Файл: Место, функции и своеобразие употребления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не заутренние звоны,

А венчальный переклик,

Скачет свадьба на телегах,

Верховые прячут лик.

В нашей церкви зазвонили,

Повезли дружка к венцу.

Дай, подружка, сонных капель,

Я с досадушки умру.

Из частушечных стилизаций раннего Есенина наиболее интересна «Заиграй, сыграй, тальяночка…». Это «литературный вариант» многострочной частушки, в котором слились воедино фольклорные и индивидуальные художественные средства.

Некоторые приемы и образы, воспринятые Есениным из частушек, станут частью его поэтического арсенала. Например, символика одежды: «Я надену красное монисто, Сарафан запетлю синей рюшкой. Позовите, девки, гармониста, Попрощайтесь с ласковой подружкой» («Девичник», 1915), «Голубая кофта, Синие глаза. Никакой я правды милой не сказал»(1925). Или образ тальянки – гармоники, то задорной, то тоскующей, то потерявшей голос. Родимый голос тальянки слышится поэту и в завывании метели, и в зеленом шуме весны («гармоника снежная», «тальянка веселого мая»). Так частушечный образ впитывает в себя личные чувства и настроения автора и входит в круг излюбленных есенинских образов.

Ритмы частушки войдут в поэму зрелого Есенина «Песнь о великом походе» и будут звучать в некоторых его стихах – от «Заиграй, сыграй, тальяночка …» до «Клен ты мой опавший, клен заледенелый», написанных 6 и 8-стопными хореями в форме двустиший парной рифмовки. Есенинские двустишие – это в сущности частушечные четверостишия.

Напевность – еще одна особенность есенинской лирики. Его стихи написаны как песни и легко положены на музыку. Популярности стихотворений – песен Есенина способствовало их главное ритмическое течение, простой язык, отсутствие словесной и образной затрудненности. Музыкальность – главное, что унаследовал Есенин у фольклора. В своей поэзии он часто использует песенные и частушечные сюжеты и мотивы, видоизменяя их порой до неузнаваемости. Очень важная для поэта ритмическая организация стихотворения. Они близки к частушкам, в которых преобладают хореические ритмы и обязательна рифмовка смежных или четных строк («Заиграй, сыграй, тальяночка…»). От народного стиха Есенин берет прибаутки, припевки («Сыграй, тальяночка, эхая, Сыграй-ка, черномехая», «Выйди, выйди ты, милашка, на полчасика сюда…»), форму выражения чувств («почернело мое сердце черней камня, горчей перца»), детали внешности героев («глаза черны, брови тоже, на цыганочку похожа»). От книжной поэзии – кольцевая композиция, но не буквальное повторение строк в конце; усложнение обратного параллелизма: «струи озера ткут узор, платок, «шитьем украшенный».
Выводы по главе I.

В работе показано, какое место занимали разные жанры фольклора в творчестве поэта. Особое внимание обращено на народные песни, которые открыли перед поэтом красоту окружающего мира, пробуждали любовь к людям. Однако Есенин не слепо следовал песенным традициям, что показано, например, на сопоставлении архетипов матери и родины в фольклоре и в его поэзии. Заметили, что в народных песнях образ матери предельно обобщен, а в творчестве поэта он конкретизируется. В этом, на наш взгляд, неповторимость и своеобразие поэзии Есенина. Что касается архетипа родины, то в народных песнях - это прежде всего любимая картина родной вольной природы, тогда как в творчестве Есенина родина - это и природа, и сама Россия. Особенность есенинских стихов о России - прямое обращение к родине в целом.

Во втором параграфе первой главы работы рассмотрены в сопоставительном плане народные частушки и частушки С. Есенина. Первые, оказали воздействие на него. Он признавался об этом так: «Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки». Как тематика народных частушек, так и тематика частушек, сочиненных Есениным, многообразна: жизнь диктовала это. Но Есенин как талантливый поэт внес свою собственную тему - «О поэтах».

Итак, на творчество Есенина сильно повлияли деревенские частушки, которые он собирал и сочинял свои по аналогии с народными.




ГЛАВА II.

