Файл: Социальная организация понятие, типология, строение и функционирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тикали и по горизонтали. Если между исполнителями (рабочими и служащими) и руководителем высшего звена (президентом ком­пании) существует большое число уровней, такую структуру управления называют вертикальной (рис. 1). Если уровней руковод­ства немного, ее называют горизонтальной (рис. 2)



Рис.1. Пирамида власти: вертикальная структура управления организацией



Рис. 2. Горизонтальная структура управления организацией

Однако, несмотря на высокую степень функциональности и эффективности, формализация никогда не может охватить все организационные отношения. Поэтому наряду с формальной струк­турой всегда существует неформальная , которая представлена со­циально-психологической организацией.
Неформальная организация – это система межличностных связей, возникшая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами. Как правило, неформальная организация – это стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей (взаимная симпатия, общие интересы, дружеские отношения).

Для этого типа организации характерно:

  1. незапланированность возникновения (спонтанность);

2) параллельное существование и функционирование наряду с формальной организацией; общество и общности;

3) неслужебное содержание межличностных отношений.
Кроме неформальной структуры некоторые ученые выделяют внеформальную организованность персонала.

Часто для решения тех или иных проблем работникам прихо­дится вступать между собой в отношения, не предусмотренные организационными правилами и инструкциями. Например, на рис. 3 видно, как от директора организации (Д), минуя его заместите­ля, возникает устойчивая линия служебного взаимодействия с начальником одною из отделов (стрелка к «и»).

Рис. 3. Соотношение формальной и внеформальной структур


Допустим, что это отдел сбыта. Квалификации и опыта у его сотрудников не хвата­ет, поэтому руководитель стремится к более жесткому контролю за его (отдела) работой. Или стрелка внизу — это два начальника отделов, которые не могут решать все вопросы только через «верх», и устанавливают горизонтальные отношения.

Таким образом, если социально-психологическая структура организации создает связи и нормы ради удовлетворения потреб­ностей работников как личностей, то неформальная структура возникает вследствие стремления людей как работников лучше решать свои служебные дела, но своим, удобным способом. По­этому в организации обычно существует «параллельная» система связей и норм. Она возникает естественным путем, из-за невозможности охватить официальными стандартами все отношения, ситуации, личностные особенности.
2. Цели, как видно из определения, также являются важней­шей составляющей организации, так как ради их достижения осу­ществляется вся деятельность данного социального образования. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и быстро распа­дается. Таким образом, наличие цели является толчком для созда­ния организации, а также необходимым условием ее функциони­рования. Ученые выделяют три вида организационных целей, ко­торые тесно взаимосвязаны между собой.

Цели-задания — это программы общих действий, которые вы­даются извне организацией более высокого уровня. Такой орга­низацией могут быть и различные государственные институты (например, Министерство образования для школ и институтов), и рынок как совокупность организаций, включая конкурентов (например, приоритеты в производстве той или иной продукции зависят от спроса на нее на рынке. Поэтому рынок диктует цели-задания для данного предприятия). Таким образом, эти цели яв­ляются приоритетными, и на их выполнение направлена основная деятельность участников организации. Лечение больных в ме­дицинских учреждениях, исследовательские работы в научных организациях, торговля в магазинах — все это цели-задания, т.е.
то, ради чего данная организация создавалась.

Цели-ориентации — это совокупность целей участников, реа­лизуемых через организацию. К ним относятся обобщенные цели коллектива, а также личные цели участников, связанные с дея­тельностью организации. Например, получение материального вознаграждения за работу или повышение по служебной лестни­це — все это цели-ориентации. Важным моментом в функциони­ровании организации является совмещение целей-заданий и це­лей-ориентаций. Если они расходятся в значительной степени, то это приводит к снижению эффективности ее деятельности. И, наконец, третий тип организационных целей — это цели-системы. 

Цели-системы представляют собой стремление сохра­нить организацию как единое целое, ее стабильность и равнове­сие. В ряде случаев такие цели могут быть доминирующими, при­оритетными. Тогда организация превращается в бюрократическую систему, на первый план выступает желание любой ценой сохра­нить организацию, а выполнение ею своих функций является вто­ричным.

3. Еще одной важной составляющей организации являются ее члены. Каждый из них должен обладать определенным набо­ром качеств и навыков, которые позволят ему занимать определенную статусную позицию в структуре организации. Чем боль­ше качества участника соответствуют занимаемой им должнос­ти, тем более эффективной является деятельность всей организации.
4. Организация с точки зрения технологии — это место, где энергия участников применяется для преобразования материалов или информации. То есть технология включает и физические объек­ты, необходимые организации для успешного функционирова­ния (станки, аппаратура, рабочие места и т.д.), и методы изго­товления продукции, и процесс принятия решений, и влияние социальной структуры на организационные механизмы.
5. Внешнее окружение. Каждая организация существует в осо­бом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций полностью закрытых, самодостаточных.

