Файл: Законы Хаммурапи общая характеристика, право собственности, обязательственное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Конституция 1949 г.

Свой первый раздел Конституция 1949 г. посвящает правам человека, подчеркивая тем самым их приоритет перед всеми другими положениями. Этот раздел более чем другие несет на себе нагрузку отрицания порядков Третьего рейха, провозглашая ненарушимость человеческого достоинства, неприкосновенность и неотчуждаемость прав человека, среди которых - право на жизнь и личную неприкосновенность, равенство всех перед законом. Здесь прямо звучит осуждение прошлого, когда физически уничтожались тысячи расово-неполноценных и нежизнеспособных немцев, проводилась принудительная стерилизация. Среди других прав, не так подробно представленных в Основном законе, как в Веймарской конституции 1919 г:

  • свобода вероисповедания и совести;

  • свобода выражения мнений, собраний, союзов и обществ, в том числе и для охраны и улучшения условий труда и экономических условий;

  • свобода передвижения, выбора профессии, тайна переписки;

  • неприкосновенность жилища;

  • основные права в сфере правосудия.


В этом перечне особое место занимает право на петиции (жалобы) в органы государственной власти отдельных лиц и их объединений, которые рассматриваются в ФРГ не только как гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния граждан на процессы принятия политических и правовых решений. Перечень этих прав дополняется гарантиями. Так, предоставление свободы совести сопровождается правом на отказ от военной службы против своей совести, в соответствии с которым в 1973 г. был принят "Закон о гражданской службе для лиц, отказывающихся от военной службы". Конституции о свободе мнений сопровождается положением о свободе информации, являющейся основой формирования общественного мнения, а также - о запрещении цензуры. В соответствии с Законом 1975 г. был создан специальный Комитет по петициям, который может заслушивать подателей жалоб, запрашивать соответствующую информацию, имея доступ для этой цели во все учреждения и пр. В бундестаге ежемесячно заслушиваются доклады о рассмотренных Комитетом петициях и пр. Защита социальных прав не получила в Основном законе значительного места, более полно она закреплена в конституциях отдельных земель, обогащена судебной практикой, в том числе Федерального конституционного суда (ФСК), и непосредственно действующими в ФРГ нормами международного права о правах человека. Например, закрепленное в Конституции право на жизнь и достоинство трактуется ФКС как признание того, что государство во всяком случае должно гарантировать каждому человеку минимум материального благополучия для достойной жизни. Объединению Германии предшествовал глубокий социально-экономический и политический кризисы в ГДР, которые привели к стремительным темпам объединения ГДР и ФРГ в течение одного года, с 1989 г. по 1990 г., когда на политической карте Европы появилось новое объединенное государство Германии с 78 млн. населением. Сверхцентрализованная система управления выявила полную неспособность обеспечить динамичное развитие экономики ГДР. Мирное объединение Германии могло быть проведено только договорным путем. Первым крупным шагом на этом пути и стал Договор об экономической, валютной и социальной унии от 18 мая 1990 г., вступление в действие которого привело к денежной реформе. В результате марки ГДР были заменены дойч-марками, ставшими единым платежным средством на территории еще параллельно существующих двух немецких государств. При этом в ГДР сохранялся прежний уровень заработной платы, стипендий, пенсий, квартирной и арендной платы за жилье и гарантированы денежные вклады населения. Следующим важным шагом на пути достижения германского единства стал договор между ГДР и ФРГ, подписанный в августе 1990 г., согласно которому в целях достижения правовой унификации создавалась «единая избирательная территория», на которой все выборы должны были проходить по избирательным законам и правилам, принятым в ФРГ. При подписании и последующей ратификации Договора об объединении Германии от 31 августа 1990 г, вообще не вносились предложения о разработке новой Конституции. После объединения Германии была образована Конституционная комиссия, чтобы приспособить Основной закон к новым условиям единого государства путем поправок.

83 Вопрос Конституция Японии 1946 г. Демократизация послевоенной Японии.

Поражение Японии и ее капитуляция во многом оказали влияние на государственно-правовое развитие страны. Демонтаж прежнего режима начался с полной демобилизации японской армии, упразднения всех органов военно-террористического подразделения, отмены нормативных актов, закреплявших военно-полицейский режим.

