Файл: Теоретическое занятие 1 Группа Дата Раздел оп. 12 Безопасность жизнедеятельности. Тема занятия Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера. Вид занятия Лекция. Цели занятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГАПОУ «ООМК» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА Теоретическое занятие №1 Группа: Дата: Раздел: ОП.12 Безопасность жизнедеятельности. Тема занятия: Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера. Вид занятия: Лекция. Цели занятия: Образовательная: дать понятие о предмете «Безопасность жизнедеятельности»; добиться прочного усвоения системы знаний; освоение общих компетенций; Развивающая: формирование навыков самообразования и самореализации личности; развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения. Воспитательная: формирование у студентов целостного миропонимания, современного научного мировоззрения, общечеловеческих ценностей, воспитывать культуру в области защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного , социального и экологического характера, развивать познавательный интерес к изучаемой теме. Методическая: создать условия для активизации познавательной деятельности студентов и оптимизации учебного процесса. В результате освоения данной темы обучающийся должен иметь представление:
Студент должен закрепить знания: - Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и их возможные последствия. - Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принцип снижения вероятности их реализации. -Принцип прогнозирования развития и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, - Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и их возможные последствия; - Чрезвычайные ситуации военного характера; - Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. - О техногенных опасностях и угрозах (радиационно-опасные объекты, химически опасные объекты, пожаро- и взрывоопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства); - Об основных видах потенциальных опасностей и их последствиях в профессиональной деятельности и быту, о принципах снижения вероятности их реализации; Студент должен овладеть умениями: - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - владеть знаниями поведения в чрезвычайных и опасных для жизни и деятельности ситуациях; - владеть знанием как использовать средства индивидуальной и коллективной защиты в критической и опасной для жизни ситуации. В результате изучения темы занятия студент должен освоить следующие профессиональные и общие компетенции: Формируемые ПК: ПК 2.1.Провадить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно- просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача. Показатель: Проводит лечебно- диагностическую профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с с экстрагенитальной патологией под руководством врача. Формируемые ОК: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Показатель: Правильное понимает социальную значимость профессии акушера. Устойчиво проявляет интерес к выбранной профессии. Оснащение дидактическое: - электронная презентация по теме «Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера» - учебный фильм: « Чрезвычайные ситуации природного характера». Информационное обеспечение обучения. Основные источники:
Ростов-на Дону, Феникс, 2015, 6-е издание.
Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко.-5-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2015.- 192 с.
Изд. 8-е – Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 397 с. Дополнительная литература для студентов:
8. Афанасьев Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Часть 1. /Овчаренко А.Г., Трутнева Л.И., Раско С.Л., Мякшин А.Д. - Изд-во Алт. гос. техн. ун-т. БТИ, - Бийск, 2015. 9. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний. Здоровье, болезнь и образ жизни. – М., 2017. 10. Сапронов Ю.Г, Сыса А.Б., Шахбазян В.В. Учеб. Пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования «Безопасность жизнедеятельности»- М.: Издательский центр «Академия», 2016. 20 11. Сапронов Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования / Ю. Г. Сапронов, А. Б. Сыса, В. В. Шахбазян. – М.: Издательский центр «академия», 2015. – 320с. 12. Смирнов А. Т. Основы военной службы: Учеб. Пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования/ А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев; Под общей ред. А. Т. Смирнова. – 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство: Высшая школа,2018. – 240с. Интернет – ресурсы: 1. http://meduniver.com/ - Мед.Универ.com – медицинский информационный портал; 2. http://www.medlit.ru/ - сайт медицинской литературы; 3. http://fcior.edu.ru/ - федеральный центр информационных образовательных ресурсов. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности 4.http://umka.nrpk8.ru/library/courses/bgd/tema1_1.dbk. 5. Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности, здоровья, БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ, педагогики, методики преподавания для ДОУ, школ, вузов (программы, учебники). http://www.edu-all.ru/pages/links/all_links.asp?page=1&razdel=9. 6. Юридическая Россия. 7. http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1212788 8. Правовые основы: http://revolution.allbest.ru/war/00166144.html | |
| |
1 Задание на дом-2-3 мин.
-Подготовиться к теоретическому занятию по теме №2 Темы 1.2. «Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени».
