Файл: Основные идеи Теории конфликта Г. Зиммеля и Л. А. Козера и их современная разработка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский государственный университет

им А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)»


Институт социальной инженерии

название института

Кафедра «Социологии и рекламных коммуникаций»

название кафедры




КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: История и методология социологических исследований


На тему: Основные идеи Теории конфликта Г.Зиммеля и Л.А.Козера и их современная разработка



Код, Направление подготовки:

39.03.01 Социология




наименование направления подготовки


Профиль:

Цифровая социология




наименование профиля

Выполнил(а)

студентк(а) группы

ССоц 121-з




2

курса

заочной

формы обучения



















очной, очно-зачной, заочной













Захарова Ольга Владимировна




Подпись




фамилия, имя, отчество

Руководитель:







Завельская Ирина Михайловна




Подпись




ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы




































Заведующий кафедрой: Социологии и рекламных коммуникаций










д.п.н., проф. Карпова Е. Г.

название кафедры




Подпись




ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы



Москва 2022



ВВЕДЕНИЕ

Научная проблема курсовой работы заключается в наличии противоречия между теоретическими подходами к конфликтным ситуациям в классических теориях конфликта Г.Зиммеля и Л.А.Козера и их современной интерпретации.

Актуальность данного исследования определяется:

  • теоретическая составляющая связана с необходимостью выявления функций конфликтов и их влияние на человека, группы людей и общества в целом;

Объект исследования – основные идеи Теории конфликта Г. Зиммеля и Л.А. Козера.

Предмет исследования – конфликтный функционализм Льюиса Козера и Георга Зиммеля.

Цель курсовой работы заключается в проведении исследования мнений отношения людей ярославской области к социальным конфликтам для выявления основных позиций респондентов к объекту исследования и составлении рекомендаций по практическому применению полученных знаний. Цель из проблемы, выявить противотечение между пониманием конфликта в теориях Г. Зиммеля и Л.А. Козера.

Общая гипотеза исследования заключается в том, что социальные конфликты могут оказывать не только негативную функцию, но и положительную. Они не всегда и не обязательно приводят к разрушениям, а напротив, могут выполнять важнейшие функции сохранения социальных отношений и социальных систем.

Для реализации исследовательской цели и подтверждения гипотезы исследования при выполнении курсовой работы необходимо решить следующие исследовательские задачи:

− провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы в области социальных конфликтов;

− проанализировать отечественную и зарубежную литературу в области социальных конфликтов по теории Г. Зиммеля и Л.А. Козера;

− составить вывод по теоретической части;

− разработать методологию и методику эмпирического исследования;

− составить анкету для проведения эмпирического исследования;

− провести эмпирическое исследование в виде анкентирования;

Методологическая основа данного исследования представлена несколькими составляющими, имеющими комплексный характер.



……………….

При выполнении курсовой работы применены следующие методы исследования: теоретические методы: анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме исследования; эмпирический метод: количественный метод исследования: анкетирование.

Практическая значимость выполнения курсовой работы заключается в проведении исследовании конфликтологии согласно теориям двух экспертов.

База исследования – Ярославская область. ( если электронно, то лучше платформу указать)

Исследовательская выборка представлена 102 респондентами анкетирования. (мужского и женского пола, в возрасте…,проживающих в Ярославской области)

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения, глоссария, списка используемых источников и литературы, приложения.

Глава 1. Теоретическая часть



    1. Основные идеи Теории конфликта Г. Зиммеля и Л.А. Козера.


Немецкий социолог Георг Зиммель (1858–1918) является основоположником направления социального конфликта, в частности теории функционального конфликта.

По Зиммелю, конфликт в обществе неизбежен и универсален, так как стимулирует изменения и развивает общество в лучшую сторону. Конфликт рассматривался прежде всего на макроуровне.

Личность образует социальные взаимодействия, которые конструируют общество. Воспринимая другого человека, мы наделяем его отчасти своими чертами и создаем «обобщенный тип». Типизируя свое окружение, индивид осознает, что этим не исчерпывается содержание личности, поэтому возникает противоречие – конфликт.

Зиммель первый подчеркивает значение пространственной дистанции, которая может возникнуть в социальных взаимодействиях индивидов. Появляется статусная изоляция – статус чужака, который наиболее социально отдален, а потому свободен, вызывает негативное отношение со стороны окружающих. Но именно появление такого статуса через конфликт ведет к положительным изменениям.