Социально-экономическая сфера: упразднялось крупное землевладение (помещичье), максимальная площадь не должна превышать 9 га, остальную землю покупало государство и продавало крестьянам.


Промышленность: декартелизация военно-промышленных монополий (позволило увеличить средние предприятия)

Трудовое законодательство: право на создание профсоюзов, заключение ими коллективных договоров, право на проведение забастовок при наличии определенных условий, рабочий день 8 часов.


Конституция.
Устанавливалась либерально-демократическая парламентарная монархия. Император теперь являлся символом государства и единства народа, но правомочия ограничивались (царствовал, но не управлял). Он мог назначить премьер-министра, выдвинутого парламентом, по представлению кабинета министров главного судью Верховного суда, созывает парламент, объявляет всеобщие выборы и др.

ВСЕ ДЕЙСТВИЯ ИМПЕРАТОРА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ДЕЛАМ ГОС-ВА, МОГУТ БЫТЬ ПРЕДПРИНЯТЫ С ОДОБРЕНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ.


Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из палаты представителей и палаты советников. Предусматривается парламентская неприкосновенность. Закон принимается обеими палатами. Каждая палата имеет право проводить расследование по вопросам государственного управления.
Исполнительная власть принадлежала кабинету министров.
Судебная власть в руках Верховного суда и судов низшей инстанции.
В Конституцию включена специальная глава, посвященная «правам и обязанностям народа», где помимо традиционного перечня основных прав и свобод, объявленных «нерушимыми и вечными», говорилось об отказе в признании пэрства и других аристократических институтов. Провозглашены демократические принципы юстиции: никто не может быть принуждаем давать показания против самого себя; никто не может быть осужден в случаях, когда единственным доказательством против него является его собственное признание, и т. д. Конституция декларировала отказ Японии на «вечные времена» от войны, а также «от угрозы применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Для достижения этой цели Япония обязывалась не создавать сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства для ведения войны. Однако вопреки Конституции вскоре после ее принятия под видом «силы самообороны» были созданы современные армия и флот.




84 Вопрос Изменения в источниках и системе права в Новейшее время.

Резкое увеличение нормативного правового материала, новые тенденции в развитии правовых систем привели к изменениям и в источниках права. Старые кодексы, особенно принятые в XIX в, обросли многочисленными поправками. В ряде стран им на смену пришли кодексы нового поколения, которые в большей степени соответствовали потребностям современного капитализма. Значительный рост и усложнение законодательства, появление большого числа новых правовых актов потребовали проведения крупных кодификационных работ. Но во многих странах произошла своеобразная "декодификация", проявившаяся в том, что значительная часть положений кодекса начинает подменяться или же вытесняться текущим законодательством. Существенные изменения произошли в самой внутренней структуре источников права. В XX в, несмотря на значительный рост законодательства, в общей массе правового материала увеличился удельный вес актов исполнительной власти. Этому изменению в соотношении закона и актов исполнительной власти способствовали в ряде стран и конституции, которые ограничили законодательные правомочия парламента определенными предметными рамками (например, статья 34 Конституции Франции 1958 г.). Сами законы нередко принимаются парламентами в довольно обобщенном виде и требуют последующей нормативной конкретизации. Президентские и правительственные декреты, приказы и регламенты министерств, как и другие виды административных актов, во всех без исключения государствах Запада стали важным инструментом практического приспособления содержания права к быстро меняющимся общественным условиям. Процесс возрастания роли правительственных и иных административных актов (специализированных комиссий, "независимых" агентств и т. п.) ускорялся в случаях ослабления парламентской системы, выхода исполнительного аппарата из-под фактического контроля представительных органов. В фашистских государствах (в Германии при Гитлере, в Италии при Муссолини, в Чили при Пиночете и т. п.), а также при иных авторитарных режимах правительства открыто узурпировали законодательные полномочия, отменяя или подменяя своими актами не только парламентские акты, но и конституционные нормы. Правительственное нормотворчество получило развитие в виде так называемого делегированного законодательства, принятие которого осуществлялось по уполномочию парламента и при его официальном контроле. В последние десятилетия в ряде стран в связи с возрастанием роли правительственной власти и бюрократии правотворческий характер наряду с нормативными административными актами приобретает и сама административная практика. Административные решения правительственных и иных исполнительных органов власти привели в целом ряде случаев к созданию административных прецедентов, за которыми фактически признается нормативная сила. В ряду других источников права возрастает также и значение судебной практики. Все большее воздействие судебная практика начинает оказывать на развитие отдельных правовых институтов и в тех странах континентальной системы, где исторически судебный прецедент не признавался источником права, но решения высших судов по своему фактическому значению все больше приобретали свойства прецедента. Наибольшую правотворческую роль играет судебное решение, выносимое в связи с толкованием законов. Особое место среди источников права заняли решения конституционных судов, созданных под влиянием США после второй мировой войны во многих странах Европы и Азии (Италия, Япония, ФРГ, Индия и др.). Несмотря на ряд антидемократических решений, вынесенных под давлением консервативных сил в 40-50-х гг., в целом институт судебного конституционного контроля и созданные в процессе его осуществления конституционные доктрины способствовали развитию права и укреплению демократических принципов политической Жизни.

