Файл: Роль цифровизации в учете расчетов по оплате и охране труда.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В УЧЕТЕ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ И ОХРАНЕ ТРУДА
Гимранова Регина Тюлегеновна,
магистрант ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
Научный руководитель: Нурдавлятова Эльвира Фанизовна,
канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и налогообложения
Института экономики, финансов и бизнеса БашГУ,
г.Уфа, Российская Федерация
Аннотация: В статье проанализирована роль цифровизации в учете расчетов по оплате труда, особое место уделено развитию автоматизированных условий учетов, сделан вывод, что цифровизации в учете расчетов по оплате труда и охране труда является основой экономического развития общества.
Ключевые слова: заработная плата; плата за труд; цифровизация; охрана труда.
Экономика и ИТ-технологии, быстро проникают во все сферы нашей жизни. Конечно, оцифровка - это естественный процесс, вызванный быстрым развитием технологий, в том числе и в бухгалтерском учете [9, с.18]. Данные бухгалтерского учета используются в качестве основы для управленческой отчетности, поэтому важность достоверности корпоративной финансовой отчетности для внешних и внутренних пользователей заключается в риске и сфере ответственности каждого бухгалтера. Именно участие в бизнес-процессах и системах управления предприятием принципиально отличает современных бухгалтеров от их коллег прошлого века. Глубокое понимание деталей бизнеса, постоянное взаимодействие с руководителями других подразделений и совместная разработка технических условий для внедрения интегрированных систем автоматизации предприятиями - все это новые направления в бухгалтерской отрасли, требующие дополнительных знаний. В конце концов, даже среди обычных специалистов по бухгалтерскому учету ни один бухгалтер не является более или менее незнакомым с управленческим учетом, составлением бюджета, финансовым анализом, МСФО, кадровыми вопросами, вопросами подачи документов, положениями трудового законодательства, гражданского и налогового законодательства. Бухгалтер также знаком с положениями некоторых положений КоАП и Уголовного кодекса Российской Федерации [1]. ИТ-системы важно внедрить при условии грамотной подготовки отчета, чтобы эти системы могли отслеживать все изменения законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения, и не только, но и анализировать все инновации. В случае инноваций задача заключается в грамотном применении этих норм,
либо адаптации бизнес-процессов к ним, либо минимизации рисков.
Поэтому бухгалтер в современной экономической реальности - это аналитик с глубоким и системным мышлением, постоянно оттачивающий свои профессиональные способности, предупреждающий менеджеров о рисках, помогающий защитить корпоративные активы и повышающий профессиональные стандарты, потому что непрерывное профессиональное развитие учитывает цифровизацию и реальность, определяемую непрерывными инновациями. Трудно найти специалиста, чьи знания и навыки не требуют постоянной корректировки. Поэтому такое сочетание качеств бухгалтеров, таких как внимание и настойчивость, обширные знания в сочетании со способностью адаптироваться к требованиям различных бизнес-процессов, аналитические навыки в сочетании с коммуникативными навыками и способность обрабатывать большие объемы информации, умноженные на управленческие навыки, - это наиболее показательный пример мягких навыков (суперпрофессиональных навыков). По словам президента, цифровая экономика - это не самостоятельная отрасль, а фактически фундамент, который позволяет создавать бизнес, торговлю, логистику, производство, образование, медицинское обслуживание, государственное управление и общение между людьми, что является для страны. В первую очередь, формирование цифровой экономики связано с национальной безопасностью и независимостью. Поэтому, согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «Национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации до 2024 года» сформировали направление «Цифровая экономика Российской Федерации» [7]. В рамках национального плана «Цифровая экономика» были сформулированы меры по реализации следующих ключевых направлений экономических и социальных преобразований. Расчет вознаграждения с сотрудниками является одним из наиболее трудоемких направлений в бухгалтерском учете. Согласно статье 79 Закона о труде Республики Казахстан, для правильного расчета заработной платы работников на предприятии должна быть организована система учета рабочего времени. Система включает в себя учет времени, в течение которого сотрудники работают, и времени, в течение которого они не работают. Объектом учета являются все сотрудники компании
, которых могут быть десятки, сотни, а иногда даже тысячи человек. При расчете заработной платы, премий и других выплат следует учитывать прогулы всех сотрудников, детали его работы и многие другие нюансы. Задача подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности также осложняется частыми изменениями правил исчисления НДФЛ в законодательстве. За всем этим очень трудно уследить. На рисунке 1 показано, какие задачи были решены с помощью комплексной автоматизации учета заработной платы.
Рисунок 1 − Задачи, решаемые за счет комплексной автоматизации учета заработной платы
Расчет заработной платы и её начисление являются ключевыми областями любого бизнеса: вы не можете допускать ошибок и не можете допускать задержек. Последствия трудно недооценить, потому что они могут привести к рискам:
– потеря ценного персонала;
– социальный взрыв в коллективе;
– возникновения проблем с законодательством в целом и налоговыми органами в частности;
– снижается имидж компании и привлекательность человеческих ресурсов.
Большинство из этих рисков приносят убыток компании.
