Файл: Курсовая работа по дисциплине Система государственного и муниципального управления.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Проблемы коррумпированности и бюрократизации в системе муниципального управления
Широкая антикоррупционная кампания, инициированная Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым вскоре после его избрания, не могла не отразиться на делах и планах российских муниципалитетов.

Бесспорно, основной объем так называемой «бытовой коррупции» в стране порожден несовершенством российского местного самоуправления: деятельность муниципальных организаций и предприятий затрагивает интересы почти всех граждан России, общаться с чиновниками гражданам тоже чаще всего приходится на местном уровне. Граждане возмущены примерами незаконных поборов в детских садах и школах, в поликлиниках и больницах, даже в роддомах и на кладбищах.

Впрочем, вклад муниципалитетов в общероссийский уровень «деловой коррупции» тоже определяющий - если не по масштабу коррупционных сделок, то по их количеству. Предприниматели уверены, что без взятки невозможно получить заказ на поставку продуктов в школу или ремонт административного здания, поставить автобус на маршрут или согласовать строительство торгового павильона.

Разговоры о том, что «основная коррупция - в верхах» не опровергаю факта: корни российской коррупции - в муниципалитетах. По статистике правоохранительных органов, в 2008 году за коррупционные преступления осуждены 996 должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. К уголовной ответственности привлечены 248 глав муниципальных образований. Среди осужденных за взятки в 2008 году 20 процентов - работники сферы здравоохранения, 12 процентов - преподаватели, 9 процентов - муниципальные служащие. За десять месяцев 2007 года возбуждены уголовные дела в отношении 798 выборных членов органов местного самоуправления. И таких дел становится все больше: количество выявленных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в 2008 году по сравнению с 2007 годом выросло на 13,3 процента [12, с.75].

Даже скептически настроенные эксперты признают, что, несмотря на имеющиеся перегибы в работе правоохранительных органов (то, что называется кампанейщиной), большинство уголовных дел в отношении глав муниципалитетов, муниципальных служащих и сотрудников муниципальных учреждений и предприятий вполне обосновано. Экс-Президент России Дмитрий Медведев весьма жестко высказался по этому поводу: «На уровне муниципалитетов, к сожалению, есть проблемы и с самими законодателями, и с муниципальными менеджерами. Очень часто туда проникают люди, которые не нашли себя в другой сфере. Если на уровне субъектов Федерации, на федеральном уровне уже такие лица не появляются, то там количество таких «специальных» граждан довольно высокое. И нужно сделать все, чтобы их оттуда выставить. Криминальные элементы, авторитеты и авторитетики местного масштаба не должны находиться в местных органах власти, а их там достаточное количество. Посмотрите каждый по своему региону: там есть чем заниматься» [12, с.75].


Добавим к этому - реальное противодействие коррупции в органах государственной власти тоже приходится организовывать на территории конкретного муниципалитета, считаясь с местными нравами и традициями, соразмеряясь с общим отношением к антикоррупционной политике. Выявить недобросовестного инспектора ГИБДД или судебного пристава, взяточника в регистрационной палате или в отделе социального обеспечения гораздо труднее в обстановке круговой поруки и попустительства.

Без создания системных механизмов противодействия коррупции на муниципальном уровне национальный антикоррупционный план может превратиться в фикцию. Видимо, указанные обстоятельства осознаются представителями федеральной власти (полпредств, прокуратуры, отраслевых министерств и силовых ведомств) и губернаторами (которые по факту - тоже представители федеральной власти), поскольку во многих регионах массовый процесс разработки муниципальных программ противодействия коррупции инициируется с государственного уровня. Именно за счет давления «сверху» значительное число российских муниципалитетов (счет идет на сотни) имеют к сегодняшнему дню действующие планы или программы противодействия коррупции. Накопленный практический опыт разработки таких программ уже позволяет провести их сравнительный анализ.

3. Практика разработки муниципальных программ противодействия коррупции
3.1 Правовые рамки борьбы с коррупцией на муниципальном уровне
Первая сложность, возникающая у разработчиков муниципальной программы противодействия коррупции, - определение правовых рамок, правомочности своих действий. Имеет ли право (должен ли) муниципалитет тратить общественные ресурсы на противодействие коррупции?

Главы муниципалитетов ссылаются на то, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] список вопросов местного значения закрытый, и в этом списке нет пункта о противодействии коррупции.

Эта логическая задача решается в разных субъектах Российской Федерации по-разному.

