Файл: Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка.docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка. Развитие музыкальных способностей, как и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду, - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Основным признаком музыкальности считается эмоциональная отзывчивость на музыку, т.е. способность её переживания, а также музыкальный слух и чувство ритма. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно: помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей; развивает познавательные способности; воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка.
Методы и приёмы развития музыкально-ритмических способностей декламацией стихов, пением песен. Во всем этом ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности. Играющий ребенок бессознательно использует основные ритмические величины (четверти, восьмые). Педагог музыки может хорошо использовать ритмичность детей и построить на этой основе уже сознательную музыкальную работу.
В музыкальной педагогике очень распространено убеждение в том, что чувство ритма мало поддается воспитанию. Большинство педагогов склонно в этом отношении проводить различие между музыкальным слухом и чувством ритма, считая, что последнее развивается гораздо труднее, чем музыкальный слух. Это широко распространенное мнение нашло отражение в книге Баренбойма, где написано: «В то время, как развитие чувства музыкального ритма, как показали и психологические опыты, и педагогическая практика,
чрезвычайно ограничено в своих пределах, музыкальный слух поддается почти безграничному совершенствованию».
Чувство ритма воспитуемо и развиваемо можно сказать с уверенностью, основываясь на своём опыте. После года занятий в оркестре шумовых и ударных инструментов, почти все дети показали хорошие результаты и достижения - отличали сильную долю от слабой, могли воспроизвести сложный ритмический рисунок.
Оркестр детских шумовых и ударных инструментов является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, музыкально-ритмических способностей, памяти. Создание таких оркестров - это замечательное средство развития метроритмического слуха у ребёнка. Наличие оркестра детских шумовых и ударных инструментов расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника и повышает его интерес к музыке.
Таким образом, ссылка на «психологические опыты для доказательства того, что развитие музыкально - ритмического чувства» чрезвычайно ограничено в своих пределах, являются совершенно необоснованными.
Данная работа является актуальной, дабы развеять миф о необходимой врожденности чувства ритма и невозможности его развития
-
Метроритмическое чувство и способы его развития в условиях игры в шумовом
Метроритмическое чувство является одной из главных музыкальных способностей, определяющих качество общения человека с музыкальным искусством, возможность осуществления им любой музыкальной деятельности, будь то слушание, сочинение или исполнение музыки. Этим определяется необходимость развития данного чувства у ребёнка, начиная с первых этапов обучения его музыке. Каким должен быть этот процесс, с помощью каких средств он может осуществляться, можно определить, зная основные особенности этой музыкальной способности. Первое, о чём говорят исследователи, характеризуя чувство ритма у человека, это его универсальность. Проистекает данное качество из ритмичности самой природы, ритмичности окружающей человека действительности. Ритм есть во всём: в движении времени – смене дня и ночи, чередовании времен года, в протекании любых природных процессов – дыхании живых существ, биении сердца, приливах и отливах, движении волн и др. Это позволяет считать ритм универсальной категорией, чьё содержание охватывает любые формы действительности, распространяясь, в том числе, и на результаты человеческой деятельности. В самом общем плане ритм определяется как «закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц» [18], что согласуется со значением самого слова: в переводе с греческого языка «ритм» (rhytmos) есть «равномерное чередование, размерность, согласованность» [46]. 7 Чаще всего понятие ритма связывают с особенностями чередования каких-либо явлений или событий во времени и пространстве, что Б.М. Тепловым квалифицируется как единственный безусловный его признак: «Ритм как всеобъемлющее понятие... характеризуется только одним весьма неопределенным признаком: временной или пространственный порядок предметов, явлений, процессов» [42, с. 270]. Всегда считалось, что именно музыка является сосредоточением ритма, наиболее ярким и непосредственным его воплощением. Именно в музыке ритм становится одним из основных, центральных элементов. Неся в себе определенную информацию, он выступает ярчайшим выразительным средством музыкального искусства. Вместе с тем, музыкальный ритм – это одно из самых сложных по организации ритмических образований, что находит отражение в различных определениях понятия. В широком значении музыкальный ритм рассматривается как временная и акцентная сторона мелодии, гармонии, фактуры и всех других элементов музыкального языка [44, с. 207]. Так же отмечают, что ритмический рисунок произведения образуется не только от сочетания одинаковых или различных длительностей, но и наличия акцентов. Это указывает на ещё одну составляющую музыкального ритма – метрическую акцентуацию. Метром в теории музыки называется равномерное чередование равных по длительности сильных и слабых долей времени [30]. По сути, метр как раз и организует ритм, он позволяет сравнить длительности отдельных звуков и осмыслить их выразительное значение. Благодаря метру рождается ощущение равномерности всего музыкального движения.