85 Вопрос Изменения в гражданском праве в Новейшее время: источники права, субъекты права.

Стирается грань между публичным и частным правом. Это наблюдается прежде всего в континентальной ветви права. (В англосаксонской ветви права четкого размежевания не было и в прошлом). Такому явлению в немалой степени способствуют меры государственного регулирования производства, финансов и торговли, ставшие по существу важнейшим фактором поддержания относительной стабильности экономики. Во многом в связи с этим наблюдается массированное вторжение императивных норм административного права в область диспозитивных норм гражданского и торгового права. Наметилась межгосударственная унификация национальных норм гражданского и торгового права, обусловленная количественным и качественным расширением международных экономических связей (возникновение Европейского экономического сообщества, ведущего к экономической интеграции, и т. п.). Впрочем, этот процесс еще не прошел своей начальной стадии. Сохраняются многие национальные различия в праве и тем более различия между континентальной и англосаксонской ветвями права.
Из сферы гражданско-правовой регламентации выделились области, регулируемые оформившимися к этому времени новыми отраслями права, и прежде всего трудовым и социальным правом. Трансформируются основные институты гражданского и торгового права в сторону их демократизации, большей степени учета интересов общества в целом, в частности его экологической защиты, создания новых механизмов правового регулирования.



Источники:

  • в континентальной Европе по-прежнему доминирующими источниками являются закон и подзаконные акты, однако в современных условиях важную роль стала играть судебная практика (суды низших инстанций все больше руководствуются решениями высших судов).

  • в странах англосаксонского права судебный прецедент играет исключительную роль, возвышаясь над законом, хотя тот считается главным, но в современное время существует тенденция возрастания роли законов и подзаконных актов



Субъекты права:

Важные преобразования претерпевает статус физических лиц: утверждается равенство всех граждан без различия пола, расы, веры; в области дееспособности в западных странах снижается возраст совершеннолетия до 18 лет.
Развитие получило законодательство в отношении юридических лиц: имеются различия между юр. лицом частного и публичного права. К первому типу относятся банковско-коммерческие и промышленные предприятия (их статус фиксируется нормами гражданского права и имеет диспозитивный характер). Ко второму типу относятся государственные органы и государственные предприятия (имеют императивный характер)
Акционерное общество также является популярным юр лицом в современных условиях.
Интенсивно развивается законодательство об ООО. Казенные предприятия – полная собственность государства.
86 Вопрос Изменения в праве собственности и обязательственном праве в Новейшее время.

Во всех ветвях права владение рассматривается как фактическое обладание вещью, но юридическая защита владения осуществляется везде неодинаково. Например, французскому праву известны 3 владельческих иска:

  • о прекращении фактических или юридических действий, не посягающих на само владение, но прямо или косвенно нарушающих его;

  • о предотвращении возможного нарушения в будущем;

  • о возвращении насильственно отобранного имущества.


В англо-американской системе права все имущественные права в главном понимании рассматриваются как различные разновидности собственности, хотя в конечном счете их можно свести к праву собственности и к праву на чужую вещь. Защита имущественных прав в США и Великобритании обеспечивается общегражданскими исками из причинения вреда. Важнейшей отличительной чертой права собственности является абсолютный характер, что предполагает соответствие правомочиям собственника обязанности всех остальных лиц признавать и не нарушать их,