета акций Сбербанка России.
Снижение ключевой ставки процента до исторического минимума в условиях спада экономической активности и внутреннего спроса позволит поддержать экономику. Перспективы дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики зависят от динамики инфляции и инфляционных ожиданий. В случае ее длительного сохранения на низком уровне уменьшение ключевой ставки может быть продолжено.
Денежная политика в экономической литературе чаще всего определяется, как политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», денежная политика определяется, как составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства. Реализация мер денежной системы преследует цели, к которым большинство авторов относят низкий уровень инфляции и безработицы, стабильный экономический рост.
Обеспечение экономического роста при низкой инфляции, безусловно, является высшей целью денежной системы. Текущая же денежно-кредитная политика направлена на более доступные цели, которые подразделяются на тактические (достижимые путем каждодневных операций на отрытом рынке) и промежуточных (регулирующие значение ключевых переменных). В совокупности высшие задачи, промежуточные и тактические цели образуют иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения выполнения более важной задачи. Конечные цели реализуются денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной и внешнеэкономической.
Денежно–кредитная политика базируется на принципах монетаризма и имеет ряд преимуществ перед фискальной политикой. Прежде всего она обладает быстротой и гибкостью, а поскольку проводится Центральным банком, а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована от политического лоббизма.
Осуществляя денежную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.
С помощью денежного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны9.
Основным регулятором и реализатором денежной системы в государстве является Центральный Банк, на который возложены функции повышения эффективности развития страны при помощи применения определенных инструментов, сила и список которых определяется в каждой стране отдельно в зависимости от ее экономического развития, которое достигнуто к настоящему моменту, и тех целей, которых она придерживается. Основными направлениями воздействия являются:
- курс национальной валюты;
- эмиссия денежной массы;
- снижение курса инфляции;
- повышение ликвидности денежных средств.
При выборе направления воздействия ЦБ, прежде всего, ориентируется на те цели, которые поставлены перед государством в настоящий момент. К конечным или глобальным целям можно отнести такие, как:
- улучшение платежного баланса страны;
- увеличение занятости населения;
- повышение общего благосостояния страны;
- снижение инфляции и выравнивание макроэкономических показателей на те ориентиры, которые существуют у любого государства.
Данные цели, как правило, являются стабильными для любой страны с развитой экономикой. По мненеию П. Д. Баренбойма, В. И. Лафитского, С. А. Голубева, каждое государство стремиться к их достижению и постепенной реализации.
Но для их реализации необходимо решение более маленьких задач, т.е. некоторых промежуточных целей, к числу которых можно отнести:
- процентная ставка по кредитам, депозитам и другим услугам банковского и фондового сектора;
- объем денежной массы в стране;
- корректировка валютного курса и др.10
Для достижения данных ориентиров Банк использует определенные инструменты, к числу которых можно отнести формирование резервного фонда, снижение или увеличение учетной ставки процента, некоторые операции на рынке ценных бумаг и др.
Данная деятельность Центрального Банка относительно разделения целей на долгосрочные и краткосрочные объясняется несколькими причинами:
- глобальные цели трудно достижимы. Достаточно сложно отследить как именно изменились макроэкономические показатели от применения того или иного малого инструмента. Это проявляется только спустя определенное время;
- трудно оценить эффективность проводимых мероприятий, если ориентироваться только на конечные цели;
- конкретные мероприятия на краткосрочную перспективу предназначены для ориентировки участников всего рынка на определенные действия, которые стимулируются со стороны Центрального Банка путем применения определенных механизмов.
Таким образом, монетарная политика государства и Центрального Банк в частности достаточно отлаженный механизм, который при правильной направленности способен привести любое государства к новому этапу его развития.
В современных условиях сохраняющейся нестабильности на внешних рынках, а в некоторых случаях – принятия непопулярных мер, касающихся напрямую интересов России (ситуация, например, с банковской системой Кипра), новые ориентиры денежной системы должны быть направлены на повышение доверия к российскому банковскому сектору и сохранение сложившихся условий конкуренции.
Итак, совершенствование и развитие инструментов денежной системы позволят создать фундамент для обеспечения доверия экономических агентов к Банку России, отечественному банковскому сектору и проводимой денежной политике.
