Файл: 17. Психологическая характеристика темперамента и характера человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
четыре вида темперамента.

 Сильный. У человека, которому он свойствен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент.

Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент.

Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.

Сила и подвижность нервных процессов чаще всего связаны между собой. Поэтому многие исследования объединяют компоненты силы и подвижности в единую характеристику — ЭКСТРАВЕРСИЮ, т.е. активность и подвижность, обращенность психики к внешнему миру, в отличие от ИНТРОВЕРСИИ, в основе которой слабость и малоподвижность нервных процессов, обращенность психики во внутренний мир.

Например, Айзенк, составляя свой знаменитый тест на тип темперамента, определял его по сочетанию двух факторов: экстраверсии или интроверсии, и уравновешенности. Он предложил следующие сочетания:

1. Экстравертированный, нестабильный — холерик.

2. Экстравертированный, стабильный — сангвиник.

3. Интровертированный, нестабильный — меланхолик.

4. Интровертированный, стабильный — флегматик

Темперамент и особенности деятельности личности.

Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, а также в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т. п

Сангвиник.Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Сангвиник быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается.
Экстраверт.

Холерик.Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания; он скорее экстраверт.

Флегматикобладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. По своей психологической сути он интроверт.

МеланхоликЧеловек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интроверты.

Б. М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Развивая эту мысль, отечественные психологи провели ряд исследований с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. Результаты исследований показывают, что именно тип нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности
.

Поэтому не только нельзя, но и бессмысленно стремиться к тому, чтобы изменить темперамент. Более целесообразным представляется учет свойств темперамента конкретной личности при организации деятельности.
Особенности индивидуального подхода к детям с различным типом темперамента.
Ребенок-сангвиник является СИЛЬНЫМ, УРАВНОЕШЕННЫМ, ПОДВИЖНЫМ.

Движения у ребенка – сангвиника будут уверенными, точными, речь выразительной, живой, а также в ней обязательно будут присутствовать жесты и мимика. В кругу одногодок такой ребенок всегда будет лидером.

Основным подходом в воспитании ребенка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «Доверяй, но проверяй». Милый ребенок-сангвиник всегда обещает, но далеко не всегда исполняет. Проявлять строгость и требовательность к сангвинику. Необходимо стремиться вырабатывать у ребенка устойчивые интересы. Мотивировать деятельность сангвиника, через необходимость кому либо помочь.

Дети-флегматики являются СИЛЬНЫМ, УРАВНОВЕШЕННЫМ, ИНЕРТНЫМ. Это дитя будет целенаправленно двигаться вперед, преодолевая каждое препятствие. Принятых решений менять он не станет, его нереально переубедить. Такие дети невероятно устойчивы к окружающим их раздражителям. Они практически всегда необыкновенно сдержаны и кажутся мало эмоциональными, но если они к кому-то привязываются, ни за что не предадут. Основным подходом в воспитании ребёнка-флегматика является принцип, который условно можно назвать «НЕ ТОРОПИ». Ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, флегматик сам рассчитает своё время и сделает дело. Хвалить флегматика за скорые действия. Занимайтесь гимнастикой. При формулировании задания давать время для запоминания, предлагать записать необходимые условия задачи; Относиться к флегматику так, как он относится к миру – спокойно.

Дети-холерики являются СИЛЬНЫМИ и НЕУРАВНОВЕШЕННЫМИ, С ПРЕОБЛАДАНИЕМ ВОЗБУЖДЕНИЯ. Дети-холерики – это настоящие борцы и задиры, несмотря на жизненные трудности и падения, они поднимаются и продолжают двигаться к заданной цели, если им это действительно нужно. Но случается и такое, что они оставляют то, что начали, ради другого, более интересного дела. По натуре холерики настоящие командиры, которые часто создают конфликты с ровесниками, хотя жить без друзей не могут.
Основным подходом в воспитании ребёнка-холерика является принцип, который условно можно назвать «Ни минуты покоя» Направьте его бурную энергию в правильное русло. Поддерживайте его полезные увлечения, - Учите обдумывать все предстоящие решения и оценивать собственные возможности. - Воспитывайте в них качества настойчивости и сдержанности, учите их обладать собой, гасить в агрессивные эмоции еще в зачатке! Говорите с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно без уговоров. Особое внимание уделяйте воспитанию усидчивости. Ограничивайте все, что возбуждает нервную систему ребенка. У ребенка должны быть трудовые обязанности. Давать ребенку задания, которые не будут приносить постоянного успеха. Приучайте ребенка к правилам, этике общения. Просьба, обращенная к ребенку, может иметь оттенок признания силы: «Ведь на тебя можно положиться, я знаю - ты это умеешь». Не позволяйте ребёнку быть хозяином положения и всех вести за собой. Лучше отдать ребёнка в спортивную секцию. Родители, педагоги воспитывая ребенка-холерика, должны “не усмирять” его темперамент, а мудро направлять развитие врожденных особенностей, чтобы при холерическом темпераменте малыш рос в меру гибким, компромиссным и достаточно сдержанным.


Дети-меланхолики – это СЛАБЫЕ дети. Меланхолики являются весьма чувствительными и ранимыми, хотя очень добрыми и отзывчивыми. Их можно легко отвлечь, но они слишком быстро поддаются усталости. На громкие звуки такие дети реагируют достаточно чутко. Часто плачут из-за того, что их обидели, даже невзначай. Они пугливы, особенно они боятся новшеств, изменений в обстановке и даже новых знакомств. Основным подходом в воспитании ребёнка-меланхолика является принцип, который условно можно назвать «НЕ НАВРЕДИ». Ребенок меланхолик застенчив, робок, нерешителен, поэтому: - Будьте с ним ласковыми и мягкими. Не требуйте, а просите. Поддерживайте их и одобряйте. На ребенка нельзя кричать, нежелательно критиковать в присутствии других детей, лучше — наедине; Необходимо давать идеалы и образцы для подражания. Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью. Уважайте внутренний мир ребенка.
ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО У РЕБЕНКА ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА (на выбор это или то, что выше)

Тип темперамента

Особенности работы на занятиях

Холерик

Быстрый темп, полярная активность, эмоциональность в представлении результата. Необходимо чередовать виды деятельности. Чаще проводить публичный опрос. Устный опрос возможен на любом этапе занятия. Разумное сочетание поощрения и наказания, желательно отрицательные оценки давать « с глазу на глаз». Держать в поле зрения в течение всей работы. Необходима четкая организация занятий, планирование индивидуальных дополнительных заданий. Для выполнения задания должны быть очерчены временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Работу стимулирует указание на ошибки.

Сангвиник

Быстрый темп, высокая активность, эмоциональность в процессе работы и представления ее результата. Легко справляется с одновременным выполнением несколько заданий. Возможны устный и письменный опросы на любом этапе занятия. Публично могут быть отмечены недостатки, сделаны замечания. Быстро включается в работу в любой части занятия. Для выполнения задания следует уточнить временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Стимулирование результата за счет оценки.