МЕСТО, ФУНКЦИИ И СВОЕОБРАЗИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ

ФОЛЬКЛОРНЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ

СРЕДСТВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТА

II.1. Символика

О символике народных песен емко написала Н.П. Колпакова: «Символика в качестве поэтического приема входит в поэтику различных фольклорных жанров.

Во второй главе рассмотрено своеобразие употребления фольклорных изобразительно - выразительных средств (символика, в том числе цветовая, повторы разных типов: анафора, эпифора, аллитерация, ассонансы и т. д.) в стихотворениях поэта, которым Есенин предавал особое значение. Символика народных песен заметно расширила его поэтический кругозор (была рассмотрена символика цвета, растительного и животного мира).

Символика, на наш взгляд, как важный поэтический прием имеет большое значение для передачи лирических переживаний, для создания определенного эмоционального настроя. С ее помощью передаются разные психологические состояния персонажей. Например, обман, обида символически передаются через изображение непогоды, бури, смятой травы и т.д., а веселье, радость передаются светом солнца, зарей, цветущим лугом, цветами, садом.

Подтвердим последнее примерами.
В народной песне:

В частушке:

В садудевки, Я была в садочке,

В садудевки гуляли, Ломала сучочки.

В садукрасны. Меня милый целовал

В садукрасны гуляли... В румяные щечки

У Есенина:

Но сад наш!...

Сад...

Ведь и по нем весной

Пройдут твои

Заласканные дети

Отталкиваясь от народной символики, поэт на наш взгляд пошел значительно дольше, создав на ее основе свой, грубо есенинские символы.

Например, в народных песнях, частушках и в произведениях Есенина образ березы является символом то любви и счастья, то (иногда) - горя и несчастья.

В народной песне:

Ты береза моя


Ты моя березонька,

Ты кудрявая, моложавая!

На горе ли ты стоишь,

Стоишь на всей красоте.

Над тобой - то ли, березонькой,

Молодец с милой расставается.

В данном случае береза является символом разлуки предстоящего одиночества.



Есенин употребляет берёзу то женщине (автор пьянеет, обнимая её стан), то девушке с золотистыми косами и в холщовом сарафане. Берёза будит в нём чувственные ассоциации (символ сильной и простой любви), представление о чистоте и невинности.

В народной поэзии белая берёза тоже может быть символом девушки:

Как не белая березонька

Со липой свивалась,

Как в пятнадцать лет девица

С молодцем свыкалась

Если в народной поэзии береза является символом горя. Может быть и символом девушки. То в произведениях поэта образ береза наделяется человеческими качествами (он ею любуется). Это ново. Есенин идет дальше фольклора.

II.2. Повторы

Поэт создал свои неповторимые символы, ровно обогатил народные традиции разных видов повторов, включая звуковые.

У каждого поэта, писателя есть своя манера выражения мысли, свой лейтмотив, который звучит на протяжении какого-то периода творчества и сменяется другим на новом этапе. У Есенина особенно ярким способом выражения экспрессии были повторы.

В народных песнях и частушках употребляются разные виды повторов. Отметим следующие их функции: способствуют организации стиха, придавая ему напевность, усиливают художественную выразительность текста, скрепляют части произведения в целое, усиливают их эмоциональное звучание. Повторяться могли междометия, отдельные слоги при распеве, слова, словосочетания, а также целые группы стихов.

Сравним в народной частушке:

Я иду, иду гориночкой.

Иду, иду горой.

Я сама не сиротиночка,

Гуляю с сиротой.

У поэта:

О, верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло.

Заря молитвенником красным

Пророчит благостную весть.

О, верю, верю, счастье есть.

Выводы по главе II.

Во второй главе рассмотрено своеобразие употребления фольклорных изобразительно-выразительных средств (символика, в том числе цветовая, повторы разных типов), в стихотворениях поэта, которым Есенин предавал особое значение.

Изучение фольклоризма в творчестве Есенина показало, что народное творчество обогатило поэта.