Главной целью единой государственной денежной системы является обеспечение ценовой стабильности, что подразумевает достижение и поддержание устойчивой низкой инфляции. Ценовая стабильность необходима для повышения и сохранения на высоком уровне благосостояния российских граждан, что является конечной целью государственной экономической политики.
Учитывая значительную долю компонентов индекса потребительских цен, отличающихся высокой волатильностью, Банк России определил также диапазон отклонений инфляции от целевого уровня в размере ±1,5 процентного пункта. Диапазон носит информационный характер и отражает наиболее вероятный масштаб колебаний инфляции в результате действия непредвиденных факторов.
Цель по инфляции определена для индекса потребительских цен (ИПЦ), измеренного по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. Данный показатель характеризует изменение стоимости набора товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством, и позволяет оценить масштаб воздействия роста цен на благосостояние населения. ИПЦ является наиболее понятным и широко используемым субъектами экономики индикатором инфляции, поэтому его динамика вносит значимый вклад в формирование инфляционных ожиданий.
Необходимым условием эффективного управления процентными ставками является отказ от регулирования курса рубля к иностранным валютам. В последние годы Банк России осуществлял валютные интервенции исключительно для сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не устанавливая фиксированных ограничений на его уровень и масштаб колебаний.
В рамках нового режима курсовой политики Банк России отказывается от проведения операций на внутреннем валютном рынке в целях воздействия на валютный курс, за исключением случаев, когда это необходимо для поддержания финансовой стабильности. Помимо повышения управляемости ставок денежного рынка результатом перехода к режиму плавающего курса станет уменьшение чувствительности экономики к внешним шокам, адаптация к которым будет происходить за счет изменения валютного курса.
Заключение
В экономической теории существует две основных концепции происхождения денег:
1. Рационалистическая: деньги возникли как следствие определенной рациональной соглашения между людьми из-за необходимости выделения специального инструмента для обслуживания сферы товарного обращения. Представители: Аристотель, П. Сэмюэльсон.
- кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг;
- выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.
Структура денежного оборота как элемента денежной системы может рассматриваться, прежде всего, как соотношение наличного денежного обращения и безналичного денежного оборота. Государство в законодательном порядке определяет порядок наличного и безналичного денежного оборота.
Принятые весной текущего года монетарными властями меры по поддержанию финансовой стабильности позволили избежать паники на финансовом рынке и поддержать финансовую стабильность. Помимо этого, реализуемая в России макроэкономическая политика, опирающаяся на инфляционное таргетирование и бюджетное правило, позволила не только избежать повышения ставки в пиковый кризисный момент в конце марта 2020 г., но и перейти к смягчению монетарной политики.
Так, 19 июня 2020 г. по итогам заседания совета директоров Банка России было принято решение о снижении ключевой ставки на 1 п.п. до 4,5% годовых, что соответствует историческому минимуму. Столь значительное смягчение денежно-кредитной политики обусловлено комплексом факторов, включая более быстрое, чем ожидалось регулятором, замедление инфляции и нарастание рисков отклонения инфляции вниз от цели в 2021 г., снижение инфляционных ожиданий, сокращение рисков для финансовой стабильности.
После краткосрочного всплеска инфляции в марте-апреле 2020 г., вызванного ажиотажным спросом на товары первой необходимости, а также значительным ослаблением валютного курса, в мае-июне 2020 г. инфляция замедлилась. Так, если в марте-апреле 2020 г. ежемесячный темп прироста потребительских цен составил 0,6 и 0,8% соответственно, то уже в мае-июне 2020 г. в условиях слабого потребительского спроса, а также по мере прохождения пика эффекта переноса валютного курса в цены динамика потребительских цен замедлилась до 0,3 и 0,2% соответственно.
Цены на потребительские товары в марте и апреле 2020 г. выросли на 1,0 и 1,7% соответственно (в марте и апреле 2019 г. – 0,5 и 0,4% соответственно), а в мае и июне темпы их прироста снизились до 0,2% (0,4% в мае 2019 г. и -0,5% в июне 2019 г.). Темпы прироста цен на непродовольственные товары, достигнув локального пика в марте 2020 г. (0,5% против 0,3% в марте 2019 г.), затем замедлялись и в июне составили 0,3% (0,2% в июне 2019 г.8). Темп прироста цен на услуги, спрос на которые в условиях карантинных ограничений резко снизился, в марте-апреле составил 0,1%, а после сезонного майского ускорения до 0,5% в связи с подорожанием услуг пассажирского транспорта в июне 2020 г. вернулся к 0,1% (0,6% в июне 2019 г.).
