Файл: Приложение 4 к основной профессиональной образовательной программе по направление подготовки 38. 04. 01 Экономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 4
к основной профессиональной образовательной программе
по направление подготовки 38.04.01 «Экономика»
направленность (профиль) программы «Экономика организаций»
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Факультет экономики и права»
Кафедра экономики промышленности
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Б2.В.01(Пд) Преддипломная практика
Направление подготовки 38.04.01 «Экономика»
Направленность (профиль) программы «Экономика организаций»
Уровень высшего образования Магистратура
Год начала подготовки 2021
Москва – 2021 г.

2
Составитель: к.э.н., доцент
С. Б. Баурина
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры экономики промышленности протокол № 10 от «27» апреля 2021 г.

3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ ПРАКТИКИ ........................................................................................................................................ 4
2. ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ .................................................................................................................................... 4
3. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ..................................... 4
4. ВИД И ТИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ .............................................................................................. 4
5. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ ....................................................................................... 4
6. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ,
СООТНЕСЕННЫХ С ТРЕБУЕМЫМИ ИНДИКАТОРАМИ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И
КОМПЕТЕНЦИЯМИ ВЫПУСКНИКОВ. ....................................................................................................... 5
7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ........................................................................................... 8
8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРАКТИКЕ ............................................................................... 10
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА ПРАКТИКЕ ................................................................................................................................................ 10
10. ФОРМЫ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ..................... 10
11. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ ................ 11
12. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ ................................................... 11
13. ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ ................................... 13
14. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ ................................................................................ 13
15. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ...................................................................................................................... 13
16. ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ .................... 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 1......................................................................... ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.


4
1. Цели практики
Целями преддипломной практики является:
- сбор, обобщение, обработка и анализ материалов, необходимых для подготовки выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), апробация ее важнейших положений и результатов
2. Задачи практики
Задачами преддипломной практики являются:
➢ закрепление приобретенных теоретических знаний по всему циклу дисциплин;
➢ приобретение навыков разработки альтернатив управленческих решений и обоснования их выбора по критериям социально-экономической эффективности;
➢ формирование базы данных для аналитической части магистерской диссертации;
➢ приобретение более глубоких профессиональных навыков, необходимых при решении конкретных профессиональных задач в различных видах деятельности;
➢ сбор, обобщение, обработка и анализ практического материала, необходимого для подготовки и написания выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
➢ апробация/внедрение важнейших результатов исследования и положений магистерской диссертации
3. Место практики в структуре образовательной программы
Преддипломная практика реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, Блока 2 «Практика».
Практика вырабатывает умения и практические навыки, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических дисциплин Блока Б.1., способствует комплексному формированию профессиональных компетенций.
4. Вид и типы проведения практики
4.1. Вид практики – производственная.
4.2 Тип практики – преддипломная.
5. Место и время проведения практики
Место проведения производственной практики «Преддипломная практика»:
➢ в профильных организациях и/или профильных структурных подразделениях организаций, с которыми заключены договоры;
➢ по месту трудовой деятельности, если профессиональная деятельность, осуществляемая обучающимися, соответствует требованиям образовательной программы к проведению практики и заключен индивидуальный договор.