Фольклор помог Есенину стать глубоко народным поэтом, овладеть национальным характером мировосприятия. Систематическое обращение Есенина к народной словесности не лишило его творческой индивидуальности. Усвоив эстетические нормы устной народной поэзии, он использовал главным образом ее общие принципы и приемы, наполняя их своим содержанием и придавая им неповторимо есенинскую поэтическую окраску.


Итак, нет сомнения в том, что Есенин - блестящий мастер различных повторов (особенно звуковых) не только испытывал влияние фольклора, но и сам создал их неповторимую палитру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сила и обаяние лирики Есенина в ее правдивости, искренности и задушевности. Его поэзия заставляет мечтать, наслаждаться, гордиться.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что С. Есенин всегда был, есть и будет жить в сердцах многих людей. Одна из главнейших черт его поэзии - это полная слитность с народной жизнью.

В работе показано, какое место занимали разные жанры фольклора в творчестве поэта. Особое внимание обращено на народные песни, которые открыли перед поэтом красоту окружающего мира, пробуждали любовь к людям. Однако Есенин не слепо следовал песенным традициям, что показано, например, на сопоставлении архетипов матери и родины в фольклоре и в его поэзии. Заметили, что в народных песнях образ матери предельно обобщен, а в творчестве поэта он конкретизируется. В этом, на наш взгляд, неповторимость и своеобразие поэзии Есенина. Что касается архетипа родины, то в народных песнях - это прежде всего любимая картина родной вольной природы, тогда как в творчестве Есенина родина - это и природа, и сама Россия. Особенность есенинских стихов о России - прямое обращение к родине в целом.

Во втором параграфе первой главы работы рассмотрены в сопоставительном плане народные частушки и частушки С. Есенина. Первые, оказали воздействие на него. Он признавался об этом так: «Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки». Как тематика народных частушек, так и тематика частушек, сочиненных Есениным, многообразна: жизнь диктовала это. Но Есенин как талантливый поэт внес свою собственную тему - «О поэтах».

Во второй главе рассмотрено своеобразие употребления фольклорных изобразительно-выразительных средств (символика, в том числе цветовая, повторы разных типов), в стихотворениях поэта, которым Есенин предавал особое значение.

Изучение фольклоризма в творчестве Есенина показало, что народное творчество обогатило поэта.

Фольклор помог Есенину стать глубоко народным поэтом, овладеть национальным характером мировосприятия. Систематическое обращение Есенина к народной словесности не лишило его творческой индивидуальности. Усвоив эстетические нормы устной народной поэзии, он использовал главным образом ее общие принципы и приемы, наполняя их своим содержанием и придавая им неповторимо есенинскую поэтическую окраску.


Список литературы

  1. Аникин В.П., Круглое Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. - Л.: Просвещение, 1983. - 416 с.

  2. Волков А.А. Художественные искания С. Есенина. - М: Сов.писатель, 1976. - 440 с.

  3. Есенин и русская поэзия: Сборник статей / Под ред. В.Г. Базанова. - Л.: Наука, 1967. -395 с.

  4. Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. - М.: Худ. лит., 1976. - 317 с.

  5. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь - справочник. - М.: Просвещение, 2002. - 334 с.

  6. Зырянов И.В. Поэтика русской частушки: Учеб.пособие. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1974. -174 с.

  7. Карпухин И.Е. Жемчужины народного поэтического слова // Карпухин И.Е. Частушки. - Уфа: Китап,2003.-528с.

8. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. - М.; Л., Изд-во АН СССР, 1962. -284 с.

9. Коржан В. В. Есенин и народная поэзия. - Л.: Наука, 1969. - 199 с.

  1. Наумов Е.И. Сергей Есенин. Жизнь и творчество. - М; Л.: Просвещение, 1965. - 280 с.

  2. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Поэт. Человек. - М: Просвещение, 1973. - 238 с.

  1. Рождественский И.И., Жислина С.С. Русские частушки. - М.: Худ. лит., 1956. - 493 с.

  2. Русские народные песни: Сборник / Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. А.Н.Розова. - Л.: Сов.писатель, 1988. - 464 с.

  3. Юшин П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. - М.: Изд-во МГУ, 1969. -479 с.