Файл: Социальная организация понятие, типология, строение и функционирование.docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Существует и другая типология социальных организаций, включающая различные модели, предложенные зарубежными исследователями. Рассмотрим наиболее известные.
Механистическая модель – данная организационная система выглядит как обезличенный механизм, состоящий из формализованных целей, связей и статусов при полной управляемости по рационализированной («бюрократизированной») схеме «человек – труд» (М. Вебер, Ф. Тэйлор, Л. Урвик, А. Файоль).
«Естественная» организация – рассматривается как специфическое социальное явление, которое развивается по собственным закономерностям при воздействиях извне или изнутри, вследствие чего возникают многочисленные непредвиденные ситуации, т. е. функционирование организации происходит как самосовершающийся, специально не планируемый процесс (Р. Мертон, А. Этциони, Т. Парсонс).
Организация – община – как система, возникающая естественным путем, представляет собой «организацию в организации», для которой единственно эффективным методом управления является включение в эту систему. Главным регулятором в ней выступают неформальные отношения и нормы поведения, принятые в организации, удовлетворяющие социальные потребности индивида в общении и признании, а также контролирующие его поведение, например через осуждение (Ф. Ротлисбергер, Э. Мэйо).
Социотехническая модель организации – основана на зависимости технологии производства с внутригрупповыми связями. В то же время существует и влияние социально-психологической организации группы на производительность (А. Райе, Э. Трист).
Интеракционистская модель – рассматривается как система долгосрочных формальных и неформальных взаимодействий между работниками. В зависимости от ситуации индивиды вносят в организацию собственные ценности и ожидания, которые оказывают влияние на ее структуру и цели, тем самым вносяриск неопределенности для управления и принятия решений (Г. Саймон, Ч. Барнард, Дж. Марч).
Кибернетическая модель– предполагает построение полной математической модели структуры организации с учетом многочисленных обратных связей (Д. Форрестер, С. Бир, С. Янг).
Институциональная модель– формы и поведение организации определяются обычаями, традициями, нормами (Д. Норт).
Конфликтная модель– организация имеет множество противоречивых целей и действует в условиях противоречивых интересов различных членов организации или ее групп (Р. Холл).
Органическая модель– общество сравнивается с живым организмом, в котором все части взаимозависимы (Т. Берне, Д. Сталкер).
Представители функционализма (Р. Мертон, А. Этциони, Т. Парсонс) рассматривали формальную организацию как самодостаточную и самоуравновешивающуюся в своей объективности систему. Главное, что отличает организацию от всех других видов, – это сознательное целеполагание, т. к. она создается с конкретной целью и сознательно планирует действия своих членов.
Так, А. Этциони указывает на всеобъемлющий характер организации для общества: «Мы рождены в организации, воспитаны в ней, мы посвящаем работе в организации значительную часть своего существования. Большинство из нас в ней и умирает, и когда наступает час похорон, самая большая из организаций – государство – должна выдать разрешение на захоронение».
В индустриальном обществе степень организованности повседневной жизни и социальных отношений носит максимальный характер. Складывание в конце XIX в. крупного капитала и новых форм производства потребовало решения следующих вопросов: как рационализировать управление производством и наладить трудовой процесс; как максимально удовлетворить потребности всех участников и одновременно достигнуть поставленных целей. Ответ на эти вопросы попытались дать Ф. Тейлор в своей управленческой концепции бюрократии и М. Вебер в теоретической концепции бюрократии. Эти концепции объединяет вера в возможность существования идеальной социальной
организации, которая может обеспечить скоординированную
трудовую деятельность и такое же бесперебойное управление,
следуя принципу рациональности.
Согласно концепции М. Вебера, образование формальной структуры общества – его организация – происходит на основе прогрессирующей рациональности. Общество, становясь более зрелым, освобождается от иррациональных представлений и традиций и стремится к рациональной организованности. В нем складывается стабильная, основанная на профессиональном управлении бюрократическая организация, имеющая четко фиксированную иерархию. Сам термин «бюрократия», означающий власть чиновников, был введен в научный оборот французским ученым В. де Гурнэ в 1745 г.
Описывая теоретическую модель бюрократической организации на примере «идеального типа», Вебер выделил семь отличительных черт, характеризующих ее деятельность.
1.Вертикально-иерархический порядок подчинения, предполагающий ответственность нижестоящих должностных лиц перед вышестоящими.
2.Деятельность должностных лиц регулируется на основе формально установленных правил и инструкций, обеспечивающих единообразие и непрерывность управленческой деятельности.
3.Строгое разделение труда, закрепленное в формальных правилах или законах (перечень должностных обязанностей); причем каждую функцию должен выполнять компетентный и знающий специалист, работающий по контракту и несущий полную ответственность за качественное выполнение своих обязанностей.
4.Лояльность каждого работника по отношению к организации в целом, принятие ее правил, деятельность в интересах целого; подчиняются только служебному долгу и должны быть максимально объективны («идеальный администратор трудится без гнева и пристрастий»).
5.Продвижение (карьера) должностного лица по служебной лестнице осуществляется в зависимости от его профессиональных способностей, уровня квалификации и стажа работы.
6.Наличие офиса или канцелярии, где принимаются жалобы, ведется деловая переписка и хранятся документы, относящиеся к деятельности организации.
7.Присутствие штатных работников, занятых делами организации и вознаграждаемых постоянным денежным содержанием (окладом).
