Файл: Социальная организация понятие, типология, строение и функционирование.docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тикали и по горизонтали. Если между исполнителями (рабочими и служащими) и руководителем высшего звена (президентом компании) существует большое число уровней, такую структуру управления называют вертикальной (рис. 1). Если уровней руководства немного, ее называют горизонтальной (рис. 2)
Рис.1. Пирамида власти: вертикальная структура управления организацией
Рис. 2. Горизонтальная структура управления организацией
Однако, несмотря на высокую степень функциональности и эффективности, формализация никогда не может охватить все организационные отношения. Поэтому наряду с формальной структурой всегда существует неформальная , которая представлена социально-психологической организацией.
Неформальная организация – это система межличностных связей, возникшая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами. Как правило, неформальная организация – это стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей (взаимная симпатия, общие интересы, дружеские отношения).
Для этого типа организации характерно:
-
незапланированность возникновения (спонтанность);
2) параллельное существование и функционирование наряду с формальной организацией; общество и общности;
3) неслужебное содержание межличностных отношений.
Кроме неформальной структуры некоторые ученые выделяют внеформальную организованность персонала.
Часто для решения тех или иных проблем работникам приходится вступать между собой в отношения, не предусмотренные организационными правилами и инструкциями. Например, на рис. 3 видно, как от директора организации (Д), минуя его заместителя, возникает устойчивая линия служебного взаимодействия с начальником одною из отделов (стрелка к «и»).
Рис. 3. Соотношение формальной и внеформальной структур
Допустим, что это отдел сбыта. Квалификации и опыта у его сотрудников не хватает, поэтому руководитель стремится к более жесткому контролю за его (отдела) работой. Или стрелка внизу — это два начальника отделов, которые не могут решать все вопросы только через «верх», и устанавливают горизонтальные отношения.
Таким образом, если социально-психологическая структура организации создает связи и нормы ради удовлетворения потребностей работников как личностей, то неформальная структура возникает вследствие стремления людей как работников лучше решать свои служебные дела, но своим, удобным способом. Поэтому в организации обычно существует «параллельная» система связей и норм. Она возникает естественным путем, из-за невозможности охватить официальными стандартами все отношения, ситуации, личностные особенности.
2. Цели, как видно из определения, также являются важнейшей составляющей организации, так как ради их достижения осуществляется вся деятельность данного социального образования. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и быстро распадается. Таким образом, наличие цели является толчком для создания организации, а также необходимым условием ее функционирования. Ученые выделяют три вида организационных целей, которые тесно взаимосвязаны между собой.
Цели-задания — это программы общих действий, которые выдаются извне организацией более высокого уровня. Такой организацией могут быть и различные государственные институты (например, Министерство образования для школ и институтов), и рынок как совокупность организаций, включая конкурентов (например, приоритеты в производстве той или иной продукции зависят от спроса на нее на рынке. Поэтому рынок диктует цели-задания для данного предприятия). Таким образом, эти цели являются приоритетными, и на их выполнение направлена основная деятельность участников организации. Лечение больных в медицинских учреждениях, исследовательские работы в научных организациях, торговля в магазинах — все это цели-задания, т.е.
то, ради чего данная организация создавалась.
Цели-ориентации — это совокупность целей участников, реализуемых через организацию. К ним относятся обобщенные цели коллектива, а также личные цели участников, связанные с деятельностью организации. Например, получение материального вознаграждения за работу или повышение по служебной лестнице — все это цели-ориентации. Важным моментом в функционировании организации является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они расходятся в значительной степени, то это приводит к снижению эффективности ее деятельности. И, наконец, третий тип организационных целей — это цели-системы.
Цели-системы представляют собой стремление сохранить организацию как единое целое, ее стабильность и равновесие. В ряде случаев такие цели могут быть доминирующими, приоритетными. Тогда организация превращается в бюрократическую систему, на первый план выступает желание любой ценой сохранить организацию, а выполнение ею своих функций является вторичным.
3. Еще одной важной составляющей организации являются ее члены. Каждый из них должен обладать определенным набором качеств и навыков, которые позволят ему занимать определенную статусную позицию в структуре организации. Чем больше качества участника соответствуют занимаемой им должности, тем более эффективной является деятельность всей организации.
4. Организация с точки зрения технологии — это место, где энергия участников применяется для преобразования материалов или информации. То есть технология включает и физические объекты, необходимые организации для успешного функционирования (станки, аппаратура, рабочие места и т.д.), и методы изготовления продукции, и процесс принятия решений, и влияние социальной структуры на организационные механизмы.
5. Внешнее окружение. Каждая организация существует в особом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций полностью закрытых, самодостаточных.