5
Руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры экономики промышленности совместно со специалистами профильных организаций.
Обучающиеся по согласованию с руководителем практики от Университета, могут избрать иное учреждение, или организацию - место прохождения практики. В этом случае обучающиеся получают от руководителя из числа ППС Университета индивидуальное задание.
Время проведения практики: в соответствии с учебным планом по направлению подготовки 38.04.01 Экономика, направленность (профиль) программы «Экономика организаций» практика проводится в 4 семестре.
6. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении
практики, соотнесенных с требуемыми индикаторами достижения
компетенций и компетенциями выпускников.
В результате прохождения данной практики у обучающихся должны быть сформированы элементы следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.01 Экономика, с учетом обобщенных трудовых функций профессионального стандарта, к выполнению которых в ходе практики готовится обучающийся:
Таблица 1
Формируемые
компетенции
Индикаторы достижения
компетенций
(код и наименование
компетенции)
Планируемые результаты обучения (знания, умения)
(код и наименование индикатора)
ПК-1.
Способен
осуществлять
подготовку
экономических
обоснований
для
стратегических
и
оперативных планов
развития организации
ПК-1.1.
Разрабатывает
эконометрические и финансово-
экономические модели исследуемых
процессов, явлений и объектов,
относящихся
к
сфере
профессиональной
деятельности,
оценивает
и
интерпретирует
полученные результаты
Зн.3. Знает принципы, методы и инструменты
проектного управления
Зн.8. Знает методы сбора и обработки экономической
информации,
а
также
осуществления
технико-
экономических расчетов и анализа хозяйственной
деятельности
организации,
с
использованием
вычислительной техники
Зн.9. Знает информационные технологии для
осуществления технико-экономических расчетов и
анализа хозяйственной деятельности организации
У.1. Умеет использовать методы осуществления
проектной деятельности
У.2. Умеет адаптировать автоматизированные
системы сбора и обработки экономической информации
для потребностей организации
У.3. Умеет составлять и анализировать финансово-
экономическую отчетность организации
ПК-1.2. Разрабатывает меры по
обеспечению режима экономии,
повышению
рентабельности
производства,
конкурентоспособности
выпускаемой
продукции,
производительности
труда,
снижению
издержек
на
производство
и
реализацию
продукции, устранению потерь и
Зн.1. Знает методы определения экономической
эффективности внедрения инновационных технологий
организации труда
Зн.2. Знает нормативные правовые акты, регулирующие
финансово-хозяйственную деятельность организации
Зн.10. Знает технологические и организационно-
экономические условия производства в соответствии с
отраслевой направленностью деятельности организации
нормативные правовые акты, регулирующие финансово-


6
непроизводительных расходов
хозяйственную деятельность организации
У.4. Умеет принимать организационно-управленческие
решения, которые могут привести к повышению
экономической эффективности организации
ПК-1.3. Составляет экономические
разделы планов организации с
учетом
стратегического
управления
Зн.4. Знает порядок разработки нормативов
материальных, трудовых, финансовых ресурсов в
соответствии с отраслевой направленностью
Зн.6. Знает порядок разработки стратегических и
тактических
планов
финансово-хозяйственной
и
производственной деятельности организации
У.1. Умеет использовать методы осуществления
проектной деятельности
У.3. Умеет составлять и анализировать финансово-
экономическую отчетность организации
У.4. Умеет принимать организационно-управленческие
решения, которые могут привести к повышению
экономической эффективности организации
ПК-2.
Способен
осуществлять
стратегическое
управление ключевыми
экономическими
показателями
и
бизнес-процессами
ПК-2.1
Разрабатывает
и
обосновывает
финансово-
экономические
показатели,
характеризующие
деятельность
хозяйствующих
субъектов,
и
методики их расчета
Зн.1. Знает методы экономического анализа и учета
показателей
деятельности
организации
и
ее
подразделений
Зн.4. Знает отечественный и зарубежный опыт
рациональной организации экономической деятельности
организации в условиях рыночной экономики
Зн.7. Знает
н
ормативные правовые акты, регулирующие
финансово-хозяйственную деятельность организации
Зн.8.
Знает
порядок
разработки
нормативов
материальных ресурсов в соответствии с отраслевой
направленностью
Зн.11. Знает технологические и организационно-
экономические условия производства в соответствии с
отраслевой направленностью деятельности организации
У.6. Умеет
с
оставлять и анализировать финансово-
экономическую отчетность организации
У.9. Умеет составлять аналитические материалы для
оценки мероприятий в области экономической политики
и принятия стратегических решений
ПК-2.2
Создает
системы
управления
финансово-
экономическими показателями и
мониторинга
финансово-
экономических
показателей
организации
с
применением
информационных технологий
Зн.6. Знает
п
равила использования вычислительной
техники для осуществления технико-экономических
расчетов и анализа хозяйственной деятельности
организации
У.13. Умеет разрабатывать варианты управленческих
решений и обосновывать их выбор на основе критериев
финансово-экономической эффективности деятельности
организации


7
ПК-2.3 Разрабатывает стратегии
развития
и
функционирования
организации и ее подразделений
Зн.5. Знает методы определения экономической
эффективности внедрения новой техники и технологии,
организации труда, инновационных предложений
Зн.7. Знает нормативные правовые акты, регулирующие
финансово-хозяйственную деятельность организации
Зн.11. Знает технологические и организационно-
экономические условия производства в соответствии с
отраслевой направленностью деятельности организации
У.8. Умеет разрабатывать стратегии поведения
экономических агентов на различных рынках
У.13. Умеет разрабатывать варианты управленческих
решений и обосновывать их выбор на основе критериев
финансово-экономической эффективности деятельности
организации