Все они, чтобы существовать, должны взаимодействовать с окру­жающим миром. К основным факторам, которые влияют на орга­низацию в большей степени, относятся: I) государство и поли­тическая система; 2) рынок (конкуренты); 3) тип экономичес­кой системы; 4) социальные и культурные факторы; 5) технология из внешнего окружения (профессии, модели поведения в тех или иных ситуациях разрабатываются не самой организацией, а при­вносятся извне).

Суммируя всё, основными элементами любой организации являются ее структура, цели, участники, технологии организационного процесса, а также внешнее окружение. Все перечисленные составляющие организации связаны между собой и не имеют смысла без других. То есть, к примеру, цели сами по себе и технология не являют­ся ключом к пониманию функционирования организаций. Также не существует и организаций, которые можно анализировать в отрыве от окружения. Помимо этого, организации можно различать в зависимости от формы отношений, которая была сформирована при создании этой организации. Это позволяет определять нужное поведение и функции для четкого взаимодействия внутри данной системы.


  1. Типология социальных организаций


Американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:

1)добровольные организации, члены которых объединяются на добровольной основе (клубы, религиозные объединения, партии);

2)принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем (психиатрические лечебницы, тюрьмы, армия);


3)утилитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы).

Типологию организаций можно произвести, например, по отраслевому признаку: административно-управленческие, научно-исследовательские, социокультурные, промышленно-хозяйственные, финансовые, лечебные, образовательные и др. Рассмотрим более подробно типологию социальных организаций по общественным системам. Одной из главнейших демосоциальных организаций еще со времен доиндустриального общества была семья, которая функционировала на основе законов обычного права, с традиционным подчинением главе семейства – отцу. В дальнейшем семья эволюционировала до социального института в рамках индустриального общества, который регулировался моралью и правом, и уже при переходе к постиндустриальному обществу семья начинает терять институциональные черты, превращаясь в социальную группу. Это наглядно демонстрирует непосредственную связь между организацией, институтом и социальной группой.

Экономические организации – это промышленные, строительные, сельскохозяйственные и транспортные предприятия, занятые производством, обменом, распределением и потреблением как материальных, так и социальных благ и услуг. Их деятельность сопровождается системой бирж, банков и других финансовых организаций, которые обеспечивают развитие и функционирование экономической системы общества в целом. Они различаются в государственных (азиатских) и рыночных (европейских) обществах.

В рыночных обществах производственные (корпорации) и финансовые (банки) организации создаются предприимчивыми собственниками средств производства для выпуска каких-то товаров и получения прибыли, формируя рыночную экономику мира.

В государственных обществах подобные организации входят в состав отраслевых министерств и создаются государственной властью, образуя экономику страны. Предприятие, регулируемое внутренним уставом и административными нормами, функционирует на основе координации и разделения труда множества профессиональных групп. Оно включает в себя орган управления производством (дирекция и бюрократический аппарат), который не только контролирует деятельность предприятия, но и разрабатывает производственные планы, выискивая средства на их реализацию.

Важнейшей политической организацией общества является государственная власть, которая включает в себя:


–бюрократический аппарат управления;

–правовые нормы (должностные инструкции, законы, конституцию), определяющие права и обязанности органов власти и их представителей;

–разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;

–материальные ресурсы: здания, финансы, связь, оружие.


Государственная власть существует на протяжении всей истории человечества и представляет собой иерархическую систему управления обществом во главе с монархом или президентом на основе четкого разграничения статусов и ролей. В свою очередь систему статусов и ролей поддерживает система правовых, административных, моральных и материальных регуляторов (ценностей, норм, традиций). Целями-функциями государственной власти является организация хозяйственной жизни, поддержание порядка и защита от иных государств (или нападение на них).

Духовная система общества включает в себя мировоззренческие (церковь, партии), художественные (творческие ассоциации), образовательные (школа, вуз) и научные организации (академии наук). В данной системе общества преобладают социальные институты, в которых отношения между управляемыми и управляющими органами определяются моралью и долгом, а не правовыми или административными нормами. Так, в советском обществе КПСС или Академия наук были в большей мере организациями, чем институтами.

Применительно к обществу и его социальным организациям также необходимо отметить такое немаловажное понятие, как «социальное время».
Социальное время – это время, «привязываемое» к значимым событиям в жизни общества (например, до и после революции 1917 года), которое в меньшей степени зависит от продолжительности периода, чем от его социально значимых событий.
Социальные институты и организации существуют в конкретно-историческом социальном времени, поэтому тип социальных организаций зависит от исторической эпохи. Сейчас, в постиндустриальную эпоху, в передовых странах функционируют транснациональные корпорации (ТНК), обладающие следующими характерными чертами:

– в таких корпорациях небольшие ассоциированные группы
работников, на основе общего мировоззрения и ментальных
установок, работают по модульной схеме;

– работники воспринимают работу как творческую деятельность, побуждаемую интересами самореализации;

– процесс творчества становится собственностью работников, вследствие чего происходит усиление зависимости владельцев корпораций от деятельности работников