Файл: Практическая работа 33 исследование психической работоспособности оператора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОБСЛЕДУЕМЫХ
Оценка работоспособности по скорости и правильности выполнения арифметических действий. Для выполнения этой работы необходимы секундомер и таблица с набором трех – или четырехзначных чисел (табл. 3).

Таблица 3


Число: 782 725 948 245 276 534 523 444 187 411

Ответ: нет нет да нет да да нет да нет да

Число: 6473 1872 7533 3242 2532 9634 7523 3549 1874 6744

Ответ: нет да да нет да нет нет да нет да

Число: 16782 86725 34532 45735 68241 41287 82536 94245 24245 83457

Ответ: да нет нет да да нет да да нет да
Исследование проводят два студента, выступающие попеременно в роли экспериментатора и испытуемого. Исследование психической работоспособности производить с привлечением студента из своей группы дистанционно. Экспериментатор сообщает испытуемому, что после названия трех- или четырехзначного числа он должен быстро сложить его составные части, в уме определить, делится ли полученная сумма на три, и быстро ответить «Да» или «Нет» (6473: 6 + 4 + 7 + 3 = 20, нет). Экспериментатор секундомером засекает время от объявления цифры до получения ответа и записывает результаты. Отдельно учитывается количество неправильных (ошибочных) ответов. Всего экспериментатор называет пятнадцать цифр в любой последовательности (трех- или четырехзначные цифры в зависимости от способности испытуемых к арифметическому счету). При определении психической работоспособности учитывается время выполнения задания (сумма времени, затраченного на пятнадцать ответов) и количество допущенных ошибок. При желании преподавателя (экспериментатора) расширить задание он может предложить в целях показа различия индивидуальной работоспособности обследуемых сравнить результаты работы отдельных студентов (6–8 человек). В целях демонстрации приобретения опыта (периода врабатываемости) сравниваются результаты повторных выполнений одним студентом ряда заданий. Числа математического теста при этом называются в обратном порядке или в различной последовательности.

В заключение проводятся сравнения ориентировочных (прогностических) данных о возможной пригодности к высокоответственным видам работы с полученными данными о психической (умственной) работоспособности обследуемых.

С несомненной долей условности результаты исследований следует дифференцировать по трехстепенной оценке (от 1 до 3). В частности, по шкале тревожности могут быть такие оценки:


– низкая – 1;

– умеренная – 2;

– высокая – 3.

при арифметическом задании:

– отлично – 1, время менее 1,5 мин;

– хорошо – 2, время от 1,5 до 2,5 мин;

– удовлетворительно – 3, время более 2,5 мин.

(при этом учитывается также рекомендуемое время, затраченное на выполнение задания и количество допущенных ошибок).

Заключение о возможной пригодности студента к высокоответственным видам работы проводить при следующих условиях:

Пригоден : при критических оценках РТ и ЛТ 1(низкая) и 2(умеренная) и при оценке арифметического задания 1 (отлично) и 2 (хорошо).

Дообследование: при критических оценках РТ и ЛТ 3 (высокая) и при оценке арифметического задания 3(удовлетворительно), т.е. при наличии хотя бы одной оценки 3.

Результаты сравнения оформляются по схеме (табл. 4):

Таблица 4

Результаты исследования психической работоспособности

Студент_________________ Группа_____________Дата____________

Фамилия


Шкала самооценки РТ

Шкала самооценки ЛТ

Арифметическое задание

Заключение

Результат расчета РТ

Уровень тревож-ности

Результат расчета ЛТ

Уровень тревож-ности

Сумма времени на 15 ответов

К-во ошибоч-ных ответов

Оцен-ка

Приго-ден

Дооб-следо-вание





























При проведении данного исследования следует отметить его условный (модельный) характер и сложность выполнения такого вида исследования в практике (чем объясняется в ряде случаев расхождение результатов), а также значение добросовестного отношения испытуемых к качественному выполнению заданий (тестов).
5. ФОРМА ОТЧЕТА
1. Общие сведения (титульный лист):

– номер и название работы;

– Ф. И.О. студента, подпись;

– номер группы;

– дата выполнения работы;


– Ф. И.О. преподавателя.

2. Содержание отчета:

– кратко описать цель работы;

– результаты исследований представить в виде таблицы 4.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Как понимать термин «Психическая надежность» оператора?

  2. Какая методика используется для оценки эмоциональной устойчивости оператора?

  3. Что такое «уровень тревожности» человека? Что такое РТ и ЛТ?

  4. Какой тест используется для оценки психической работоспособности обследуемых?



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК





  1. Практическая психология. Учебник / Санкт-Петербург.: «ДидактикаПлюс», 2001. 347 с.

  2. Психология. Учебник для технических ВУЗов / под ред. Дружинина А.В. Санкт-Петербург.: «Питер», 2000. 608 с.

  3. Купряжкина С.Н. Исследование психической работоспособности оператора: методические указания к деловой игре № 3 по курсу «Безопасность жизнедеятельности» / С.Н. Купряжкина, Э.П. Галембо. Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 1990. 10 с.