Файл: Законы Хаммурапи общая характеристика, право собственности, обязательственное право.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После второй мировой войны наиболее значительное изменение в антитрестовском законодательстве связано с принятием в 1950 году “Акта Селлера - Кефовера“, явившегося поправкой к разделу 7 закона Клейтона. В антитрестовские законы были внесены наибольшие изменения, которые, не затрагивая норм материального права, формально предусматривали меры по более эффективной их реализации. Так, в 1955 году конгресс специальным актом повысил штраф по закону Шермана до 50 тыс. долларов.
В 1952 году был принят «Акт Макгайра» (поправки к "Акту о федеральной торговой комиссии") в котором участники соглашений получили ясно выраженное право требовать соблюдения фиксированных ими цен не только от фирм, прямо присоединившихся к соглашению, но и от тех компаний и отдельных лиц, которые не являются участниками таких сговоров. Этот закон был принят под предлогом охраны интересов мелких промышленных и торговых фирм. Он фактически легализовал практику установления монопольных цен, которую охотно используют и крупнейшие корпорации.
В 1962 году конгресс принял «Акт о гражданском антитрестовском процессе», который по существу направлен на сокращение уголовных антитрестовских дел за счет некоторого увеличения дел гражданских. Характерные методы, которые использует конгресс для ослабления антитрестовского законодательства, ярко проявились в последних актах, посвященным банковским слияниям.
Основные принципы антитрестовского регулирования (ограничения монополизации рынков, слияний, ценовых сговоров и ограничения конкуренции по вертикали):
-
Антитрестовское регулирование не должно затрагивать компании, интенсивно растущие за счет внутренних ресурсов; -
Слияния должны регулироваться только в том случае, когда результатом их может стать существенное ограничение производства за счет роста рыночной доли вновь созданных компаний; -
Наиболее интенсивно должна преследоваться картельная практика, т.е. ценовой сговор по горизонтали между ведущими компаниями одной отрасли, а также раздел рынка и т.д.; -
Ограничения конкуренции по вертикали (т.е. соглашения между производителями и дилерами о разделе территорий, установлении цен и условий поставки) вполне законны и не должны регулироваться, так как они обеспечивают эффективность работы распределительной сети.
80 Вопрос Конституционное развитие Франции после Второй мировой войны. Четвертая республика и Конституция 1946 г.
Четвертая республика образовалась после второй мировой войны, т.к. все управление Францией было в руках у оккупантов. Одновременно с выборами в Учредительное собрание предлагалось составить новую конституцию, предложены вопросы:
-
хотят ли граждане, чтобы была принята новая конституция или остались в силе конституционные законы 1875г; -
будет ли проект окончательным или он должен пройти через референдум.
Первый проект конституции:
-
однопалатный суверенный парламент; -
лишение президента права отлагательного вето, права роспуска парламента, права помилования; -
закрепление национализации отдельных отраслей промышленности – БЫЛ ОТКЛОНЕН НАРОДОМ.
Второй проект конституции, разработанный учредительным собранием в новом составе, был одобрен на референдуме.
Конституция 1946г.
Утверждала парламентскую республику. В преамбуле Конституции торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались:
-
равные права всех граждан независимо от пола; -
право политического убежища для лиц, борющихся за свободу; -
обязанность работать и право на получение должности независимо от происхождения, взглядов, вероисповедания; -
право на организацию профсоюзов и проведение стачек, но «в рамках законов, которые регламентируют эти вопросы»; -
право на заключение коллективных договоров.
Декларировалась социальная помощь детям, матерям, «престарелым труженикам», инвалидам; обязательство республики не вести завоевательных войн: «. . . Не употреблять силы против свободы какого-либо народа». Объявлялось, что «всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает национальное или общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества».
По форме правления Франция являлась парламентской республикой, причем нижняя палата парламента – Национальное собрание (избиралось на 5 лет, всеобщим, тайным избирательным правом) – провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не могу никому делегировать свои законодательные полномочия. Конституция сохранила двухпалатную структуру парламента. Вторая палата – Совет республики – была наделена лишь совещательными функциями, ее рекомендации не были обязательными для Национального собрания. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента по сравнению с сенатом Третьей республики были сведены до минимума.
Исполнительная власть по Конституции вручалась Совету министров во главе с его председателем, главой правительства. Этот орган осуществлял непосредственное государственное управление страной и в этом своем качестве имел широкие полномочия. Однако деятельность кабинета была поставлена под эффективный контроль нижней палаты. Назначение председателя Совета министров и министров декретом президента могло производиться только после вынесения вотума доверия со стороны Национального собрания.
Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики. Он избирается парламентом сроком на семь лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент информируется относительно международных переговоров, подписывает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, осуществляет обнародование законов. Вместе с тем президент может потребовать от обеих палат нового обсуждения принятого парламентом закона (но повторное решение парламента является окончательным). Он утверждает также важнейшие правительственные декреты. Но каждый из актов президента должен быть скреплен подписью председателя Совета министров и одним из министров, по ведомству которого должен осуществляться соответствующий нормативный акт.
Таким образом, Конституция 1946 г. сохранила основные традиции французских республиканских конституций XIX в. Вместе с тем ей были присущи и некоторые специфические черты, во многом обусловленные подъемом демократического движения в стране и одновременно необходимостью компромисса между левыми и правыми (консервативными) политическими силами.
-
Была сохранена двухпалатная система парламента. Это придавало стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся двукратному обсуждению в независимых друг от друга палатах, должен быть более совершенным. Вместе с тем Конституция, учитывая опыт Сената Третьей республики, тормозившего принятие демократического законодательства, существенно ограничила права верхней палаты. -
Право принимать законы было предоставлено только одной палате — Национальному собранию, которому Конституция запрещала его делегирование. -
Конституция не предусматривала сильную и независимую от парламента президентскую власть.
81 Вопрос Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.
Проведенные преобразования: Совету республики предоставляются почти все права и полномочия довоенного Сената, установилось полное равноправие палат, определялись периоды действия Нац. Собрания – возвращали режим 3 республики, но многие политические группировки были против. Причиной отмены Конституции 1946г. стали события в Алжире – активизировались силы, требовавшие подавления национально-освободительного движения, начались открытые выступления проколониалистских французских военных, что способствовало гражданской войне и в самой Франции.
Принятие конституции 1958 года ознаменовало рождение Пятой республики.
Во главе государства теперь стоит президент, избирающийся избирателями, а не выборщиками. Президент был наделен значительными полномочиями не только в исполнительной, но и в законодательной сфере:
-
имел право подписывать и обнародовать законы; -
требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей; -
право оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет (суд) для заключения о его соответствии конституции; -
право передавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент; -
право обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению; -
право принимать ордонансы, имеющие силу закона.
Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента (ст. 12), что нехарактерно для чисто президентских республик. Он представлял Францию в международных отношениях, наделялся значительными прерогативами в области внешней политики, был главой вооруженных сил. Однако деятельность президента в период чрезвычайного положения никем не контролировалась. Парламент мог лишь учредить Верховный суд для разбора дела по обвинению президента в государственной измене. Он состоял из 2 палат – Национальное Собрание (прямое голосование) и Сенат (косвенное голосование). Парламент законодательствует лишь в строго очерченных границах, вопросы, не входящие в его компетенцию, решались в административном порядке декретами кабинета. Устанавливается ответственность правительства перед парламентом. Наличие Сената обеспечивало систему сдержек и противовесов.
Вторым лицом в государстве является премьер-министр, руководящий правительством. Новый орган – Конституционный Совет – решает вопросы законности выбора президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия НПА конституции. Государственный Совет осуществлял контроль за нормативными актами исполнительной власти. Таким образом, была установлена форма правления, сочетающая в себе парламентскую и президентскую республику с доминированием последней.
Колонии стали юридически независимыми.
82 Вопрос Образование ФРГ. Основной закон 1949 г. Объединение Германии.
Войска союзных государств, СССР, США, Англии и Франции, оккупировали Германию после окончания Второй мировой войны. Решением Потсдамской конференции в 1945 г. побежденное государство было разделено на четыре оккупационных зоны. Управление сосредоточилось в Союзном контрольном совете. В конце 1946 г. было создано три западных зоны. Образовалось два независимых государства. Военные губернаторы США, Великобритании и Франции уполномочили премьер-министров правительств германских земель приступить к разработке проекта конституции будущего государства — ФРГ. Конституция определяла ФРГ как государство демократическое, социальное и федеративное. Верхняя палата парламента – Бундесрат (Союзный совет), а нижняя – бундестаг (главный законодательный орган) избираемый на 4 года путем всеобщих прямых и тайных выборов (активное и пассивное избирательное право предоставляются по достижении 18 лет). Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, другая половина – по партийным спискам. Бундесрат ограничивал полномочия бундестага – только в его компетенцию входило изменение конституции, передел территории, компетенция земельных властей и др. Главой государства становился президент, избираемый на 5 лет, действительная власть сосредотачивалась в руках канцлера. Конституционный суд – толкует конституцию, решает вопросы о пределах компетенции федерации.