Файл: Курсовая работа по дисциплине Система государственного и муниципального управления.rtf
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часто в программных мероприятиях пишутся очевидные вещи, предлагаются действия, которые и так выполняются или должны выполняться например:
-
Обеспечение регулярного участия должностных лиц органов местного самоуправления в программах тел ерадиокомпаний и размещение информации в печатных изданиях с целью доведения до населения города социально значимой информации; -
Создать систему отчетов должностных лиц в интернете, в средствах массовой информации, на собраниях граждан; -
Публикация нормативно-правовых актов в информационном бюллетене.
Уже набили оскомину разговоры о необходимости обеспечить желающим доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления. Вопрос, связанный с реализацией основных принципов функционирования общественной системы вообще и местного самоуправления в частности, возможно, будет в конце концов решен в рамках антикоррупционных программ:
-
Разработка и утверждение процедуры ознакомления граждан с документами, отражающими деятельность органов местного самоуправления; -
Принятие нормативно-правового акта о порядке предоставления по запросам граждан информации о деятельности органов местного самоуправления»; -
Изучить практику исполнения Федерального закона «О порядке обращения граждан» на территории муниципального образования.
Большой интерес вызывают меры, связанные с использованием возможностей интернета:
-
Публикация в интернете административных регламентов; -
Публикация в сети Интернет должностных инструкций; -
Публикация сведений о структуре и деятельности органов местного самоуправления, времени приема граждан, нормативно-правовых актов, порядка обжалования действий должностных лиц; -
Создание интернет-страницы для отзывов о качестве работы различных подразделений; -
Использовать интернет для информирования общественности о деятельности органов местного самоуправления и обеспечения доступа к общественно значимой информации [7, с.16].
В последнем случае возникает резонный вопрос - а кто определяет, какая информация общественно значимая? И насколько значимы другие перечисленные выше виды информации? Попутно возникает техническая проблема - кто-то должен оперативно размещать в сети актуальную информацию. Проблемы снимаются при выборе более радикального решения: «Внедрить систему электронного документооборота и делопроизводства в структурных подразделениях администрации района» [7, с.16].
3.3 Воспитание неприятия коррупционного поведения
Меры по созданию иммунитета к коррупции сложны в реализации, но имеют долгосрочный эффект. Разработчикам пока неясно, что нужно предпринимать в этом направлении, поэтому в программах формулируются скорее идеи, «полуфабрикаты»:
-
Разработать просветительские антикоррупционные программные мероприятия; -
Разработать и внедрить мероприятия, направленные на усиление антикоррупционной составляющей при преподавании в образовательных учреждениях района; -
Разработать и внедрить меры по повышению квалификации педагогических кадров образовательных учреждений, реализующих преподавание общественных дисциплин; -
Разработка плана мероприятий по обеспечению информированности граждан о своих правах и обязанностях; -
Организация системы антикоррупционного обучения на всех уровнях образования, а также гражданского просвещения [15, с.103].
Довольно распространенное мнение - антикоррупционное воспитание надо начинать со школ: «Проведение районного конкурса среди сотрудников образовательных учреждений «Против коррупции через образование», «Провести конкурс школьных исследовательских работ «Россия без коррупции».
Более абстрактный характер носят меры просветительского характера, нацеленные на широкий круг граждан:
-
Ежегодные конкурсы среди журналистов и других творческих работников на публикации и выступления по антикоррупционной тематике; -
Подготовить и провести на телевидении программы по правовому просвещению населения; -
Организация и проведение конференций, семинаров, «круглых столов» в целях формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупции; -
Издание и распространение брошюр и буклетов, содержащих антикоррупционную пропаганду и правила поведения в коррупционных ситуациях [15, с.103].
3.4 Информационная кампания
Для успеха реализации антикоррупционной программы важно обеспечить широкое обсуждение проблемы мздоимства и мер противодействия. Комплексного видения роли и места информационной кампании пока в действующих программах нет, однако отдельные ее элементы «нащупываются» эмпирическим методом:
-
Информирование населения о работе дополнительных каналов связи для сообщений о коррупционных правонарушениях; -
Постоянные рубрики и разделы по антикоррупционной тематике в местных средствах массовой информации, проблемные выступления и целевые передачи на телевидении и радио; -
Ежеквартальный выпуск тематической полосы в районной газете; -
Открытие рубрики для разъяснения действующего законодательства (совместно с правоохранительными органами); -
Публикация цикла статей, репортажей с рекомендациями гражданам в случае нарушения их прав; -
Организация «круглых столов», пресс-конференций, брифингов, «прямых линий» по вопросам противодействия коррупции с участием должностных лиц исполнительных и представительных органов и правоохранительных органов [29, с.13].
Некоторые из предлагаемых мероприятий имеют вполне прикладной характер: «Размещение в средствах массовой информации итогов раследований по фактам коррупции должностных лиц», «Через СМИ вести разъяснительную работу с населением, направленную на более эффективную реализацию нормы Уголовного кодекса Российской Федерации об освобождении лица, давшего взятку, от уголовной ответственности в случае добровольного сообщения об этом уполномоченному органу».
Отдельно стоит упомянуть мероприятия по созданию социальной рекламы, затратные и малоэффективные:
-
Создание и размещение социальной рекламы антикоррупционной направленности; -
Проведение конкурсов на лучшие проекты антикоррупционной рекламы для использования в СМИ; -
Изготовление и размещение средств наглядной антикоррупционной агитации и пропаганды (плакаты, буклеты) в зданиях мэрии [29, с.13].