В таблице 1 мы рассмотрим, какие проблемы были решены с помощью автоматизации учета труда и заработной платы.
Таблица 1 − Проблемы учета труда и заработной платы и пути их решения за счет автоматизации
Проблемы | Пути решения |
Контроль и учёт | Учёт времени, проведённого на рабочем месте |
Всесторонний контроль над работой сотрудников | |
Учёт каждого прогула и не прихода на работу | |
Контроль над начислениями заработной платы и других выплат | |
Повышение эффективности | Совершенствование организации бухгалтерского учёта и отчётностей |
Увеличение производительности труда | |
Автоматический и быстрый расчёт заработной платы | |
Выявление наиболее продуктивных сотрудников | |
Снижение потерь | Предотвращение прогулов |
Исключение ошибок при начислениях заработной платы | |
Выявление наименее продуктивных работников | |
Исключение ошибок при составлении налоговых отчётностей | |
Аналитика и статистика бизнеса | Анализ производительности труда |
Ведение картотеки сотрудников | |
Статистика по рабочим часам работника за временные периоды | |
Составление отчётностей для ведения успешной кадровой политики |
Автоматизация оплаты труда основана на базе «1С: Предприятие», которая фактически является признанным стандартом в Российской Федерации и СНГ. Всегда соответствует действующим требованиям законодательства. Предоставляет огромные возможности для адаптации к конкретным требованиям бизнес-процессов компании или пожеланиям конкретных пользователей. Активно развивается в области управления управленческим персоналом и расширяет сферу своего применения. Автоматизация и оцифровка учета труда и заработной платы от имени малых и средних предприятий являются гарантией эффективного использования человеческих и финансовых ресурсов [3].
На федеральном уровне активно идет переход на цифровые сервисы, включая электронный документооборот персонала и электронную информацию трудовой деятельности в электронном виде, использование электронного листка нетрудоспособности, безбумажного страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования и т.п., что позволяет автоматизировать не только учет заработной платы, но и усиливает внутренний контроль за охраной труда. В то же время цифровизация не должна быть самоцелью: современные технологии необходимы только тогда, когда использование современных технологий позволяет достичь более высоких результатов с точки зрения эффективности. Поэтому для национального управления системой охраны труда очень важно создать условия для взаимодействия всех основных игроков цифровой трансформации сферы охраны труда: работников, работодателей, государственных органов, профсоюзов и экспертных организаций. Возможность обмена всеми необходимыми документами, работой и анализом с собранными данными создаст условия для эффективного создания и управления системами охраны труда, бизнес-мониторинга, анализа и прогнозирования для принятия высококачественных управленческих решений, снижения затрат и оптимизации организационной структуры компаний и национальных учреждений. Мы считаем, что этого можно достичь путем создания единой централизованной цифровой платформы - Федеральной информационной системы управления охраной труда (ФГИС УОТ). Единая цифровая платформа, разработанная в рамках проекта и основанная на серверах национальных органов власти, должна представлять собой набор взаимосвязанных цифровых систем, подсистем и сервисов [1].
В тех компаниях, которые внедрили процессы учета, контроля и обучения для обеспечения и поддержания безопасных условий труда, процесс оцифровки является следующим логически необходимым этапом в построении системы управления охраной труда. Очевидно, что цифровые технологии не только ускоряют и упрощают многие бизнес-процессы, но и позволяют свести к минимуму так называемый «человеческий фактор». В случае больших объемов данных, которые необходимо обработать, в принципе цифровые технологии неотделимы друг от друга. «Цифры в охране труда» - это даже не будущее, это необходимость текущего момента. Ключевой целью цифровой трансформации является создание прозрачной интерактивной системы среди всех участников, а, следовательно – стать эффективным инструментом реального управления системой охраны труда страны [5].
Преобразование внутренних и внешних процессов в области охраны труда в единую цифровую платформу позволит решить проблемы, поднятые в таблице 2.
Таблица 2 − Проблемы организации охраны труда и пути их решения за счет автоматизации
Проблемы | Пути решения |
Много документов для заполнения «вручную» | Сократить количество бумажных документов, журналов и перейти к использованию юридически значимых цифровых записей в информационной системе |
Неразвитая межведомственная интеграция | Развить межведомственную интеграцию органов государственной власти, основанную на совместном использовании данных из единой системы |
Множественность различных отчетов | Исключить излишнюю отчетность для работодателя за счет межведомственной интеграции |
Необходимость частых проверок /сверок | Исключить проверки, которые возможно выполнить автоматически в информационной системе |
Излишняя численность для организации учета | Оптимизировать организационную структуру компании за счет автоматизации бизнес-процессов |
Неэффективное взаимодействие между подразделениями | Создать прозрачную систему взаимодействия для всех участников сферы охраны труда |
Концепция единой цифровой платформы должна быть направлена на повышение качества и эффективности документооборота на основе высокотехнологичных решений, упрощение, продвижение и создание комфортных условий для электронного взаимодействия между органами государственной власти и/или хозяйствующими субъектами, сотрудниками и другими участниками рынка.