Файл: Алгебраические дроби.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Реализация требований ФГОС ООО при обучении математике учащихся 8 класса по теме «Алгебраические дроби».

Тема нашего выступления: «Реализация требований ФГОС ООО при обучении математике учащихся 8 класса по теме «Алгебраические дроби». Сегодня мы говорим о ФГОС второго поколения, по которым пока еще работаем.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

Требования к предметным результатам по математике сформулированы в примерных программах. В программе конкретизированы на уровне учебного предмета все три вида результатов:

в личностном направлении:

1).умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач
;

7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Перейдем конкретно к теме алгебраические дроби.

Тема «Алгебраические дроби» актуальна на сегодняшний день, во-первых, задания по данной теме встречаются на экзаменах ГИА и ЕГЭ, во-вторых, актуальность задач банковского содержания, в-третьих, не достаточно высокий уровень решения задач данного типа учащимися 9-ых и 11-ых классов.

Основная цель изучения темы – формирование представлений об алгебраической дроби, области допустимых значений, основном свойстве алгебраической дроби, рациональном выражении.

Цели обучения любой теме в самом развернутом виде представляются в так называемой таблице целей изучения темы, которая разрабатывается применительно к каждой конкретной теме для учителя и учащихся и позволяет сделать процесс обучения открытым. На уровне учебного предмета цели конкретизируются для того, чтобы предполагаемые результаты обучения были понятны ученику и обозримы.

В данной таблице цели излагаются на трех уровнях и ученик сам вправе выбрать свой уровень изучения темы. Соответствующий уровень показывает, к чему ученик должен стремиться при изучении темы, чтобы получить определенную оценку.

В таблице рассматривается 5 групп целей. Рассмотрим их более подробно.

Цели группы Ц 1 отвечают за приобретение учебной информации и формирование логических познавательных УУД (универсальных учебных действий), к которым относятся:

  1. Анализ

  2. Синтез

  3. Сравнение, классификация, сериация объектов

  4. Подведение под понятие

  5. Выведение следствий

  6. Установление причинно-следственных связей

  7. Построение логической цепи рассуждения

  8. Выдвижение гипотез, их обоснование

  9. Доказательство

и общеучебных познавательных УУД:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

  2. поиск необходимой информации

  3. знаково-символические действия

  4. моделирование (выделение существенных характеристик объекта; построение модели; преобразование её с целью выявления общих законов в данной предметной области),

  5. структурирование информации и знаний

  6. построение речевых высказываний в устной и письменной формах;

  7. выбор способов решения задач;

  8. рефлексия способов и условий действия.


К познавательным УУД (постановка и решение проблем) можно отнести:

  1. Формулирование проблемы;

  2. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В группу целей Ц2 входят цели, ориентированные на контроль усвоения теории учащимися. Группу целей Ц3 составляют цели, связанные с применением знаний и умений. Эти цели можно найти в требованиях к знаниям учащихся по данной теме.

Группу целей Ц4 составляют коммуникативные УУД, к которым относятся:

  • Планирование учебного сотрудничества

  • Лидерство и согласование действий с партнером

  • Постановка вопросов

  • Построение речевых высказываний в различных формах

  • Создание текстов

Обычно речь идет о них, когда ученики работают в группах или фронтально.

Последнюю группу Ц5 составляют цели по формированию регулятивных УУД:

  1. целеполагание,

  2. планирование,

  3. прогнозирование,

  4. контроль,

  5. коррекция,

  6. оценка.

Еще одним видом УУД, которые формируются в процессе обучения являются личностные УУД. В таблице целей они напрямую не отражены, однако следует помнить, что в направлении личностного развития также происходят изменения: смыслообразование, нравственно-этическое оценивание, самопознание и самоопределение. Это достигается за счет следующих методов и средств:

  1. Линия истории математики

  2. Предоставление ученику возможности выбора: уровня освоения учебной информации, средств, форм, обучения и т.п

  3. Обеспечение возможности учиться на собственном уровне усвоения.

Итак, заранее составленная таблица целей может быть вывешена вместе с картой изучения темы на стенде для открытого использования учащимися. Она позволяет сформировать у учащихся адекватную самооценку, умение выбирать уровень усвоения знаний и понимание ожидаемых результатов изучения темы. Ниже приводится таблица целей, разработанная для темы «Алгебраические дроби» в 8 классе. В зависимости от способностей класса количество уровней может быть изменено.


Таблица 3.

Взаимосвязь целей и УУД


Обозначение цели

Цели обучения математике на уровне учебной темы

УУД

Ц 1

приобретение учебной информации и развитие интеллек­туальных умений при изучении: а) понятий; б) свойств;

в) типов задач

используются и формируются познавательные логиче­ские УУД - ПЛ и действия постановки и решения про­блем - ПРП

Ц 2 (и Ц 4, Ц 5)

контроль усвоения теоретических знаний: а) методы упрощения; б) свойств, алгоритмов; в) типов и классов задач

используются и формируются познавательные обще­учебные и регулятивные УУД

Ц 3 (и Ц 4, Ц 5)

применение знаний и интеллектуальных умений при ре­шении математических и учебных задач

используются и формируются познавательные, комму­никативные, регулятивные УУД

Ц 4

применение знаний и интеллектуальных умений при ре­шении математических и учебных задач

используются и формируются познавательные, комму­никативные, регулятивные УУД

Ц 5

развитие организационных умений

формируются и используются регулятивные и познава­тельные общеучебные УУД


Таблица 4.