В этот же раздел условно включим и вопросы взаимоотношений местных властей со средствами массовой информации:
-
Ежегодно обобщать результаты реагирования на факты публикаций в СМИ; -
Анализ публикаций, жалоб и обращений граждан в газету с точки зрения сведений о коррупционных правонарушениях; -
Назначить ответственного за обеспечение доступности информации для населения через средства массовой информации о деятельности органов местного самоуправления [29, с.13].
3.5 Развитие общественных институтов
Раздела с таким названием в действующих и типовых программах пока нет, однако некоторые мероприятия в принципе можно отнести к этому направлению.
Есть в программах редкие упоминания специализированных контрольных органов местного самоуправления, вообще-то созданных с целью системного противодействия коррупции. При этом нет речи об усовершенствовании этого института, однако сам факт включения их в реализацию антикоррупционной политики уже радует: «Обеспечение деятельности контрольного органа муниципального образования, направленной на выявление коррупции в отраслях здравоохранения, культуры, социальной защиты, малого бизнеса, реализация национальных проектов» [19, с.47].
Иногда программные мероприятия почти революционны: «Подготовить оптимальную структуру администрации муниципального образования», «Прорабатывание вопроса о применении аутсорсинга - механизма выведения определенных видов деятельности (функций) за рамки полномочий органов местного самоуправления».
Есть примеры совместных действий с федеральными и региональными структурами: «Разработать совместно с органами военного управления механизм по исключению коррупционной составляющей при принятии решений медицинскими комиссиями в ходе проведения призыва граждан на военную службу (исполнители - председатель призывной комиссии, военный комиссариат)», «Содействовать организации выездных приемов регионального уполномоченного, по правам человека».
Достаточно большое внимание уделяют разработчики программ взаимоотношению с общественными организациями:
-
Проведение семинаров и тренингов для общественных организаций - формирование навыков антикоррупционного поведения; -
Проведение «круглых столов» с участием представителей общественных организаций; -
Проведение «круглых столов», семинаров и конференций по проблемам противодействия коррупции в городском округе с участием некоммерческих организаций, общественных объединений, депутатов всех уровней, ученых, практиков [19, с.47].
Иногда разработчики продвигаются дальше традиционных семинаров и «круглых столов»: «Разработка условий по взаимодействию общественных организаций и администрации муниципального образования по повышению уровня информированности населения и обеспечения общественного участия в выполнении антикоррупционных мероприятий», «Подготовка предложений по расширению общественного контроля за использованием средств городского бюджета (исполнитель - контрольно-счетнае палата)».
Постепенно входит в обиход понятие «общественная экспертиза»:
-
Разработка и внедрение механизмов общественной экспертизы социально значимых решений органов местного самоуправления; -
Создание общественного совета по проведению общественной экспертизы принимаемых социально значимых управленческих решений и административных регламентов; -
Разработать положение об общественной экспертизе; -
Принятие положения о порядке согласования градостроительных решений (ввести процедуру гласного обсуждения) [19, с.48].
Очень важная мера - оказание поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции.
Особняком стоят мероприятия, связанные с бизнес-сообществом:
-
Организация семинаров для предпринимателей для разъяснения федерального и областного антикоррупционного законодательства; -
Организация «круглых столов» для предпринимателей о ходе реализации программы, обобщение и распространение позитивного опыта антикоррупционного поведения среди субъектов предпринимательства [19, с.48].
Более «весомые» пункты, как правило, появляются в программе с подачи самих предпринимателей:
-
Создание общедоступной информационной системы для обеспечения субъектов малого и среднего бизнеса информацией о порядке распоряжения муниципальным имуществом, перечне объектов для приватизации и аренды; -
Социологические опросы представителей малого, среднего и крупного бизнеса по вопросу взаимоотношений с надзирающими, контролирующими и другими органами, анализ данных о фактах избыточного административного давления на предпринимателей [19, с.48].
Особо выделим важный пункт «Обеспечение участия координационных органов малого и среднего предпринимательства в принятии решений о передаче прав владения и пользования муниципальным имуществом».
Есть несколько важных принципов, которые необходимо соблюсти при создании муниципальной программы противодействия коррупции:
-
Широкое гражданское участие и информационная открытость. Согласованную позицию местного сообщества в отношении взяточничества можно выработать, лишь применяя специальные методы вовлечения жителей в процесс создания программы, обеспечивая постоянное информирование граждан обо всех нюансах работы. Кроме того, активные граждане - важный и недорогой ресурс создания и реализации таких документов. -
Эффективность. Общественные ресурсы не безграничны. Программные мероприятия должны давать максимальный эффект при минимуме затрат. Разработчикам программы необходимо определить приоритетные направления по оптимальному соотношению важности и достижимости задачи. -
Адаптивность. Взяточники умеют подстраиваться под изменившуюся ситуацию, приобретая устойчивость к антикоррупционным действиям и придумывая новые способы вымогательства. Следовательно, нужна постоянная самонастройка антикоррупционной системы. Программа должна содержать механизмы, а не однообразные схемы действий. -
Системность. Эффект от комплексной программы больше, чем сумма результатов действий различных ведомств, отвечающих за противодействие мздоимству. Синергия действий обеспечивается за счет создания новых связей внутри местного сообщества, информационных и организационных [19, с.49].
К сожалению, эти принципы в очень малой степени реализованы в действующих программах. Видимо, лучшие примеры антикоррупционных программ пока еще создаются. В этой связи нужно уделить большое внимание анализу перспективных наработок и информационному обмену разработчиков программ. Необходимо создание площадки для обсуждения новых методик, обмена опытом, докладов прикладных исследований, доступной для представителей всех муниципалитетов.