Файл: Самостоятельная работа по теме Задание Опишите особенности функциональных стилей русского языка. Существует пять стилей речи публицистический, научный, официально деловой, разговорный и художественный..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 4.2.
Задание 1. Опишите особенности функциональных стилей русского языка. Существует пять стилей речи : публицистический , научный , официально - деловой , разговорный и художественный . У каждого из них есть :
1) сфера применения ; 2) жанр , в котором употребляется тот или иной стиль ; 3) языковые средства ; 4) стилевые черты , и , несомненно , 5) задача ( или функции ) данного стиля.
Теперь поподробнее о каждом из них :
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ - 1) сфера - чаще всего употребляется в повседневной жизни , например , радио , газетах , телевидении и подобных средствах массовой информации. 2) жанры могут быть такими : всяческие интервью и репортажи , различные заметки и фельетоны , и др. 3) языковыми средствами являются обращения , побудительные предложения , риторические вопросы . 4) яркость , эмоциональность и призывность - основные стилевые черты публицистического стиля . 5) публицистика воздействует на поступки людей , убеждает их в чем - либо .
НАУЧНЫЙ - 1) сфера - чаще всего употребляется в учебниках , научных трудах , выступлениях на научных конференциях . 2) жанры могут быть такими : диссертация , реферат , доклад , научная статья и др. 3) языковыми средствами являются усложненный синтаксис , термины и абстрактные существительные .4)подчеркнутая логичность , точность , доказательность - основные стилевые черты научного стиля. 5) используя данный стиль речи следует обобщить , проанализировать , сообщить точные сведения и объяснить причины.
ОФИЦИАЛЬНО - ДЕЛОВОЙ : 1) сфера - чаще всего употребляется в международных документах и деловой документации . 2) жанры могут быть такими : характеристика , отчет , справка , протокол , заявление , расписка и др. 3) языковыми средствами являются безличные предложения и стандартные выражения, а также , слова со значением должествования . 4) бесстрашность , четкость , строгость - основные стилевые черты научного стиля . 5) используя данный стиль речи следует инструктировать , дать указания и проинформировать человека .
РАЗГОВОРНЫЙ : 1) сфера - употребляется в непринужденных беседак , как правило , на бытовые темы. 2) жанры могут быть такими :обычная дружесская беседа , телефонный разговор или бытовое письмо . 3) языковыми средствами являются разговорная лексика , прямая речь , обращения и т.д. 4) эмоциональность , непринужденность , неофициальность - основные стилевые черты разговорного стиля. 5) используя разговорный стиль люди обмениваются мыслями , передают бытовую информацию и деляться чувствами друг с другом.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ : 1) сфера - обычная художественная литература . 2) жанры могут быть такими : пьеса , басня , стихотворение , рассказ и др. 3) языковыми средствами являются метафоры . синонимы , антонимы , сравнения и олицетворения. 4) эмоциональность , образность выразительность и конкретность - основные черты художественного стиля. 5) используя художественный стиль нужно изобразить предмет , событие , передать чувства и впечатления , заставить сопереживать.
Задание 2. Составление и заполнение таблицы «Стили/подстили текста - примеры текстов».
Задание 3. Определите стилистическую окраску слов и подберите к ним синонимы иной стилистической окраски. Болезнь, драться, брести, рукоплескать, ничегонеделание, воин, ввалиться, изгнать, бояться, лентяй, настойчивый, необразованный, здешний. Стилистическая окраска синонимы
Болезнь
нейтральное Хворь , немочь, заболевание
драться разговорное биться, сражаться.
брести книжное Идти, топать, шагать
рукоплескать,
книжное аплодировать
ничегонеделание,
книжное Безделье,
воин
книжное Солдат,
ввалиться,
разговорное войти
изгнать,
книжное выгнать
бояться,
нейтральное Страшиться, трусить
лентяй,
нейтральное Бездельник, лодырь
настойчивый,
нейтральное Упорный. пробивной
необразованный,
книжное неуч
здешний.
книжное Местный,
Задание 4. Подберите синонимы к выделенным словам. Обратите внимание, что грамматически предложения могут измениться. Изменится ли стиль? 1. Мы применили всякие методы исследования. 2. Когда умер А.С.Пушкин? 3. Недалеко от нашего дома находится базар. 4. Он вдруг почувствовал резкую боль. 5. Журналисты задавали президенту различные вопросы. 6. Он любил думать о смысле жизни. 7. Он пока не женат. 8. У меня появились непредвиденные проблемы. 9. В этом деле есть как хорошие, так и плохие стороны. 10. Никто не знает, где прячется этот человек. 11. Не надо тратить деньги на сувениры. 12. Надо починить папину машину. 13. Когда появилась жизнь на нашей планете? 14. Он кинул мяч в корзину, но промахнулся. 15. Старший брат отнял у младшего книгу. 16. Давай подарим маме фартук! 17. Порезанный палец надо перевязать. 18. Всю ночь придется не спать. 19. У бизнесмена украли машину. 20. Расскажите, что случилось.
когда скончался Пушкин . недалеко от нашего дома находится рынок. он внезапно почувствовал резкую боль. журналисты задавали президенту разнообразные вопросы. он любил размышлять о смысле жизни. он пока свободный. у меня возникли непредвиденные проблемы. в этом деле будут как хорошие так и плохие стороны . никто не знает где скрывается этот человек . не надо транжирить деньги на сувениры . надо отремонтировать папину машину. когда возникла жизнь на нашей планете. он бросил мяч в корзину но промахнулся . старший брат забрал у младшего книгу . давай подарим маме передник . порезанный палец надо забинтовать . всю ночь придется бодрствовать . у бизнесмена угнали машину . расскажите что стряслось .