Все они, чтобы существовать, должны взаимодействовать с окружающим миром. К основным факторам, которые влияют на организацию в большей степени, относятся: I) государство и политическая система; 2) рынок (конкуренты); 3) тип экономической системы; 4) социальные и культурные факторы; 5) технология из внешнего окружения (профессии, модели поведения в тех или иных ситуациях разрабатываются не самой организацией, а привносятся извне).
Суммируя всё, основными элементами любой организации являются ее структура, цели, участники, технологии организационного процесса, а также внешнее окружение. Все перечисленные составляющие организации связаны между собой и не имеют смысла без других. То есть, к примеру, цели сами по себе и технология не являются ключом к пониманию функционирования организаций. Также не существует и организаций, которые можно анализировать в отрыве от окружения. Помимо этого, организации можно различать в зависимости от формы отношений, которая была сформирована при создании этой организации. Это позволяет определять нужное поведение и функции для четкого взаимодействия внутри данной системы.
-
Типология социальных организаций
Американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:
1)добровольные организации, члены которых объединяются на добровольной основе (клубы, религиозные объединения, партии);
2)принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем (психиатрические лечебницы, тюрьмы, армия);
3)утилитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы).
Типологию организаций можно произвести, например, по отраслевому признаку: административно-управленческие, научно-исследовательские, социокультурные, промышленно-хозяйственные, финансовые, лечебные, образовательные и др. Рассмотрим более подробно типологию социальных организаций по общественным системам. Одной из главнейших демосоциальных организаций еще со времен доиндустриального общества была семья, которая функционировала на основе законов обычного права, с традиционным подчинением главе семейства – отцу. В дальнейшем семья эволюционировала до социального института в рамках индустриального общества, который регулировался моралью и правом, и уже при переходе к постиндустриальному обществу семья начинает терять институциональные черты, превращаясь в социальную группу. Это наглядно демонстрирует непосредственную связь между организацией, институтом и социальной группой.
Экономические организации – это промышленные, строительные, сельскохозяйственные и транспортные предприятия, занятые производством, обменом, распределением и потреблением как материальных, так и социальных благ и услуг. Их деятельность сопровождается системой бирж, банков и других финансовых организаций, которые обеспечивают развитие и функционирование экономической системы общества в целом. Они различаются в государственных (азиатских) и рыночных (европейских) обществах.
В рыночных обществах производственные (корпорации) и финансовые (банки) организации создаются предприимчивыми собственниками средств производства для выпуска каких-то товаров и получения прибыли, формируя рыночную экономику мира.
В государственных обществах подобные организации входят в состав отраслевых министерств и создаются государственной властью, образуя экономику страны. Предприятие, регулируемое внутренним уставом и административными нормами, функционирует на основе координации и разделения труда множества профессиональных групп. Оно включает в себя орган управления производством (дирекция и бюрократический аппарат), который не только контролирует деятельность предприятия, но и разрабатывает производственные планы, выискивая средства на их реализацию.
Важнейшей политической организацией общества является государственная власть, которая включает в себя:
–бюрократический аппарат управления;
–правовые нормы (должностные инструкции, законы, конституцию), определяющие права и обязанности органов власти и их представителей;
–разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;
–материальные ресурсы: здания, финансы, связь, оружие.
Государственная власть существует на протяжении всей истории человечества и представляет собой иерархическую систему управления обществом во главе с монархом или президентом на основе четкого разграничения статусов и ролей. В свою очередь систему статусов и ролей поддерживает система правовых, административных, моральных и материальных регуляторов (ценностей, норм, традиций). Целями-функциями государственной власти является организация хозяйственной жизни, поддержание порядка и защита от иных государств (или нападение на них).
Духовная система общества включает в себя мировоззренческие (церковь, партии), художественные (творческие ассоциации), образовательные (школа, вуз) и научные организации (академии наук). В данной системе общества преобладают социальные институты, в которых отношения между управляемыми и управляющими органами определяются моралью и долгом, а не правовыми или административными нормами. Так, в советском обществе КПСС или Академия наук были в большей мере организациями, чем институтами.
Применительно к обществу и его социальным организациям также необходимо отметить такое немаловажное понятие, как «социальное время».
Социальное время – это время, «привязываемое» к значимым событиям в жизни общества (например, до и после революции 1917 года), которое в меньшей степени зависит от продолжительности периода, чем от его социально значимых событий.
Социальные институты и организации существуют в конкретно-историческом социальном времени, поэтому тип социальных организаций зависит от исторической эпохи. Сейчас, в постиндустриальную эпоху, в передовых странах функционируют транснациональные корпорации (ТНК), обладающие следующими характерными чертами:
– в таких корпорациях небольшие ассоциированные группы
работников, на основе общего мировоззрения и ментальных
установок, работают по модульной схеме;
– работники воспринимают работу как творческую деятельность, побуждаемую интересами самореализации;
– процесс творчества становится собственностью работников, вследствие чего происходит усиление зависимости владельцев корпораций от деятельности работников