Файл: Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока русского языка, разработанная студенткой 42 группы Легаевой Викторией
Тема: Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)

Класс: 4

Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; формирование умений объяснять лексическое значение слов разными способами.

Формируемые УУД:

личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков

предметные:  узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.

метапредметные:

регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;

познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;

коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью;слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Применяемые технологии: развивающее обучение

проблемное обучение

обучение в группах и в парах

самодиагностики (коррекции)

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации

Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении

Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь

Оборудование: презентация
Структура и ход урока

Основные этапы урока, цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Этап мотивации. Самоопределение к деятельности


Приветствует учащихся.

Мотивирует на учебную деятельность.

Приветствуют учителя.

Коммуникативные: взаимодействие в процессе обсуждения, формулирование простых выводов.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации

сил и энергии; способность к волевому усилию

Постановка учебной задачи. Целеполагание


Отгадайте загадку: что это?

Его можно услышать, произнести, записать, затранскрибировать, прошептать, пропеть, нарисовать;

им можно приласкать, огорчить, приободрить.

- О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о слове, его значении)
А какой раздел лингвистики изучает слова и их значение? Отгадывают ребус (слайд)

Отгадывают загадку. Озвучивают тему урока, ставят цель и задачи.
Оформляют тетради.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Первичное усвоение новых знаний

Как вы думаете, а для чего нужны нам слова?

Чтобы ответить на этот вопрос, поработайте в парах с упр.122.
Что узнали из текста?

(у каждого слова есть значение)
Что такое лексическое значение слова?


Работают с упр.122 в парах, читают, называют группы слов.


Отвечают, формулируют понятие.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность

Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания), коррекция

Взгляните на слайд. Подумайте, как появились эти названия?

По внешнему виду, сходству.

Давайте обратимся к упр.124. Рассмотрите схему. Какие еще способы толкования можно использовать?
Пятиминутка:

Как вы думаете, может ли быть у слова не одно значение, а два и более? Как называются такие слова?
Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы хлопать, если оно имеет одно значение, топать – если два и более.
брюки, крем, перпендикуляр, ручка,  торт, гардероб,  прелестный, шляпка.
Дайте толкование одному из слов на слайде.
Упр.130.

Рассматривают картинки, анализируют их, сопоставляют название с ЛЗ.


Работаю по схеме учебника. Выясняют такие способы толкования, как рисунок, близкое значение (синоним), описать это слово.
Вспоминают, какие слова являются однозначными, какие – многозначными.

На слух распределяют слова на однозначные и многозначные.

Дают толкование слову.
Выполняют упр. 130

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Планируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Д/З


Откройте дневники, запишите Д/З п.17(определение, теор. материал), упр.132

Открывают дневники, записывают домашнее задание.




Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Что нового вы сегодня узнали?

У каждого слова есть ЛЗ?

А сколько значений может иметь слово?

Можете ли вы попробовать растолковать слово?
Оценки за урок:


Подводят итог урока, оценивают свои знания.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания