Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 1 Необихевиоризм. Социобихевиоризм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ


Группа Го19П161
Студент
В.Д. Виноградова


МОСКВА 2022

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

по теме семинарского занятия №1 «Необихевиоризм.

Социобихевиоризм» (выполняется после изучения темы № 9)
1.Дайте определение понятиям «научение», «поведение», «стимул»,

«реакция», «подкрепление».

Ответ:

Научение - приобретение (и результат) индивидуального опыта, приобретение знаний, умений и навыков, когда это происходит само собой, естественно, без постановки специальной цели научить или научиться. Результат научения - выученное поведение. Научение - одно из основных понятий этологии.

Поведение - внешняя и внутренняя активность субъекта, проявляющаяся при его взаимодействии с окружающей средой.

Стимул - сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие.

Реакция - действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо воздействие, раздражитель, впечатление (например, реакция в психологии, реакции химические, ядерные реакции)

Подкрепление - это мгновенная, позитивно или негативно влияющая, реакция обучающего (или внешней среды) на определенное действие обучаемого.

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

по теме семинарского занятия № 2 «Неофрейдизм»

(выполняется после изучения темы № 11)
12. Теория привязанности: Дж. Боулби, М. Эйнсворт.

В этой теории, как и в психоанализе, центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми. Именно опыт отношений с родителями на первом году жизни, который порождает привязанность к близкому взрослому, определяет дальнейший ход психического развития.


Однако, в отличие от психоанализа, привязанность ребенка к матери определяется не тем, что мать является источником физического удовольствия (пищевого или сексуального), а тем, что она обеспечивает его защиту и безопасность. Привязанность обусловлена врожденными, генетическими механизмами. С точки зрения Дж. Боулби, мать и у животных, и у человека выполняет прежде всего роль защиты потомства от неблагоприятных воздействий среды. В процессе эволюции вырабатывается определенный инстинктивный механизм, при «включении» которого ребенок ищет близости с матерью, особенно в ситуациях, потенциально опасных для него. Этот подход можно было бы назвать эволюционно-этологическим. Хотя тенденция к формированию привязанности имеет эволюционно-генетическое происхождение, само качество привязанности зависит от внешних факторов — главным образом от опыта первых отношений с матерью. Если мать в первые месяцы жизни ребенка проявляет нежность, заботливость, чувствительность к потребностям и интересам ребенка, у него формируется надежная привязанность, которая дает чувство безопасности и способствует проявлению продуктивной активности в разных сферах. Если же мать недостаточно внимательна и заботлива к малышу, если слишком холодна и строга, у него возникает ненадежная привязанность и связанное с ней чувство собственной незащищенности и уязвимости. В том случае, когда поведение матери непоследовательно и непредсказуемо, привязанность приобретает тревожно-амбивалентный характер — ребенок становится капризным, склонным к манипулированию родителями.
Качество привязанности обычно выявляется в специальном тесте, разработанном М. Эйнсворт и получившем название «незнакомая ситуация»

Главным показателем качества привязанности является реакция ребенка на появление и уход матери и его познавательная активность в новой обстановке. Для детей с надежной привязанностью характерны активная исследовательская деятельность в новой обстановке, отсутствие страха перед незнакомцем и радость при появлении матери. Привязанность как мотивационно-поведенческая система складывается к концу первого года и становится тем базисом, на котором происходит дальнейшее развитие личности ребенка. К этому возрасту у ребенка складывается важнейшее психологическое образование, которое Боулби назвал «внутренняя рабочая модель».

Эта модель представляет собой неразрывную и взаимообусловленную связь себя и другого. Ребенок воспринимает себя через отношение к нему близкого взрослого, а этого взрослого (фигуру или персону привязанности) через то, как он к нему относится. Например, в случае надежной и безопасной
привязанности ребенок воспринимает себя как любимого, достойного уважения, смелого, умного, а близкого взрослого — как источник любви, защиты и уважения. Если его привязанность ненадежна или небезопасна, он относится к себе как к отвергнутому, нелюбимому, ни к чему не способному, а предмет его привязанности становится источником страха и опасности. Таким образом, отношение ребенка к себе и его представление о себе определяют его отношение к близким взрослым (прежде всего к матери).
Привязанность включает две противоположные тенденции:
-стремление к познанию внешнего мира, к риску, к опасности;

-стремление к защите и к безопасности.
Первая тенденция уводит ребенка от матери в новый, неизвестный мир, вторая — напротив, возвращает к ней. Эти две тенденции неразрывно связаны и взаимообусловлены: чем надежнее и безопаснее привязанность, тем выше познавательная активность ребенка. Поэтому от качества привязанности зависит дальнейшее развитие всех познавательных и коммуникативных способностей ребенка.
В последнее время в американской и европейской психологии появляется все больше исследований, где доказывается решающее влияние качества привязанности ребенка к матери, возникшего в раннем детстве, на самые разные аспекты его дальнейшей жизни: успехи в школе, решение социальных и познавательных проблем, отношения с ровесниками, успешность адаптации к социальной среде и пр.
Тестовые задания к практическому занятию № 2

1. Создателем психоаналитического направления в психологии явился

А) З.Фрейд

Б) К.Юнг

В) А.Адлер
2. К представителям различных ветвей психоаналитического направления

относятся все перечисленные ниже ученые, кроме

В) О.Ранка

Г) Н.Миллера
3. Концепция либидо была предложена

Д) З.Фрейдом
4. Энергия влечения, которая является источником мыслей и поведения, в

классическом психоанализе получила название

В) либидо
5. З.Фрейд считал, что события, которые стали причиной наших проблем в

настоящем, необходимо

Д) все ответы верны
6. Психоанализ - это

Д) все ответы верны
7. Из всех подходов в рамках глубинной психологии хронологически более

ранним является такое направление, как

В) неофрейдизм
8. Перу З.Фрейда принадлежат перечисленные ниже работы, кроме одной.