В результате по итогам июня инфляция в годовом выражении составила 3,2% (4,7% в июне 2019 г.), что оказалось ниже прогнозов самого регулятора и привело к увеличению рисков отклонения инфляции вниз от цели в 2020–2021 гг. Базовая инфляция (без учета административных и сезонных факторов) в годовом выражении (за последние 12 месяцев), несколько увеличившись по сравнению с мартом 2020 г. (2,6%), в апреле-июне 2020 г. сохранялась на уровне 2,9%. Стабильно низкий уровень базовой инфляции также свидетельствует о низком уровне риска для ценовой стабильности в российской экономике.
Одним из ключевых факторов замедления инфляции оказалось снижение потребительского спроса, связанное с падением реальных доходов населения в период действия карантинных мер. Так, снижение реальной заработной платы по отношению к аналогичному периоду предыдущего года в апреле составило -2% (+3,1% в апреле 2019 г. к апрелю 2018 г.), темп прироста данного показателя по отношению к марту 2020 г. достиг -4,3% (+3,2% в апреле 2019 г. к марту 2019 г.). В условиях низкой инфляции это было обусловлено преимущественно падением номинальной заработной платы: в апреле 2020 г. она выросла по отношению к апрелю 2019 г. лишь на 1% (8,4% в апреле 2019 г. к апрелю 2018 г.), тогда как ее снижение в апреле по отношению к марту 2020 г. достигло 3,5% (+3,5% в апреле 2019 г. к марту 2019 г.). Значительным падением характеризуются темпы роста розничного товарооборота, которые в годовом выражении в апреле составили -23,2%, а в мае -19,2% (2 и 1,9% в апреле и мае 2019 г. соответственно).
Укрепление рубля к доллару на 4% в мае 2020 г. и на 1,1% в июне 2020 г. до 70 руб. за доллар также стало фактором замедления роста потребительских цен. Наблюдаемое укрепление курса рубля связано со стабилизацией ситуации на рынке нефти в связи с заключением в мае новой сделки ОПЕК+, а также с операциями Минфина России по продаже иностранной валюты в рамках бюджетного правила, дополненными продажами ЦБ РФ иностранной валюты в рамках реализации сделки по продаже правительству контрольного пакета акций Сбербанка России.
Снижение ключевой ставки процента до исторического минимума в условиях спада экономической активности и внутреннего спроса позволит поддержать экономику. Перспективы дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики зависят от динамики инфляции и инфляционных ожиданий. В случае ее длительного сохранения на низком уровне уменьшение ключевой ставки может быть продолжено.
Денежная политика в экономической литературе чаще всего определяется, как политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», денежная политика определяется, как составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства. Реализация мер денежной системы преследует цели, к которым большинство авторов относят низкий уровень инфляции и безработицы, стабильный экономический рост.
Обеспечение экономического роста при низкой инфляции, безусловно, является высшей целью денежной системы. Текущая же денежно-кредитная политика направлена на более доступные цели, которые подразделяются на тактические (достижимые путем каждодневных операций на отрытом рынке) и промежуточных (регулирующие значение ключевых переменных). В совокупности высшие задачи, промежуточные и тактические цели образуют иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения выполнения более важной задачи. Конечные цели реализуются денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной и внешнеэкономической.
Денежно–кредитная политика базируется на принципах монетаризма и имеет ряд преимуществ перед фискальной политикой. Прежде всего она обладает быстротой и гибкостью, а поскольку проводится Центральным банком, а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована от политического лоббизма.
Осуществляя денежную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.
С помощью денежного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны9.
Основным регулятором и реализатором денежной системы в государстве является Центральный Банк, на который возложены функции повышения эффективности развития страны при помощи применения определенных инструментов, сила и список которых определяется в каждой стране отдельно в зависимости от ее экономического развития, которое достигнуто к настоящему моменту, и тех целей, которых она придерживается. Основными направлениями воздействия являются:
- курс национальной валюты;
- эмиссия денежной массы;
- снижение курса инфляции;
- повышение ликвидности денежных средств.
