Файл: Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка.docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ритм, пульсация, движение, действие - по сути своей характеристики одного и того же. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура».
Методические рекомендации по работе над музыкальным произведением
«Смелый пилот» Е. Тиличеевой
1. Познакомить детей с попевкой. Учить петь мелодию на одном звуке.
Методика проведения. Первоначально попевку исполняет музыкальный руководитель. Дети усваивают ее, прохлопывают ритмический рисунок.
2. Точно передавать ритмический рисунок попевки.
Методика проведения. Дети исполняют попевку, одновременно прохлопывая ритмический рисунок, затем поочередно играют на ударных инструментах -- бубне, трещотке, ложках. Музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент.
3. Обучать игре на металлофоне. Точно передавать ритмический рисунок.
Методика проведения. Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить попевку и пропеть ее, исполняет попевку на металлофоне.
При этом обращает внимание детей на положение молоточка в руке, указывает, на какой пластинке следует играть. Дети поочередно исполняют (двое-трое детей), вся группа поет.
4. Учить детей правильным приемам звукоизвлечения, точно передавать ритмический рисунок.
Методика проведения. Музыкальный руководитель играет знакомую попевку на металлофоне. Затем дети исполняют ее поочередно. Если кто-то затрудняется, музыкальный руководитель приходит на помощь. Дети получают задание позаниматься в музыкальном уголке.
5. Учить детей правильным приемам игры на металлофоне. Точно передавать ритмический рисунок на ударных инструментах.
Методика проведения. Музыкальный руководитель исполняет попевку на металлофоне, дети должны узнать ее. Затем ребята исполняют попевку поочередно. Несколько детей передают ритмический рисунок на ударных инструментах.
6. Правильно передавать в игре на металлофоне ритмический рисунок. Учить играть ансамблем.
Методика проведения. Ребенок исполняет попевку на металлофоне с музыкальным сопровождением. Вся группа пропевает ее. Повторное исполнение на металлофоне сопровождается игрой на различных ударных инструментах.
7. Осваивание навыков совместной игры на металлофонах. Одновременное начало и окончание игры.
Методика проведения. Музыкальный руководитель предлагает сыграть попевку двум детям поочередно. Если исполнение обоих будет верным, дети повторяют ее одновременно (металлофоны расположены на специальных подставках или небольших столиках).
Обращается внимание детей на необходимость слышать друг друга и музыкальное сопровождение. Дети исполняют попевку дважды. Затем вызываются другие ребята. Они также вначале исполняют попевку поочередно, затем играют вместе. Ребята получают задание поиграть ансамблем в группе.
8. Осваивать навыки совместной игры на двух металлофонах. Придерживаться общего темпа.
Методика проведения. Дети играют знакомую попевку на двух металлофонах. Если мелодия исполняется без ошибок, можно предложить сыграть ее одновременно на четырех инструментах. Остальные пропевают попевку, передавая в хлопках ее ритмический рисунок.
На последующих занятиях можно повторять попевку в исполнении ансамбля (три-четыре металлофона, ударные инструменты - бубен, трещотки, колотушки, коробочки и др.). Детям предлагается играть попевку самостоятельно в свободное от занятий время.
Заключение
Автором работы была поставлена цель развития музыкально-ритмических и творческих способностей учащихся на уроке «Оркестр детских шумовых и ударных инструментов».
На основе изученных методов и теоретических трудов Б.Яворского, Б. Теплова, Н. Ветлугиной, К. Орфа была проведена большая педагогическая, методическая и творческая работа.
Результаты работы.
Опыт работы за 3 года показал положительную динамику в развитии детей.
Дети узнали виды шумовых и ударных инструментов, способы и приёмы игры на них, научились правильно произносить и декламировать тексты, интонировать, использовать звучащие жесты, музыкально-ритмические движения, сочетать их с музыкой, применять дирижёрские жесты, импровизировать, правильно воспроизводить ритмический рисунок под музыку и без неё, сольно и в ансамбле, исполнять простые и более сложные произведения, научились играть в коллективе, слушать друг друга в ансамбле.
В результате происходило не только развитие музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся, но и общее развитие детей, их психических процессов, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно и необходимо для детей младшего школьного возраста.
Используемая литература
1.Бублей С. Детский оркестр. — Л., Музыка, 1985;
2.Ветлугина Н.А. Детский оркестр. — М., Музыка, 1976;
3.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор — Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»;
4.Тютюнникова Т.Э., Весёлая шарманка – шумовой оркестр для детей. – Москва, 2007;
5.Зарецкая Н.В. «Музыкальные сказки для детей». – М., Айрис-пресс 2004;
6.Тютюнникова Т.Э., Шумовой оркестр снаружи и изнутри — Музыкальная палитра. №6, 2006;
7.Тютюнникова, Т.Э. Нескучные уроки. — М., 2009;
8.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. — М., ТЦ Сфера, 2009;
9.Орф К. «Шульверк. Музыка для детей»;
10.Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». — М., Советский композитор, 1983;
11.Поплянова Е. «А мы на уроке». — М., Новая школа, 1994;
12.Вихарева Г.Ф. «Споем, попляшем, поиграем». — М., 2010.
Список литературы
1.Бабаджан Т. С. и др. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. -- М., 1930.
2.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1983.
3.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
4.Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985.
5.Методика музыкального воспитания в детском саду/ Под ред. Ветлугиной Н.А. - М., 1989.
6.Музыка в детском саду / Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. -- М., 1972.
7.Музыка и развлечения / Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская. -- М., 1967.
8.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий - М., 1961
Литература.
1. Т.Э. Тютюнникова « Уроки музыки. Система обучения К. Орфа». Издательство «Астрель», Москва, 2002г.
2. Е.Н. Поплянова «Игровые каноны на уроках музыки». Издательство «Владос», Москва, 2002г.
3. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина «Музыка и движение» (упражнения, игры и пляски для детей 5-6лет). Издательство «Просвещение», Москва, 1983г.
4.Г.И. Анисимова «Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду.Издательство «Каро», Санкт-Петербург, 2008г.
5. Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поём». Издательство «Советский композитор», Ленинград, 1990г.
6. Э. П.Костина « Камертон »- программа музыкального образования дошкольного и раннего школьного возраста. Издательство «Просвещение», Москва, 2008г.
7. А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». Издательский центр «Академия», Москва, 2005 г. Стр.125-127, 131-132.
8. Е.И. Юдина «Мой первый учебник по музыке и творчеству». Издательство «Аквариум», Москва, 1997г.
9. Е.И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества». Издательство «Аквариум», Москва, 1999г.
10. Л.Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Издательство «Просвещение», Москва, 1986г.
11. Ю. Васильев, А. Широков «Рассказы о русских народных инструментах».
Издательство «Советский композитор», Москва,1976г. Стр.3-21.
12. «Методические рекомендации к урокам музыки». Издательство «Музыка», Москва, 1971г. Стр. 80-113.
13. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы. Третий класс». Издательство «Просвещение». Москва, 1988г.
14. Н. Ветлугина «Музыка в детском саду». Издательство «Музыка», Москва, 1980г. Стр.20,36-53, 67-79.
15. Л.А. Волкова «Песенник для малышей». Издательство «Музыка», Москва, 1986г.
16. Н.А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду». Издательство «Просвещение», Москва, 1982г. Стр.179-210.
17. А. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей». Издательство «Просвещение», Москва, 2004г.