Таблица целей обучения теме «Алгебраические дроби»

Формулировки обобщённых целей

Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщённая цель

Средства помощи




цель считается достигнутой, если ученик:




На первом уровне

На втором уровне

На третьем уровне




Ц1: приобретение УИ, формирование логических ПУД

1) анализирует различные дроби по заданным признакам «о числителе, знаменателе, о значении переменной, при которой алгебраическая дробь не имеет смысла» ;

2) составляет схему определения понятия с использованием учебника и набора упражнений;

3) сравнивает решение однотипных заданий;

4) выпоняет алгоритм определенных арифметических действий алгебраической дроби с использованием учебника.


1) выполняет требования 1 уровня

2) составляет схему определения понятия с использованием набора объектов

3) выполняет действие подведения под понятие,

4) записывает алгоритм выполнения действий «сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями».


1) выполняет требования 1, 2 уровня;

2) проводит классификацию алгебраических дробей, определяет область допустимых значений;

3)выделяет наиболее рациональный способ выполнения задания из числа возможных;

4) умеет и использовать алгоритмы, рассмотренные в учебнике.


а) схема определения понятия;

б) классификация составных частей алгебраической дроби;

в) таблица алгоритмов;

в) классификация прикладных задач

Ц2: контроль усвоения теории;


первом

втором

третьем

1) рекомендации для решения текстовых задач

2) таблицы с формулами

3) примеры решений




Знает 1) определение алгебраической дроби;

2) способы нахождения множества допустимых значений переменной алгебраической дроби.

3) основное свойство алгебраической дроби;

4) находить значение дроби при заданном значении переменной;

5) как складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

Приводит примеры в соответствии с определениями

Знает 1) правило приведения алгебраических дробей к общему знаменателю;

2) правило вынесения общего множителя за скобки;

3) формулы сокращенного умножения;

4) формулирует алгоритм сложения и вычитания с одинаковыми знаменателями; алгоритм о выполнении действия сложения и вычитания дробей с разными знаменателями; алгоритм умножения и деления дробей, возведение дроби в степень.

Приводит примеры в соответствии с определениями.


Знает1) основное свойство дроби при преобразовании алгебраических дробей;

2) способы преобразования рациональных выражений с алгебраическими дробями

3) как решать рациональные уравнения и как составлять математические модели реальных ситуаций

Понимаетприкладной потенциал темы





Ц3: применение знаний и умений

первом

втором

третьем

1) схема определения понятия;

2) классификация составных частей алгебраической дроби;

3) таблица алгоритмов;

4) классификация прикладных задач

5) таблицы с формулами

6) рекомендации для решения текстовых задач

7) примеры решений

Умеет 1) определять понятия;

2) упрощать выражения наиболее рациональным способом;

3) объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.


Умеет 1) упрощать выражения, применяя формулы сокращенного умножения;

2) доказывать тождества;

3)развернуто обосновывать суждения;

4) подбирать аргументы;

5)формулировать выводы;

6) давать определения;

7) приводить доказательства, примеры.

Умеет 1) выполнять задания 1-2 уровня

2) участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника;

2) решать рациональные уравнения;

3) решать задачи, выделяя три этапа математического моделирования;

4) использовать для решения познавательных задач справочную литературу;

5) воспроизводить изученные правила и понятия;

6) подбирать аргументы, соответствующие решению.


Ц 4: формирование КУД

Ц 4: а) работает в группе, оказываете взаимопомощь, рецензирует ответы товарищей; б) организует взаимоконтроль, взаимопроверку и др. на всех этапах учебно-познавательной деятельности (УПД) по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; в) оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях; г) осуществляет поиск информации для подготовки письменного сообщения и устного выступления в соответствии с изучаемой темой, используя правила коммуникативного взаимодействия

приёмы контроля, оценки; таблица коммуникативной компетентности




Ц 5: формирование общих ПУД и РУД

Ц 5: а) выбирает уровни достижения целей и формулируете цели своей учебной деятельности; б) выбираете задачи и решает их; в) осуществляетсамопроверку с использованием образцов, приёмов; г) составляет контрольную работу для своего уровня усвоения; д) оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делает выводы о дальнейших действиях, планирует коррекцию учебно-познавательной деятельности

приёмы саморегуляции УПД






УИ - учебная информация; ПУД – познавательные; КУД – коммуникативные; РУД – регулятивные учебные действия
Пример реализации целей обучения теме
Разработаны примеры реализации целей обучения теме «Алгебраические дроби»: 1) фрагмент урока № 3 «Основное свойство алгебраической дроби»; 2) фрагмент урока № 4 «Основное свойство алгебраической дроби»; 3) фрагмент урока № 7 «Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями» (см. Приложение, с. 42).

Общая цель данных уроков:

1) приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) свойств; в) формул; г) типов задач

2) контроль усвоения теоретических знаний: а) определений; б) формул; в) типов и классов задач

3) применение знаний и интеллектуальных умений при решении учебных задач

4) развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД

5) развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД)
Задачи данных уроков:

1) Обеспечить осознание и усвоение понятия арифметической прогрессии и ее компонентов;

2) Формирование УУД при решении задач и формировании новых знаний;

3) Способствовать индивидуализации и дифференциации обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Фрагмент урока № 4. «Основное свойство алгебраической дроби», §2.

Цель урока: дидактическая: сформировать умение и навык использовать основное свойство дроби при сокращении алгебраических дробей; стимулировать учащихся к овладению рациональными приёмами и методами решения; развивающая: развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, продолжать формирование математической речи, вырабатывать умение анализировать и сравнивать; воспитательная: приучать к эстетическому оформлению записи в тетради, умению выслушивать других и умению общаться, прививать аккуратность и трудолюбие.
Тип урока: Комбинированный .

Ход урока:

Изучение нового материала на уроке мы с вами проведём с помощью текста учебника. Вам необходимо внимательно прочитать параграф, сделав карандашом пометки в учебнике. Поставьте «v» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым; поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.