Некоторые юристы считают, что противодействие коррупции относится к сфере обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, которая в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации [1] является предметом совместного ведения федеральных и региональных органов власти. Передача муниципалитету необходимых полномочий региональным законом требует компенсации соответствующих расходов, однако власти субъектов находят нестандартные решения. Например, в Республике Карелии разработано соглашение между региональным правительством и администрациями конкретных муниципалитетов «о взаимодействии по реализации государственной политики в области противодействия коррупции в муниципальном районе (городском округе)». Предметом соглашения «является взаимодействие сторон по реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568». Соответственно, первой целью местной антикоррупционной программы определена «организация участия органа местного самоуправления в осуществлении государственной политики по профилактике коррупции» [13, с.47].


В других регионах противодействие коррупции не рассматривается как одна из общественных услуг, распределенных между уровнями власти, а считается внутренней задачей, решаемой в процессе организации таких услуг. Ведь в Федеральном законе «О противодействии коррупции», на который ссылается упомянутое выше соглашение, дано определение: «противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий» [13, с.47].

Несомненно, что и до принятия национального плана противодействия коррупции муниципалитеты были вправе бороться с коррупцией (есть немало тому примеров), хотя надо признать, что системные шаги по противодействию мздоимству на федеральном уровне заметно активизировали эту деятельность. Региональные законы о противодействии коррупции (многие из них были приняты раньше, чем федеральный) часто упоминают органы местного самоуправления как субъект антикоррупционной политики. Например, в статьях, описывающих правовую основу противодействия взяточничеству, после перечисления международных договоров, федеральных и региональных законов сказано: «и муниципальные правовые акты». В некоторых региональных законах имеется статья «Взаимодействие органов государственной власти области с органами местного самоуправления по вопросам противодействия коррупции». И то и другое косвенно подтверждает право муниципалитетов заниматься этой проблемой [13, с.47].

Встречаются статьи с констатацией: «Органы местного самоуправления муниципальных образований области, общественные объединения и граждане участвуют в противодействии коррупции в соответствии с действующим законодательством».

В одном из первых региональных законов («О противодействии коррупции в Республике Татарстан») есть статья «Субъекты антикоррупционной политики», где наряду с государственными органами, к ведению которых отнесена реализация такой политики, общественными организациями, вовлеченными в ее реализацию, и средствами массовой информации названы органы местного самоуправления. В другой статье этого же закона в качестве мер предупреждения коррупционных правонарушений названа «разработка и реализация республиканской, ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ» [13, с.48].


Зачастую в региональных антикоррупционных законах встречается прямое упоминание: «Органы местного самоуправления принимают муниципальные программы противодействие
коррупции», «Разработка, утверждение и реализация муниципальных антикоррупционных программ осуществляются в соответствии с муниципальными правовыми актами» или «в муниципальных образованиях области могут разрабатываться муниципальные антикоррупционные планы в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований области».

Наиболее развернутый вариант звучит так: «Органы местного самоуправления могут принимать целевые программы по профилактике и противодействию коррупции, проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов, проводить антикоррупционный мониторинг, участвовать в формировании в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, организовывать информирование граждан о фактах коррупции и о мероприятиях по противодействию коррупции, создавать совещательные органы по противодействию коррупции» [13, с.48].

Следует отметить, что в некоторых регионах (например, в Саратовской области, которая является одним из пионеров в области становления системы противодействия мздоимству), несмотря на то, что муниципалитеты вообще не упомянуты как субъекты антикоррупционной политики в региональном законе, во всех крупных муниципальных образованиях приняты местные программы противодействия коррупции.
3.2 Обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления
Один из самых эффективных способов противодействия коррупции - обеспечение максимальной прозрачности деятельности чиновников. В этом направлении уже создан довольно большой программный инструментарий.

Очень распространенным является создание «горячих линий» и «телефонов доверия» в различных модификациях. Невысокая эффективность этих мер давно доказана, тем не менее, разработчики программ возлагают на ни большие надежды, в каждом антикоррупционном плане они упомянуты:

  • Организация дополнительны» каналов связи для приема обращений граждан (электронные почтовые ящики, ящики для писем в присутственных местах);

  • Создание постоянно действующей «горячей линии» для сообщений с попытках и фактах получения взяток» «Организация «телефона доверия», сайта в сети Интернет для сообщения об известных фактах коррупции;

  • Создавать постоянно действующие каналы связи руководителей населением (выездные приемы, прямые и горячие телефонные линии, интернет-приемные и др.);

  • Размещение книги жалоб и предложений для отзыва о качестве услуг;

  • Создание специального электронного почтового ящика «противодействие коррупции» на сайте администрации для приема анонимной информации о фактах коррупции.