учебник Основы Безопасности Жизнедеятельности А.Т. Смирнов, Б.О Хренников 10 класс §1-3;
СВР:
1. Составить реферативное сообщение по выбору обучающихся по теме: «Исследование устойчивости объектов экономики в условиях Ч.С»;
«Способы повышения надежности технологического оборудования»; «Мероприятия по защите работников в условиях Ч.С»;
«Категории опасных производственных объектов».
2. Составить таблицу «Травмирующие и вредные факторы технических систем и бытовой среды при возникновении чрезвычайной ситуации»
Контрольные вопросы:
-
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их возможные последствия. -
Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. -
Чрезвычайные ситуации военного характера. -
Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.
Лекционный материал.
«Если человечеству хватает мудрости распознать и предотвратить надвигающуюся опасность, его ждет прекрасное будущее, если нет – неизбежен упадок и страдания!»
І.Вводная часть:
План:
1. Введение: Суть и значение предмета БЖД .
2. Принципы, методы и средства обеспечения безопасной жизнедеятельности.
3. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера
4. Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций
5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их возможные последствия.
6. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
7.Чрезвычайные ситуации военного характера
8. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций
9.Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Беседа по вопросам, наводящим на изучаемую тему:
1.Что такое безопасность;
2. Где может подстерегать опасность;
3. Какие виды опасности вы можете назвать;
4. Что может нам помочь в опасной ситуации.
ІІ.Основная часть:
Вопросы для рассмотрения:
- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и их возможные последствия.
- Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принцип снижения вероятности их реализации.
- Опасные природные явления.
- Техногенные опасности и угрозы (радиационно-опасные объекты, химически опасные объекты, пожаро и взрывоопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства).
-Принцип прогнозирования развития и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе и в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России.
- Чрезвычайные ситуации военного характера.
- Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий (прямые, косвенные, связанные с изменением среды обитания людей).
- Ядерное, химическое, бактериологическое оружие
- Обычные средства поражения. Международный и внутригосударственный терроризм. - Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.
Глоссарий: Основные понятия и определения.
Безопасность – состояние, при котором не угрожает опасность и есть защита от опасности.
Чрезвычайный – исключительный, очень большой превосходящий все.
Чрезвычайная ситуация – это состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте определенной территории или акватории возникает угроза жизни людей, наносится ущерб имуществу, экономике и окружающей природной среде (ОПС).
Источник ЧС – опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распределенная инфекционная болезнь людей, животных и растений, а так же применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Зона ЧС – это территория или акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий из других районов возникла ЧС.
Очаг поражения – это территория в пределах зоны ЧС, где произошли массовые поражения людей, животных и растений.
Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Опасные производственные объекты (ОПО) – это объекты, на которых производятся, хранятся, утилизируются следующие веществ: легковоспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные, вещества опасные для окружающей среды
, создающие реальную угрозу возникновения ЧС при определенной ситуации.
1. Введение: Суть и значение предмета БЖД .
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука, которая изучает проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде в процессе разных видов его деятельности (в т.ч. трудовой). Она более универсальная дисциплина, чем охрана труда или гражданская оборона, ведь две последние рассматривают лишь частные случаи безопасности в конкретных ситуациях.
Задачей БЖД является разработка методов прогнозирования, изучение и идентификации вредных факторов, их влияния на человека и окружающую среду, а также разработка методов уменьшения воздействия этих факторов.
2.Принципы, методы и средства обеспечения безопасной жизнедеятельности.
Обеспечение безопасной жизнедеятельности – это сложный процесс, который основывается на многих принципах, которые условно объединяют в три группы: основополагающие, технические и организационные.
Основополагающие принципы определяют идеи, концепции, главные направления поиска путей безопасной жизнедеятельности. к таким принципап относят, в часности: концепцию допустимого риска, принцип минимизации риска, принцип системного анализа.
Технические принципы направлены на непосредственное предупреждение воздействия опасных и вредных факторов. они базируются на физических законах и среди них выделяют: принципы защиты расстоянием, временем, экранированием, недоступностью.
Организационные принципы определяют порядок реализации мероприятий по обеспечению безопасной жизнедеятельности. к ним относятся принципы плановости, последовательности и комплексности мероприятий, анализа и контроля их выполнения.
Защита населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является главной задачей Министерства по чрезвычайным ситуациям. Защита населения организуется в целях максимального ослабления результатов стихийных бедствий, промышленных аварий, катастроф в случае применения ядерного, химического, бактериологического оружия и других средств нападения и обеспечения благоприятных условий для деятельности населения и объектов народного хозяйства