7. Структура и содержание практики
(этапы формирования и критерии оценивания сформированности компетенций)
Общая трудоемкость производственной практики «Преддипломной практики» составляет 9 зачетных единиц, 324 академических часа.
Таблица 2

Разделы (этапы)
практики
Виды работ, осуществляемых
обучающимися
Трудоёмкость (ак. час.)
Индикаторы
достижения
компетенций
Результаты
обучения
(знания,
умения)
Формы
текущего
контроля
Контакт.
работа
Сам. раб./
практичес.
подготовка
1
Организационно-
подготовительный
➢ вводное занятие/лекция;
➢ инструктаж по технике безопасности;
➢ инструктаж по подготовке отчета и процедуре защиты (на кафедре;
➢ встреча с руководителями практики,
➢ обсуждение и утверждение индивидуальных планов практикантов
-
-
ПК-1.1
Зн.3; Зн.8; Зн.
9; У.1; У.2;
У.3 утверждение индивидуального задания по практике; проверка записи в дневнике практики
2
Основной
➢ знакомство с базой практики/ изучение деятельности организации в целом и избранного структурного подразделения;
➢ выполнение индивидуального задания;
➢ сбор материалов для выполнения задания по практике/по теме выпускной работы;
➢ анализ собранных материалов, проведение расчетов, составление графиков, диаграмм;
➢ участие в решение конкретных профессиональных задач;
➢ на основе анализа разработать возможные перспективы развития организации;
➢ обработка и систематизация материала;
➢ представление и обсуждение с руководителем проделанной части работы
2 160
ПК-1.1; ПК-
1.2;
ПК-1.3;
ПК-2.1; ПК-
2.2; ПК-2.3
Зн.1; Зн.2; Зн.
3; Зн.4; Зн.5;
Зн. 6; Зн.7;
Зн.8; Зн. 9;
Зн.10; Зн.11;
У.1; У.2; У.3;
У.4; У.5; У.6;
У.7; У.8; У.9;
У.10;
У.11;
У.12; У.13 проверка записи в дневнике практики, отчет/презентация части выполненного индивидуального задания;
3
Отчетный
➢ выработка на основе проведенного
2 160
ПК-2.2; ПК- Зн. 5; Зн.6;
Отчет по практике.


9 исследования выводов и предложений;
➢ оформление результатов работы по практике в соответствии с установленными требованиями;
➢ согласование отчета с руководителем практики, устранение замечаний;
➢ сдача комплекта документов по практике на кафедру;
➢ размещение документов в личном кабинете обучающегося;
➢ защита отчета по практике с презентацией.
2.3
Зн.7;
Зн.11;
У.8; У.13
Защита отчета.
Итого: 324 часа
4
320
В том числе контактные
часы на промежуточную
аттестацию (з
ачет)
2
Часы на индивидуальные
консультации
2

8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-
производственные технологии, используемые на практике
➢ самостоятельная работа обучающихся, в которую включается выполнение разделов практики в соответствие с индивидуальным заданием и рекомендованными источниками литературы;
➢ анализ информации и интерпретация результатов;
➢ выполнение письменных аналитических и расчетных заданий в рамках практики с использованием необходимых информационных источников (лекции, учебники, статьи в периодической печати, сайты в сети Интернет);
➢ консультации руководителя практики от Университета по актуальным вопросам, возникающим у обучающихся в ходе ее выполнения; методологии выполнения заданий, подготовке отчета по практике и доклада презентации по нему;
➢ обсуждение подготовленных обучающимися этапов работ по практике;
➢ сбор научной литературы по тематике индивидуального задания по практике;
➢ компьютерные технологии и программные продукты, используемые для сбора, систематизации, анализа информации;
➢ мультимедийные технологии для проведения ознакомительных мероприятий, презентации результатов исследований;
➢ защита отчета по практике с использованием презентаций;
➢ электронно-библиотечные системы для проведения научных исследований и аналитических разработок на основе изучения научной и учебно-методической литературы;
➢ справочно-правовые системы «Консультант +» и «Гарант»;
➢ и т.д.