Файл: Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 Б, 7 В классов Составитель Москвитина Рита Рамазановна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №3 ______Коренкова С.Ю.Приказ № 371 от «30» августа 2019г. |
Рабочая программа
по литературе
(базовый уровень)
7 «Б», 7 «В» классов
Составитель: Москвитина Рита Рамазановна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 7 «Б», «В» класса составлена в соответствии с требованиями примерной программы основного общего образования по литературе. Литература. 5-9 классы. – 3е издание, доработанное. – Москва: Просвещение, 2014 (серия «Стандарты второго поколения»); авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы» под редакцией, В.Я.Коровиной. М: «Просвещение», 2014 г., рассчитанной на 70 часов в год. Данная программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Рабочая программа включает следующие разделы:
-
Планируемые предметные результаты освоения предмета «Литература»; -
Содержание предмета «Литература» с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности. -
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы; -
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Личностными результатамиосвоения программы по литературе являются:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; -
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; -
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; -
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; -
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; -
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; -
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; -
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; -
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результатыосвоения программы по литературе проявляются в умениях:
-
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; -
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; -
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; -
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; -
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; -
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; -
формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результатыосвоения программы по литературе состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
-
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы; -
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; -
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких произведений -
определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); -
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) ценностно-ориентированной сфере:
-
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; -
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; -
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; -
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
-
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; -
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог; -
написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
-
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; -
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Достижению учащимися личностных и метапредметных результатов обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
-
Игровые технологии -
Метод проектов -
Технология ЛСМ -
Технология развития критического мышления через чтение и письмо -
Технология мастерских -
Технологии уровневой дифференциации -
Информационно-коммуникационные технологии -
Здоровьесберегающие технологии
Формы организации познавательной деятельности с учащимися (ФОПД):
Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки:
-
работа по карточкам; -
работа у доски; -
заполнение таблиц; -
написание рефератов, докладов; -
работа с учебниками ; -
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.; -
анализ художественных текстов различных жанров; -
работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, художественной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)
Фронтальная работа:
-
беседа;
-
обсуждение; -
сравнение; -
ответы на вопросы учителя.
Групповая форма:
-
деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно; -
количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек); -
при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.
Только сочетание этих форм приносит ожидаемые положительные результаты.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность в процессе изучения предмета:
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках литературы является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность..
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.
Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках литературы в соответствии с ООП ООО являются исследовательское и творческое. Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.
Основная тематика учебных проектов в 7 классе
Название темы/раздела | Название проекта |
1. Литература 19 века. | 1. Поэтический альманах «Русские поэты 19 века о Родине, родине, родной природе и о себе» |
2. Литература 20 века. | 2. Литературная гостиная «Песни на слова русских поэтов 20 века» |
Изучение предмета «Литература» способствует духовно-нравственному развитию учащихся. Перечень внеурочных мероприятий по предмету:
1. Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина.
2. Игра «Литературная шкатулка».
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В 7 КЛАССЕ
Согласно учебному плану школы на изучение литературы в 7 классе отводится 68 часов из расчета: 2 часа в неделю (34 учебных недели), в том числе контроль знаний по предмету:
№ раздела | Содержание | Количество часов | Количество контрольных работ | Часы Р.Р. | Часы ВН.ЧТ. |
1. | Введение | 1 | - | - | - |
2. | Устное народное творчество | 6 | - | 2 | 1 |
3. | Из древнерусской литературы | 2 | 1 | - | - |
4. | Из литературы XVIII века | 2 | - | - | - |
5. | Из литературы XIX века | 28 | 4 | 5 | 2 |
6. | Из литературы XX века | 22 | 2 | 2 | 3 |
7. | Литература народов России | 1 | - | - | - |
7. | Из зарубежной литературы | 5 | - | 1 | 1 |
8. | Итоговый контороль | 1 | 1 | - | - |
| Общее количество часов: | 68 | 8 | 10 | 7 |