Файл: Теоретическое занятие 1 Группа Дата Раздел оп. 12 Безопасность жизнедеятельности. Тема занятия Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера. Вид занятия Лекция. Цели занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГАПОУ «ООМК»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Теоретическое занятие №1
Группа: Дата:

Раздел: ОП.12 Безопасность жизнедеятельности.

Тема занятия: Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.

Вид занятия: Лекция.
Цели занятия:
Образовательная: дать понятие о предмете «Безопасность жизнедеятельности»; добиться прочного усвоения системы знаний; освоение общих компетенций;
Развивающая: формирование навыков самообразования и самореализации личности; развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.
Воспитательная: формирование у студентов целостного миропонимания, современного научного мировоззрения, общечеловеческих ценностей,

воспитывать культуру в области защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного , социального и экологического характера, развивать познавательный интерес к изучаемой теме.
Методическая: создать условия для активизации познавательной деятельности студентов и оптимизации учебного процесса.

В результате освоения данной темы обучающийся должен иметь представление:

  1. о техногенных опасностях и угрозах (радиационно-опасные объекты, химически опасные объекты, пожаро- и взрывоопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства);

  2. об основных видах потенциальных опасностей и их последствиях в профессиональной деятельности и быту, о принципах снижения вероятности их реализации;

Студент должен закрепить знания:
- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и их возможные последствия.

- Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принцип снижения вероятности их реализации.

-Принцип прогнозирования развития и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях,

- Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и их возможные последствия;

- Чрезвычайные ситуации военного характера;

- Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий.

- О техногенных опасностях и угрозах (радиационно-опасные объекты, химически опасные объекты, пожаро- и взрывоопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства);

- Об основных видах потенциальных опасностей и их последствиях в профессиональной деятельности и быту, о принципах снижения вероятности их реализации;

Студент должен овладеть умениями:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

- владеть знаниями поведения в чрезвычайных и опасных для жизни и деятельности ситуациях;

- владеть знанием как использовать средства индивидуальной и коллективной защиты в критической и опасной для жизни ситуации.
В результате изучения темы занятия студент должен освоить следующие профессиональные и общие компетенции:

Формируемые ПК:
ПК 2.1.Провадить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно- просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача.

Показатель: Проводит лечебно- диагностическую профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с с экстрагенитальной патологией под руководством врача.
Формируемые ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Показатель: Правильное понимает социальную значимость профессии акушера.

Устойчиво проявляет интерес к выбранной профессии.
Оснащение дидактическое:

- электронная презентация по теме «Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера»

- учебный фильм: « Чрезвычайные ситуации природного характера».

Информационное обеспечение обучения.

Основные источники:

  1. Вандышев А.Р. Медицина катастроф. Феникс, Ростов-на-Дону, 2017.

  2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Изд. Academia, 2013.

  3. Ястребов Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф.

Ростов-на Дону, Феникс, 2015, 6-е издание.

  1. Бондин В.И. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие /В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин. – М.: ИНФРА – М; Академцентр, 2016.- 349 с.

  2. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности : учебник/

Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко.-5-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2015.-

192 с.

  1. Ястебов Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебное пособие / Г.С. Ястребов, под ред. Б.В. Кабарухина,-

Изд. 8-е – Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 397 с.
Дополнительная литература для студентов:

  1. Микрюков М.Ю. Безопасность жизнедеятельности. М.: КНОРУС, 2017.

  2. Ванаев В. Безопасность жизнедеятельности. Терминология: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2016.

  3. Сидоров А.И. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2014.

  4. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности

  5. Сапронов Ю.Г., Сыса А.Б., Шахбазян В.В. Безопасность жизнедеятельности, ОИЦ «Академия», 2016.

  6. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний. ОИЦ «Академия», 2014.

  7. Раско С.Л., Овчаренко А.Г. Стихийные бедствия: возникновение, последствия и прогнозирование: Учеб. пособ. к практ. работам по курсу «Безопасность жизнедеятельности». Алт. гос. ун-т, БТИ. - Бийск. 2014.

8. Афанасьев Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Часть 1. /Овчаренко

А.Г., Трутнева Л.И., Раско С.Л., Мякшин А.Д. - Изд-во Алт. гос. техн.

ун-т. БТИ, - Бийск, 2015.

9. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний.

Здоровье, болезнь и образ жизни. – М., 2017.

10. Сапронов Ю.Г, Сыса А.Б., Шахбазян В.В. Учеб. Пособие для студентов

учреждений сред. Проф. Образования «Безопасность

жизнедеятельности»- М.: Издательский центр «Академия», 2016. 20

11. Сапронов Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие для

студентов учреждений сред. Проф. Образования / Ю. Г. Сапронов, А.

Б. Сыса, В. В. Шахбазян. – М.: Издательский центр «академия», 2015. –

320с.

12. Смирнов А. Т. Основы военной службы: Учеб. Пособие для студентов

учреждений сред. Проф. Образования/ А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В.

А. Васнев; Под общей ред. А. Т. Смирнова. – 2-е изд., стереотип. М.:

Издательский центр «Академия»: Мастерство: Высшая школа,2018. –

240с.
Интернет – ресурсы:

1. http://meduniver.com/ - Мед.Универ.com – медицинский

информационный портал;

2. http://www.medlit.ru/ - сайт медицинской литературы;

3. http://fcior.edu.ru/ - федеральный центр информационных

образовательных ресурсов.