При выборе направления воздействия ЦБ, прежде всего, ориентируется на те цели, которые поставлены перед государством в настоящий момент. К конечным или глобальным целям можно отнести такие, как:
- улучшение платежного баланса страны;
- увеличение занятости населения;
- повышение общего благосостояния страны;
- снижение инфляции и выравнивание макроэкономических показателей на те ориентиры, которые существуют у любого государства.
Данные цели, как правило, являются стабильными для любой страны с развитой экономикой. По мненеию П. Д. Баренбойма, В. И. Лафитского, С. А. Голубева, каждое государство стремиться к их достижению и постепенной реализации.
Но для их реализации необходимо решение более маленьких задач, т.е. некоторых промежуточных целей, к числу которых можно отнести:
- процентная ставка по кредитам, депозитам и другим услугам банковского и фондового сектора;
- объем денежной массы в стране;
- корректировка валютного курса и др.10
Для достижения данных ориентиров Банк использует определенные инструменты, к числу которых можно отнести формирование резервного фонда, снижение или увеличение учетной ставки процента, некоторые операции на рынке ценных бумаг и др.
Данная деятельность Центрального Банка относительно разделения целей на долгосрочные и краткосрочные объясняется несколькими причинами:
- глобальные цели трудно достижимы. Достаточно сложно отследить как именно изменились макроэкономические показатели от применения того или иного малого инструмента. Это проявляется только спустя определенное время;
- трудно оценить эффективность проводимых мероприятий, если ориентироваться только на конечные цели;
- конкретные мероприятия на краткосрочную перспективу предназначены для ориентировки участников всего рынка на определенные действия, которые стимулируются со стороны Центрального Банка путем применения определенных механизмов.
Таким образом, монетарная политика государства и Центрального Банк в частности достаточно отлаженный механизм, который при правильной направленности способен привести любое государства к новому этапу его развития.
В современных условиях сохраняющейся нестабильности на внешних рынках, а в некоторых случаях – принятия непопулярных мер, касающихся напрямую интересов России (ситуация, например, с банковской системой Кипра), новые ориентиры денежной системы должны быть направлены на повышение доверия к российскому банковскому сектору и сохранение сложившихся условий конкуренции.
Итак, совершенствование и развитие инструментов денежной системы позволят создать фундамент для обеспечения доверия экономических агентов к Банку России, отечественному банковскому сектору и проводимой денежной политике.
Главной целью единой государственной денежной системы является обеспечение ценовой стабильности, что подразумевает достижение и поддержание устойчивой низкой инфляции. Ценовая стабильность необходима для повышения и сохранения на высоком уровне благосостояния российских граждан, что является конечной целью государственной экономической политики.
Учитывая значительную долю компонентов индекса потребительских цен, отличающихся высокой волатильностью, Банк России определил также диапазон отклонений инфляции от целевого уровня в размере ±1,5 процентного пункта. Диапазон носит информационный характер и отражает наиболее вероятный масштаб колебаний инфляции в результате действия непредвиденных факторов.
Цель по инфляции определена для индекса потребительских цен (ИПЦ), измеренного по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. Данный показатель характеризует изменение стоимости набора товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством, и позволяет оценить масштаб воздействия роста цен на благосостояние населения. ИПЦ является наиболее понятным и широко используемым субъектами экономики индикатором инфляции, поэтому его динамика вносит значимый вклад в формирование инфляционных ожиданий.
Необходимым условием эффективного управления процентными ставками является отказ от регулирования курса рубля к иностранным валютам. В последние годы Банк России осуществлял валютные интервенции исключительно для сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не устанавливая фиксированных ограничений на его уровень и масштаб колебаний.
В рамках нового режима курсовой политики Банк России отказывается от проведения операций на внутреннем валютном рынке в целях воздействия на валютный курс, за исключением случаев, когда это необходимо для поддержания финансовой стабильности. Помимо повышения управляемости ставок денежного рынка результатом перехода к режиму плавающего курса станет уменьшение чувствительности экономики к внешним шокам, адаптация к которым будет происходить за счет изменения валютного курса.
Заключение
В экономической теории существует две основных концепции происхождения денег:
1. Рационалистическая: деньги возникли как следствие определенной рациональной соглашения между людьми из-за необходимости выделения специального инструмента для обслуживания сферы товарного обращения. Представители: Аристотель, П. Сэмюэльсон.