Эффективным способом развития метроритмического чувства выступает игра на детских музыкальных инструментах. По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на инструментах – бубне, барабане, деревянных палочках, ложках, колокольчике и др. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыки, потом их действия становятся все более самостоятельными. Главным условием при этом называется следующее: ребенок должен точно воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Сопутствующим средством здесь может стать проговаривание стихотворных текстов. Также хорошо зарекомендовали себя такие приемы работы, как прохлопывание руками метроритмических структур с одновременным пропеванием мелодии и узнавание мелодии по одному лишь ритму. Последний способ опирается на внутренний слух и способность хранить в памяти ранее услышанные мелодии (по Б.М. Теплову – способность к музыкально-слуховым представлениям). Воспринимаемый на слух музыкальный материал ребенок сравнивает с тем, что ему уже знакомо, на основании чего и производит процедуру опознавания.
Существенную роль в развитии чувства ритма у ребенка занимает первоначальный период обучения. Именно в этот период определяются дальнейшие перспективы обучения музыке, оказывается решающее воздействие на всё «ритмическое будущее» ученика. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми умениями и навыками, учащийся не сможет в дальнейшем правильно воспринимать и понимать музыку.
Первичные проявления чувства метроритма у ребенка возникают рано, начиная с первого года жизни, и происходят неосознанно. Встречаясь с многочисленными вариантами ритмических действий, ребенок сам принимает в них активное участие: он шагает, прыгает, танцует, связывает игровые движения с декламацией стихов, пением песен. Во всем этом малыш проявляет свои ритмические способности и развивает их. Подтверждением тому являются многочисленные исследования, свидетельствующие об очень раннем возникновении у ребенка музыкально-ритмических реакций, о доминировании ритмического начала на самых первых стадиях развития музыкальности
Развитие метроритмического чувства
Игра «Сильные и слабые»
Изучаем простые размеры 2/4, 3/4, сильную и слабые доли, учимся отличать их друг от друга. Для этого делю детей на две группы, и мы играем - одна группа становится сильной долей, и должны одновременно сначала хлопать, а потом играть на сильную долю, должна выделять её. А вторая группа становится слабой долей, и должна следовать за сильной, и не выделяться. Затем группы меняются местами, чтобы каждый мог попробовать играть и сильную, и слабые доли. Игры польку и вальс, чтобы закрепить полученные знания на практике.
Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Выбрав известную детскую песню, которую дети поют хором, мы ставим детей в круг, они равномерно движутся под музыку, поют и хлопками и притопами воспроизводят ритмический рисунок. В дальнейшем, все вместе определяем, какие инструменты могут звучать в этой песне, на какую долю, и какой ритмический рисунок следует на них исполнять. Затем распределяем инструменты между ребятами.
Помогаем детям в роли дирижёра, кивком головы показываем начало произведения и помогаем сохранению правильного шага, т.е.равномерного ритма и темпа.
Ритмические упражнения
Пример. Упражнение “Уточки”
Наши уточки с утра:
кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)
Наши гуси у пруда:
га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)
Наши курочки в окно:
ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)
После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.
Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии, ставим перед детьми задачу узнать её по мелодии, спеть её, прохлопать ритм. И после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу.
Пример. Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”.
Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.
Использование в работе стихотворного ритма.
Упражнения по ритмодекламации, скороговорки, речевые игры со звучащими жестами - вот способы, которые очень помогают в развитии музыкально - ритмических способностей дошкольников, в устранении дефектов речи, развитию артистических способностей.
«Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу».
Воспринять и воспроизвести музыкальный ритм можно только на основе чувства ритма, т.е. на основе эмоционального критерия, опирающегося на моторику.
Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить.
В раннем возрасте музыкально- ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения.
Ритм, пульсация, движение, действие - по сути своей характеристики одного и того же. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура».
«Игры с именами» имеют особую ценность для личностного становления детей, хотя носят и прикладной характер - помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации и т.д. Игры с именами являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, свой стиль. В этих играх каждому ребенку уделяется внимание других участников игры: представленный им образ тут же копируется другими детьми. Этот прием позволяет ребенку не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме этого, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с ними. Громкое, четкое произношение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе.
Используются различные методы и приемы развития музыкально-творческих способностей детей:
· Ритмичное декламирование текста, сопровождаемое звучащими жестами, шумовым аккомпанементом, игрой на ДМИ.