В обществе существуют различные группы, которые обладают самостоятельной реальностью и действуют согласно внутригрупповым законам. Конфликт в группе влияет на структуру элементов этой группы. Возникающее противоречие способно усилить централизацию в группе и способствовать ее самосохранению. Группа может намеренно искать конфликтные ситуации вовне, чтобы развиваться и прогрессировать в обществе. Другой путь развития – это закрытость социальной группы, ее локализация, кристаллизованность форм социального взаимодействия, приверженность традициям. Все это замедляет развитие в обществе.


Включение третьей стороны в социальное противоречие – вклад Зиммеля в теорию социального конфликта. При противоборстве, считает социолог, конфликт может развиваться только в 1 направлении и иметь 1 исход, исключающий другие. Включение третьей стороны обеспечивает многоплановые взаимодействия, образует различные отношения – от групповой солидарности до открытой конфронтации. Благодаря многообразию социальных взаимодействий общество приобретает разные возможности и условия для развития и трансформируется.

По теории Зиммеля, конфликт выполняет важную позитивную функцию в общественном процессе.

Теория конфликта Л. Козера

Американский социолог-функционалист Льюис Козер (1913–2003) разработал ведущие теоретические положения, ставшие фундаментальными предпосылками для становления науки конфликтологии. Главные вопросы, рассматриваемые Козером:

· причины конфликтов;

· виды конфликтов;

· функции конфликтов;

· типы общества;

· острота конфликта;

· последствия конфликта.

Причины конфликтов Козер видел в дефиците каких-либо ресурсов: власти; престижа; ценностей.

Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. Поразному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество.

Общество закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на 2 враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию.

Общество открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу несколько конфликтов между различными слоями и группами. В открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества.

Именно поэтому конфликты бывают 2 видов: конструктивные; разрушительные.

Конфликт, по теории Козера, необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию.


Поэтому теория функционального конфликта анализирует:

® негативные последствия конфликта для общества;

® позитивные последствия для общества.

Теория функционального конфликта часто сопоставляется с теорией Р. Дарендорфа, хотя Козер критиковал своего немецкого коллегу за отсутствие исследований позитивных последствий конфликта. Направленность теории конфликтов Л. Козера в целом противопоставлялась идеям теории классовой борьбы К. Маркса и теории социального согласия и «человеческих отношений» Э. Мэйо, которые господствовали в социалистических странах.
    1. Конфликтный функционализм Льюиса Козера и Георга Зиммеля.


Теория конфликта Козера является наиболее обширной, рассматривающей комплекс вопросов, а именно: причины конфликтам остроту конфликтам длительность конфликтам функции конфликта.

Козер определяет конфликт как процесса, который при определенных условиях может "функционировать", чтобы сохранить "социальный организм". Основные подходы к конфликту Козера:

. в любой социальной системе обнаруживаются отсутствие равновесиям напряженностью конфликтные отношения;

. многие процессы, которые, как обычно считается, разрушают систему (например, насилием разногласия, конфликт) при определенных условиях укрепляют интеграцию системы, а также ее "приспособляемость " к окружающим условиям.

Видно, что определение конфликта и его функций Козером во многом схоже с понятием конфликта Зиммеля.

На основе сформированных подходов к конфликту Козер развил целое теоретическое направление о функциях конфликта. Козер подверг критике Дарендорфа за то, что тот не придавал должного значения позитивным функциям конфликта. Согласно Козеру, конфликт выполняет интегративные и адаптивные функции в социальной системе. Также, как и Зиммель, Козер считаете, что конфликт содействует сохранению устойчивости и жизненности организации. Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, способствовать централизации принятия решениям укреплять единство группы, усиливать социальный контроль.

Козер выделяет "причинные цепи" описывающие каким образом конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособляемость. Этот ряд причинных зависимостей выглядит следующим образом: 1) нарушение интеграции составных частей социальной системы 2) приводит к вспышкам конфликтов между составными частями что в свою очередью 3) вызывает временную дезинтеграцию системы это 4) делает социальную структуру более гибкой, что в свою очередь 5) усиливает способность системы избавляться при помощи конфликта от грозящих ей в будущем нарушений равновесия а это приводит к тому что 6) система обнаруживает высокий уровень приспособляемости к изменяющимся условиям.