Эта теоретическая модель имеет четко регламентированную систему, чтобы любые действия индивидов в рамках организации были предельно предсказуемыми, легко контролируемыми и поддавались простой управляемости. Согласно М. Веберу, бюрократия может обеспечить идеальное управление и функционирование организации как социального механизма, т. к. обезличена, и в этом заключается ее преимущество. В то же время Вебер отмечал и недостатки бюрократического управления, связанные с неспособностью быстрого реагирования при возникновении нестандартных ситуаций.
Теорию бюрократии М. Вебера большинство исследователей организаций (А. Гоулднер, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) воспринимали критически, т. к. человек, обладающий статусом формального лидера с широкими властными полномочиями и находящийся во главе организации, не всегда обладает полными специализированными знаниями. Из-за этого возникает потенциальный источник конфликтов в виде неформального лидера, обладающего нужными компетенциями и профессиональным авторитетом в рамках неформальной иерархической структуры, которая складывается параллельно формальной. В принципе идеально функционирующей формальной организации, как показало исследование Р. Мертона о неизбежности «непредвиденных последствий», не существует, т. к. живая социальная действительность изменчива и всегда многообразнее бюрократической системы , в то время как формальная организация
ригидна (от лат. rigidus – твердый, жесткий).
Таким образом, важной мерой развитости социальных связей общества является степень его разнообразия, разности видов и форм деятельности, способов связей между людьми, социальных организаций и институтов. В современном обществе существует огромное количество типов социальных организаций. В основном они различаются по сферам деятельности, в которых задействованы социальные образования. Это говорит о том, что в современном обществе нет проблем с мобильностью социальных связей, его развитостью.
-
Функции социальной организации
С указанными характеристиками организации в тесной взаимосвязи находятся также и ее основные функции. Наиболее важные из них:
(1) инструментальная — социальная организация является необходимым и важнейшим механизмом, способом и средством, при помощи которых социальный институт (или какой-нибудь другой социальный субъект) достигает цели своей деятельности;
(2) интегративная — благодаря социальной организации социальная система объединяется в целостный социальный организм;
(3) управленческая — важнейшая функция организации и основной се содержательный элемент — управление социальными процессами того или иного общественного института или другого объединения.
В целом, любая организация осуществляет комплекс функций, связанных с выявлением (обнаружением) проблем, их распознаванием, ранжированием, сортировкой, исследованием, подготовкой решений, контролем за реализацией решений, анализ результатов решений. Они образуют единый комплекс, поэтому их часто называют функциями управления проблемами организации.
К функциям социального управления следует отнести также функции правового регулирования, структурного регулирования, ценностного регулирования, управления инновациями, межорганизационного регулирования, а также классические функции менеджмента.
Правовое регулирование означает способность решать проблемы с помощью нормативно-правовых актов и предусматривает разработку и введение новых нормативно-правовых актов, корректировку старых. Кроме того, правовое регулирование предусматривает законодательное закрепление или запрещение естественно сложившихся порядков.
Структурное регулирование означает способность решать проблемы с помощью создания и введения новых или закрепления (или запрещения) существующих организационных структур, социальных институтов, специально созданных организаций и предусматривает разработку и внедрение новых организационных систем, изменение старых систем.
Ценностное регулирование заключается в целенаправленном изменении социальных ценностей, включая социальные нормы организации с целью решения социальных проблем. Ценностное регулирование предусматривает закрепление или запрещение тех или иных социальных (социокультурных) ценностей
Управление инновациями заключается в разработке и внедрении собственных инноваций, или использовании «чужих» для решения социальных проблем. Управление инновациями предусматривает закрепление и запрещение тех или иных инноваций.
Межорганизационное регулирование означает способность решать общие проблемы путем объединения нескольких организаций на временной или постоянной основе.
Межорганизационное регулирование предполагает создание договоров, союзов, ассоциаций и других видов объединений.
Таким образом, социальные организации выполняют достаточно объемный комплекс функций, способствующий развитию и упорядочиванию общественных отношений и общества в целом.
Заключение
Рассмотренный смысл понятия социальной организации характеризует ее с точки зрения внутренней формы и процесса взаимодействия элементов социальной системы. Этим она отличается от социального института, как внешней формы организации, как определенного субъекта (и объекта) организации, ее носителя.
В многообразии социальных взаимодействий важную роль играют социальные организации, объединяющие людей с одинаковыми целями, задачами, функциями и обусловленными им статусами, социальными ролями, культурными запросами, этическими признаками, в основе которых чаще всего лежит стремление к тем преимуществам, которые дает солидарность и объединение усилий. Многообразие социальных организаций демонстрирует зрелость того или иного общества, степень его развитости; позволяет быть ему социально устойчивым через процесс постоянного обновления его институтов и организаций.
Обобщая всё ранее упомянутое, отличием социальных организаций от других образований являются:
- реализация потенциальных возможностей и способностей человека
- формирование единства интересов людей
- сложность, динамизм, высокий уровень неопределенности.
Социальная организация в наше время – это динамичная структура, с тенденциями в развитии интегрированных операционных систем, развитии организационных структур, развитии систем стимулирования, стабилизации состава работников, вовлечении работников в управление, дебюрократизацией. Главное в социальных организациях то, что, как говорил Карл Маркс «Груз весом в тонну один человек поднять вовсе не в силах. Сто человек, действующих организованно, могут достигнуть этого совершенно легко».