Общие вопросы безопасности жизнедеятельности 4.http://umka.nrpk8.ru/library/courses/bgd/tema1_1.dbk.

5. Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности, здоровья, БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ, педагогики, методики преподавания для ДОУ, школ, вузов (программы, учебники). http://www.edu-all.ru/pages/links/all_links.asp?page=1&razdel=9.

6. Юридическая Россия.

7. http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1212788

8. Правовые основы:

http://revolution.allbest.ru/war/00166144.html











1 Задание на дом-2-3 мин.

-Подготовиться к теоретическому занятию по теме №2 Темы 1.2. «Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени».

учебник Основы Безопасности Жизнедеятельности А.Т. Смирнов, Б.О Хренников 10 класс §1-3;

СВР:

1. Составить реферативное сообщение по выбору обучающихся по теме: «Исследование устойчивости объектов экономики в условиях Ч.С»;

«Способы повышения надежности технологического оборудования»; «Мероприятия по защите работников в условиях Ч.С»;

«Категории опасных производственных объектов».

2. Составить таблицу «Травмирующие и вредные факторы технических систем и бытовой среды при возникновении чрезвычайной ситуации»


Контрольные вопросы:

  1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их возможные последствия.

  2. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

  3. Чрезвычайные ситуации военного характера.

  4. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.


Лекционный материал.

«Если человечеству хватает мудрости распознать и предотвратить надвигающуюся опасность, его ждет прекрасное будущее, если нет – неизбежен упадок и страдания!»

І.Вводная часть:


План:

1. Введение: Суть и значение предмета БЖД .


2. Принципы, методы и средства обеспечения безопасной жизнедеятельности.

3. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера

4. Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций

5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их возможные последствия.

6. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

7.Чрезвычайные ситуации военного характера

8. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций

9.Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Беседа по вопросам, наводящим на изучаемую тему:


1.Что такое безопасность;

2. Где может подстерегать опасность;

3. Какие виды опасности вы можете назвать;

4. Что может нам помочь в опасной ситуации.

ІІ.Основная часть:

Вопросы для рассмотрения:


- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и их возможные последствия.

- Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принцип снижения вероятности их реализации.

- Опасные природные явления.

- Техногенные опасности и угрозы (радиационно-опасные объекты, химически опасные объекты, пожаро и взрывоопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства).


-Принцип прогнозирования развития и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе и в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России.

- Чрезвычайные ситуации военного характера.

- Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий (прямые, косвенные, связанные с изменением среды обитания людей).

- Ядерное, химическое, бактериологическое оружие

- Обычные средства поражения. Международный и внутригосударственный терроризм. - Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

Глоссарий: Основные понятия и определения.

Безопасность состояние, при котором не угрожает опасность и есть защита от опасности.

Чрезвычайный – исключительный, очень большой превосходящий все.

Чрезвычайная ситуация – это состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте определенной территории или акватории возникает угроза жизни людей, наносится ущерб имуществу, экономике и окружающей природной среде (ОПС).

Источник ЧС – опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распределенная инфекционная болезнь людей, животных и растений, а так же применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Зона ЧС – это территория или акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий из других районов возникла ЧС.

Очаг поражения – это территория в пределах зоны ЧС, где произошли массовые поражения людей, животных и растений.

Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Опасные производственные объекты (ОПО) – это объекты, на которых производятся, хранятся, утилизируются следующие веществ: легковоспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные, вещества опасные для окружающей среды
, создающие реальную угрозу возникновения ЧС при определенной ситуации.

1. Введение: Суть и значение предмета БЖД .


Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука, которая изучает проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде в процессе разных видов его деятельности (в т.ч. трудовой). Она более универсальная дисциплина, чем охрана труда или гражданская оборона, ведь две последние рассматривают лишь частные случаи безопасности в конкретных ситуациях.

Задачей БЖД является разработка методов прогнозирования, изучение и идентификации вредных факторов, их влияния на человека и окружающую среду, а также разработка методов уменьшения воздействия этих факторов.

2.Принципы, методы и средства обеспечения безопасной жизнедеятельности.

Обеспечение безопасной жизнедеятельности – это сложный процесс, который основывается на многих принципах, которые условно объединяют в три группы: основополагающие, технические и организационные.

Основополагающие принципы определяют идеи, концепции, главные направления поиска путей безопасной жизнедеятельности. к таким принципап относят, в часности: концепцию допустимого риска, принцип минимизации риска, принцип системного анализа.

Технические принципы направлены на непосредственное предупреждение воздействия опасных и вредных факторов. они базируются на физических законах и среди них выделяют: принципы защиты расстоянием, временем, экранированием, недоступностью.

Организационные принципы определяют порядок реализации мероприятий по обеспечению безопасной жизнедеятельности. к ним относятся принципы плановости, последовательности и комплексности мероприятий, анализа и контроля их выполнения.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является главной задачей Министерства по чрезвычайным ситуациям. Защита населения организуется в целях максимального ослабления результатов стихийных бедствий, промышленных аварий, катастроф в случае применения ядерного, химического, бактериологического оружия и других средств нападения и обеспечения благоприятных условий для деятельности населения и объектов народного хозяйства