Назовите ее:

Г) «Достоевский и отцеубийство»
9. Модель психики, согласно которой движущей силой поведения

являются конфликтующие тенденции, называется

В) динамическая модель психики
10. Методологическим принципом психоанализа является такое положение:

Д) все ответы верны
11. На основные положения психоаналитической теории повлияло то, что

З.Фрейд имел образование и практику в области

Б) искусства

Г) медицины
12. З.Фрейд жил и работал в городе, который до сих пор считается родиной

и центром психоанализа и который дал название классическому

психоаналитическому подходу - это

Б) Вена
13. Знаменитую работу «Исследование истерии» З.Фрейд написал вместе со

своим старшим коллегой и другом - известным психиатром

В) Й.Брейером
14. В работе «Исследование истерии» описано пять клинических

примеров, один из которых стал классикой психоанализа и вошел во все

учебники в качестве хрестоматийного примера истерического невроза - он

называется

Б) «случай Анны О.»
15. Основной метод терапевтической работы с пациентом в классическом

психоанализе -

В) метод свободных ассоциаций
16. По теории Фрейда либидо - это энергия,

В) лежащая в основе жизненных влечений
17. Последователем и сторонником З.Фрейда, который затем отошел от его

теории и создал собственный подход в рамках психоаналитического

направления, является

Д) все ответы верны
18. Областью проявления бессознательного, по Фрейду, является

А) сновидения
19. З.Фрейд описал случаи, названные им как «человек - крыса» и «человек

- волк» как примеры проявления

Б) невроза навязчивости

20. Исследователь, который ввел в психологию понятие коллективного

бессознательного, - это

Б) К.Юнг
21. Подход, созданный К.Г.Юнгом, называется

А) глубинной психологией
22. Создавая свою теорию, К.Г.Юнг ввел в психологию понятия,

перечисленные ниже, кроме одного. Укажите его.

Б) коллективное бессознательное
23. К основным архетипам личности, по К.Юнгу, относятся перечисленные

ниже, кроме

Г) ид
24. К истинным утверждениям относится то, что К.Г.Юнг

Д) все ответы верны
25. Коллективное бессознательное, по К.Юнгу

Д) все ответы верны
26. Для изучения сферы бессознательного К.Г.Юнг использовал

А) анализ сновидений

Б) ассоциативный эксперимент

В) метод активного воображения
27. Создателем «Индивидуальной психологии» является


В) А.Адлер
28. Теория А.Адлера относится к такому направлению психологии, как

А) глубинная психология
29. Одним из центральных понятий в теории А.Адлера является понятие

Б) комплекса неполноценности
30. К основным понятиям в теории А.Адлера относятся перечисленные

ниже, кроме такого, как

Д) базальная тревога
31. А.Адлер создавал свою психологическую теорию

Г) в первой половине 20 века
32. Психоаналитик, в теории которого описано влияние порядка рождения

на личность и особенности личности старшего, среднего и младшего ребенка в семье, - это

В) А.Адлер
33. Психоаналитик, развивавший идею о родовой травме, - это

Г) О.Ранк
34. Автором концепции «мышечного панциря» является

Д) все ответы неверны
35. Одна из известных работ О.Ранка называется

А) «Травма рождения»
36. О. Ранк внес большой вклад в изучение развития

А) мышления
37. Теория, которая дала начало развитию телесно - ориентированного

подхода в психотерапии, принадлежит

Б) В.Райху
38. Психоаналитик, который был членом коммунистической партии и

пытался соединить идеи З. Фрейда и К.Маркса, - это

Д) все ответы неверны
39. Автором концепции «оргонной энергии» является

Г) В.Райх
40. Представителями неофрейдизма являются нижеперечисленные авторы,

кроме одного - укажите его:

А) З.Фрейд
41. Направление, истоком которого являются идеи Фрейда, но которое

придает большое значение роли общества, культурным и межличностным

факторам в формировании личности, называется

А) бихевиоризм
42. Концепцию «гуманистического психоанализа» предложил

Б) Э.Фромм
43. Э.Фромм является представителем такого направления, как

В) неофрейдизм
44. Работа Э.Фромма называется

Б) «Бегство от свободы»
45. Работы Г.С.Салливана относятся к

Б) началу 19 века
46. Автором концепции, известной как «межличностная теория

психиатрии» является

Г) Г.Салливан
47. Психоаналитик, который подчеркивал, что человек сам является

творцом своей личности, создающим свою жизнь благодаря реализации

собственного «творческого Я», - это

Б) А.Адлер
48. К.Хорни назвала чувство, связанное с ощущением одиночества и

беспомощности перед лицом потенциально опасного мира

Г) базальной тревогой
49. К.Хорни придерживалась взглядов о том, что на развитие человека